Буква "Д". Добукварный период, 1 класс, УМК "Школа России"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Данный урок посвящён знакомству с буквой Д. Урок постановки и решения частной задачи. Цель урока - познакомить с новой буквой, создать предпосылки для формирования навыка чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_d_.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет

Обучение грамоте        

Класс

1 класс, УМК «Школа России»

Тип урока

Урок постановки и решения частной задачи

Цели урока

Познакомить с новой буквой, создать предпосылки для формирования навыка чтения

Технологии, метода, приемы

Поисковые методы обучения словесный,  игровой, наглядный, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля

Основные понятия, термины

Звук, буква, буква гласного, буква согласного, звуковое значение буквы

Планируемый результат

Предметный

учебно-языковые умения:

-анализировать звуковай и слоговой состав слов;

-записывать слова и предложения схемам;

-узнавать букву Д

-устанавливать ее звуковое значение

речевые:

-пользоваться научным стилем речи

-читать слоги и слова с буквой Д

Личностный: оценивать свои достижения

Метапредметный: принимать учебную задачу и решать ее под руководством учителя, осуществлять самоконтроль (р.)

Высказывать предположения, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, подводить под понятие (п.)

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, отвечать на вопросы, дополнять друг друга (к.)

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная

Азбука 1 кл. Горецкий В. Г.

Технологическая карта урока «Буквы "Д, д", звуки [д], [д']»

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

УУД:

Р. умение оценивать учебные действия

К. умение слушать и понимать других

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

Проверяют готовность к уроку.

  1. Актуализация прежних знаний

УУД:

П.

формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

К. умение понимать вопрос и давать на него ответ

Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в страну, где живут буквы и звуки.

- Давайте вспомним, чем отличаются звуки и буквы?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)

Давайте поиграем  в игру «Звук, буква».

- Когда я называю звук, вы хлопаете, букву – топаете.

[р], ка, [н'], эм, [т], [з'], вэ, сэ, [к], эс, [л'],  эн

Артикуляционная гимнастика

  1. Постукиваем губками.
  2. Похлопаем зубками.
  3. Барабан д-д-д.
  4. Дудочка ду-ду-ду

Вспоминают изученное, играют в игру.

  1. Постановка познавательной задачи урока

УУД:

Р. умение прогнозировать предстоящую работу

К. умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

П. умение отличать звуки и буквы

Представьте, что у вас в руках дудочка. (Дети подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке)

- Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)

- Поиграют только мальчики. (Ду-ду-ду)

- Какой звук слышим в начале слова? (Звук [д])

- А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? (Динь-динь-динь).

- Повторят только  девочки. (Динь-динь-динь) 

Какой звук слышим в начале слова? (Звук [д '])

Кто может назвать тему урока? (Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д)

- Чему мы должны научиться на уроке?

Различать звуки [д] и [д'], узнать все о букве Д, читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)

Картинка девочки и мальчика. Учитель нахывает их имена: Даня и Дина. Дети в тетрадках выполняют звуковые модели к именам, два ученика после выполняют схеиы на доске.

Разные или одинаговые звуки в первом и во втором слове? (разные: твердый и мягкий)

Теперь проверим сможем ли мы обозначить звуки буквами.

Выполняют действия под руководством учителя, прогнозируют тему урока.

Участвуют в беседе с учителем, выполняют задания.

  1. Открытие нового знания

УУД:

К. участие в беседе с учителем;

умение оформлять свои мысли в устной форме

Л. использовать личный опыт при решении учебной задачи

Р. умение прогнозировать предстоящую работу

 Все ли звуки мы можем обозначить?

Для обозначения каких звуков мы не знаем букву?

Сколько букв нам понадобится, две или одна? Почему?

Кто знает как она называется? ДЭ

Учитель изображает букву Д на доске.

На что похожа буква Д?

(Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной.                         Вот стоит дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

Прочитайте слоги с буквой д. (105 стр.) (читающие дети вставляют пропавщие буквы в слова: *розд, *иван, ра*ость и другие) На какие группы можно разделить эти слоги? Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

Прочитайте слова начинающиеся на букву Д. (105 стр.) 

По картинке определите о ком будет текст? (рыбки)

Чтение текста.

О чем текст?

Правильно ли мы поняли по картинке о чем текст? Почему Таня и Дима написаны с больщой буквы? (Имена) Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

Обсуждать смысл текста можно дольше! (чтобы дети видели; чтение помогает узнать новое, понять смысл и проч.)

Прочитайте слова из двух слогов.

Дети анализируют звуки. Читают слоги, слова и текст, анализируют текст. Работают с картинкой.

  1. Физкультминутка

УУД:

Р. координация движений в соответствии с поставленной задачей

К. адекватное восприятие речи учителя

Двигаем руками

Двигаем ногами

Дрожат пальчики

Дремлют глазки

Делаем приседания

Выполняют упражнения

  1. Первичное закрепление

УУД:

К. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре

Л. бережное отношение к людям

П. развивать мыслительные операции и устную речю; на основе анализа объектов делать выводы;

Нам с вами нужно разгадать загадку, что же нам помагает решать такие сложные задачки на уроке, у каждого ребенка своя распечатка

Теперь работаем в парах:

выберите то слово, которое подходит к модели

Дети разгадывют загадки с учителем и в парах.

  1. Рефлексия

УУД:

К. принимать участие в  диалоге

Р. анализировать свою деятельность

Л. оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

  Какие звуки мы сегодня изучили?

   - Какой буквой они обозначаются?

   - Как мы будем читать букву д в слогах – слияниях? (Мягко или твёрдо. Это зависит от буквы гласного стоящей за ней.)

   - Какое задание понравилось?

   - Что вызвало затруднение?

Отвечают на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добукварный период обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России» (Горецкий В.Г. «Русская азбука»)

Описываются особенности работы в добукварный период обучения грамоте....

конспект урока чтения добукварный период

данный урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий по системе В. Ф. Базарного, принциов  коррекционно- развивающего и личностно- ориентированного обучения...

Конспект фрагмента урока «Составление рассказа по сюжетным картинкам» 1 класс. Обучение грамоте (добукварный период)

Обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок, правильно и последовательно излагать мысли; развивать память, мышление, воображение....

Добукварный период обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России» (Горецкий В.Г. «Русская азбука»)

Добукварный период обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России» (Горецкий В.Г. «Русская азбука»)...

Контрольно- измерительные материалы по русскому языку и литературному чтению, добукварный период, 1 класс.

Проверочная работа составлена в  2 вариантах, содержит спецификацию, кодификатор и критерии оценивания....

"Слова и слоги" - 1 класс добукварный период

ТК урока Слова и слоги - 1 класс добукварный период...