Развитие речи. Текст, деление на абзацы.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
В данном материале предоставлен мой открытый урок, в котором этапы урока меняются очень активно. Также здесь используется электронное приложение для закрепления материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 153.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Последовательность абзацев.
Составление текста по абзацам.
Цели и задачи урока
1. Закреплять понятие «абзац», «красная строка»
2. Формировать умения делить текст на части и выделять их при
записи, составлять текст по заданным условиям; развивать умение корректировать текст с нарушенной последовательностью абзацев
3. Развивать связную устную и письменную речь учащихся;
4. Расширять кругозор учащихся.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Каллиграфическая минутка
Настраиваемся на урок русского языка.
Открываем тетради, записываем число.
Каллиграфическая минутка:
«Два щенка, щекой к щеке, щиплют щетку в уголке».
Какой звук вы слышите чаще остальных? Какая буква передает этот звук? Буква Щ. (Прописываем). (3 мин)
- Объявление темы урока.
Сегодня у нас урок развития речи.
Посмотрите, пожалуйста, на ребус и скажите, о чем мы будем говорить?
(АБЗАЦ)
ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ УРОКА
(Закрепляем понятие «абзац», «красная строка», поработаем над последовательностью абзацев в тексте)
- Но прежде, чем закрепить тему, предлагаю поработать со словарными словами Словарная работа (с само оцениванием)
Словарными словами являются отгадки.
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. (Береза) | Все деревья я лечу По деревьям я стучу. Их спасаю от врагов Вредных, маленьких жуков… (Дятел) | Возле дома, по дорожке, (Воробей) |
Зимой спит, Летом улья ворошит. (медведь) | Затрещала, как трещотка Длиннохвостая красотка Непоседа, белобока — Беспокоится … (Сорока) | Рыжий молокозавод День жуёт и ночь жуёт: Ведь траву не так легко Переделать в молоко… (Корова) |
Проверить наличие ошибок (на полях оценить себя)
Составьте с любым из слов предложение, но прежде напомните, что мы называем предложением? (8 минут)
6. Повторение.
- Любую ли группу предложений можно назвать текстом? (нет)
- Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет определённую тему. Тема текста – это то, о чём в нём говорится. К тексту можно подобрать заголовок. Заголовок может отразить тему текста.)
-Какие условия необходимы? (смысл, последовательность)
- Для чего мы делим текст на абзацы? (для того, чтобы текст разделить на смысловые части)
-Что такое абзац? (Абзац – это часть текста от одной красной строки до другой. Сколько в тексте абзацев – столько и частей.) (3 мин)
7. С помощью приложения «Learning apps» давайте посмотрим, можем ли мы это назвать текстом? https://learningapps.org/display?v=pxhne165j21 («В царстве насекомых»)
– является ли это текстом?
Вывод: абзацы должны быть расположены в определённом порядке.
(4 мин)
*Самостоятельно придумайте заголовок к данному тексту и запишите с новой строки. (3 мин.)
8. Работа с деформированным текстом в группе (15 минут:
2мин – дать инструкцию, 4 минуты – работа в группах, 5 минут – обсуждение, 4 минуты – запись заголовка+1й абзац + *грамматич.задание)
Задание: восстановить последовательность абзацев в тексте.
- Что значит нарушена последовательность абзацев.
-Прочитайте текст. Посмотрите, сколько абзацев в тексте?
-Что мы будем сейчас делать? Что значит «исправь текст»?
Работа в группах. Чтение инструкции и выполнение заданий.
ЗАСЕКАЕМ СЕКУНДОМЕР 4 МИНУТЫ
Инструкция к выполнению задания (для сильных детей)
- Разрежьте текст на абзацы.
- Прочитайте.
- Восстановите последовательность событий.
- Постройте правильную последовательность абзацев.
- Подумайте, чему посвящен текст, о чем рассказывает мальчик?
- Подберите заголовок к тексту.
По дороге домой я увидел белого кота. Кот отряхнулся и стал чёрным. Оказывается, Васька просыпал муку и стал белым. Теперь не осталось и муки.
Когда я принёс молоко, то выяснилось, что наш чёрный кот Васька съел всю сметану. Я опять пошёл в магазин.
Бабушка решила испечь блины. Но в доме закончилось молоко. Я пошёл в магазин.
Блины в этот день бабушка не испекла.
Инструкция к выполнению задания (для менее активных ребят учитель готовит заранее разрезанные части текста)
- Распределите между собой части текста.
- Прочитайте.
- Восстановите последовательность событий.
- Постройте правильную последовательность абзацев.
- Приклейте полученный текст на листок.
- Подумайте, чему посвящен текст, о чем рассказывает мальчик?
- Подберите заголовок к тексту.
По дороге домой я увидел белого кота. Кот отряхнулся и стал чёрным. Оказывается, Васька просыпал муку и стал белым. Теперь не осталось и муки. |
Когда я принёс молоко, то выяснилось, что наш чёрный кот Васька съел всю сметану. Я опять пошёл в магазин. |
Бабушка решила испечь блины. Но в доме закончилось молоко. Я пошёл в магазин. |
Блины в этот день бабушка не испекла. |
9. Проверка
(по 1 представителю из сильной и менее активной групп выходят к доске – собрать текст).
- Прочитайте первый абзац.
- Почему вы решили, что это начало текста?
- У кого другое начало?
- Прочитайте второй абзац. Докажите, что он должен идти после первого.
- Прочитайте третий и четвёртый абзацы. Докажите, что четвёртый абзац является окончанием текста
- Какой заголовок подобрали?
(Заголовки учитель записывает на доске, а ученики в тетради,
Лучший заголовок можно подчеркнуть).
Предполагаемые заголовки: Неудачный день. Кот –шалун. Васька –безобразник
*если останется время, записать заголовок в тетради и первый абзац, подчеркнуть все слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
Ученики могут записать только первые предложения каждого абзаца: 1) «Бабушка решила испечь блины»; 2) «Когда я принёс молоко...»; 3) «По дороге домой я увидел белого кота»; 4) «Блины в этот день бабушка не испекла».
10. д/з списать текст
10. Итог урока,
- Рефлексия (4минуты)
Учебные пособия: русский язык 3 класс Иванов С.В., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/26/picture-16284.jpg)
Развитие речи( тексты изложений)
Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-131821-1396537675.jpg)
урок грамоты Развитие речи. Текст повествование.
На этом уроке попробовала показать учащимся возможность высказывать свои мысли, чувства не только словами, но и при помощи музыки, поэзии, рисунков...
Развитие речи: Тексты бывают разными
Тип урока: урок изучения нового материала.Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.Оборудование для учителя:...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-955610-1507558753.jpg)
Урок 144. Развитие речи" Тексты с хвостами" 2 класс
Тексты с « хвостами» — это специальный педагогический прием для повышения у ребенка интереса к чтению. «Хвосты» - незавершенные предложения, которые ребенок должен...