Занимательный русский язык
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Миронова Елена Алексеевна

Рабочая программа по курсу "Занимательный русский язык" (общекультурное направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

(МОУ «Глебовская СОШ»)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам. Директора по УВР

____________М.Б.Шуплякова

директор школы

______________О.В. Жукова

«____» _____________2021 год

«___»_____________2021 год

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

(общекультурное направление)

на 2021 -2022 учебный год

4 б класс

учитель: Миронова Е.А

п. Глебовский

2021 г.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (общеинтеллектуальное направление) составлена на основе:

-  требований ФГОС с требованиями начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.10 г;

-  Положения о рабочей программе педагога МОУ «Глебовская СОШ» по учебному предмету, курсу, внеурочной деятельности.

- сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, соответствует учебному плану МОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»: 34 часа в год (1 час в неделю).

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
  1. Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные ууд

Учащийся научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

Учащийся научится:

  • осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;
  • выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • выражать собственное мнение и обосновывать его;
  • владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
  • строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
  • применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
  • сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
  • составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
  • выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
  • пользоваться специальной, и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом
  1. Содержание программы курса (34 ч)

(с указанием форм организации и видов деятельности)

Тема 1. Сказочное царство слов. (1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов. (2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке. (2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями. (1ч.)

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А.Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17. Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н.Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22. В стране Сочинителей. (2ч.)

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан-налим, актер-терка).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема32. Откуда пришли наши имена. (1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Формы организации занятий:

  • индивидуально- групповые;
  • индивидуальные;
  • работа в парах;
  • фронтальная работа.

Виды деятельности:

  • диалог;
  • круглый стол;
  • беседа;
  • игра.

4. Учебно-тематическое планирование.

           Содержание.

      Количество часов

1.Царство слов

     10

2.Новые слова

      8

3.В королевстве ошибок

     16

Итого:

     34

5.Календарно - тематическое планирование

№ урока п/п

Плановые сроки прохождения

Фактическая дата

Название раздела, тема урока

1

01.09.21-03.09.21

Сказочное царство слов.  

2

06.09.21-10.09.21

Путешествие в страну Слов.

3

13.09.21-17.09.21

Путешествие в страну Слов.

4

20.09.21-24.09.21

Чудесные превращения слов.

5

27.09.21-01.10.21

Чудесные превращения слов.

6

11.10.21-15.10.21

В гостях у слов- родственников.

7

18.10.21-22.10.21

В гостях у слов- родственников.

8

25.10.21-29.10.21

Добрые слова.

9

01.11.21-05.11.20

Добрые слова.

10

08.11.21-12.11.21

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

11

22.11.21 -26.11.21

Новые слова в русском языке.

12

29.11.21-03.12.21

Новые слова в русском языке.

13

06.12.21 -10.12.21

Встреча с зарубежными друзьями.

14

13.12.21-17.12.21

Синонимы в русском языке.

15

20.12.21-24.12.21

Синонимы в русском языке.

16

27.12.21-30.12.21

Слова- антонимы.

17

10.01.22-14.01.22

Слова- омонимы.

18

17.01.22-21.01.22

Крылатые слова.

19

24.01.22-28.01.22

В королевстве ошибок.

20

31.01.22-04.02.22

В королевстве ошибок.

21

07.02.22-11.02.22

В стране Сочинителей.

22

14.02.22-18.02.22

В стране Сочинителей.

23

28.02.22-04.03.22

Искусство красноречия.

24

07.03.22-11.03.22

Искусство красноречия.

25

14.03.22-18.03.22

Праздник творчества и игры.

26

21.03.22-25.03.22

Трудные слова.

27

28.03.22-01.04.22

Трудные слова.

28

11.04.22-15.04.22

Анаграммы и метаграммы.

29

18.04.22-22.04.22

Анаграммы и метаграммы.

30

25.04.22-29.04.22

Шарады и логогрифы.

31

02.05.22-06.05.22

Шарады и логогрифы.

32

09.05.22-13.05.22

Откуда пришли наши имена.

33

16.05.22-20.05.22

Занимательное словообразование.

34

23.05.22-27.05.22

КВН по русскому языку.

6. Перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения.

  1. Н. Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. М: «Вентана-Граф. 2013г
  2. Т.Г. Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова, С.Г. Жук. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1, 2 класс М: Просвещение, 2012г
  3. И.Ф. Яценко. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс. М.: «Вако» 2008
  4. Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный русский язык

Презентация  подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....

Час занимательного русского языка.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...

"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.

Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...

Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"

Цели:Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...