Развитие речи. Текст, деление на абзацы.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

В данном материале предоставлен мой открытый урок, в котором этапы урока меняются очень активно. Также здесь используется электронное приложение для закрепления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_moy.docx153.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Последовательность абзацев. 

         Составление текста по абзацам. 

Цели и задачи урока

1. Закреплять понятие «абзац», «красная строка»

2. Формировать умения делить текст на части и  выделять их при 

  записи, составлять текст по заданным условиям; развивать  умение  корректировать текст с  нарушенной  последовательностью абзацев

3.  Развивать связную устную и письменную речь учащихся;

4.  Расширять  кругозор  учащихся.

Ход урока.

  1. Орг.  момент.

  1. Каллиграфическая минутка

Настраиваемся на урок русского языка.

Открываем тетради, записываем число.

            Каллиграфическая минутка:

«Два щенка, щекой к щеке, щиплют щетку в уголке».

Какой звук вы слышите чаще остальных? Какая буква передает этот звук? Буква Щ.  (Прописываем).   (3 мин)

  1. Объявление  темы  урока. 

     Сегодня у нас урок развития речи. 

Посмотрите, пожалуйста, на ребус и скажите, о чем мы будем говорить?

(АБЗАЦ)

ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ УРОКА

(Закрепляем понятие «абзац», «красная строка», поработаем над последовательностью абзацев в тексте)

  1. Но прежде, чем закрепить тему, предлагаю поработать со словарными словами  Словарная работа (с само оцениванием)

Словарными словами являются отгадки.

Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей.

(Береза)

Все деревья я лечу По деревьям я стучу. Их спасаю от врагов Вредных, маленьких жуков… (Дятел)

Возле дома, по дорожке,
Скачет собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …?

(Воробей)

Зимой спит,

Летом улья ворошит.

(медведь)

Затрещала, как трещотка Длиннохвостая красотка Непоседа, белобока — Беспокоится … (Сорока)

Рыжий молокозавод День жуёт и ночь жуёт: Ведь траву не так легко Переделать в молоко… (Корова)

Проверить наличие ошибок (на полях оценить себя)

Составьте с любым из слов предложение, но прежде напомните, что мы называем предложением? (8 минут)

6. Повторение. 

     - Любую ли группу предложений можно назвать текстом? (нет)

     - Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет определённую тему. Тема текста – это то, о чём в нём говорится. К тексту можно подобрать заголовок. Заголовок может отразить тему текста.)

     -Какие условия необходимы? (смысл, последовательность)

     - Для чего мы делим текст на абзацы? (для того, чтобы текст разделить на смысловые части)

     -Что такое абзац? (Абзац – это часть текста от одной красной строки до другой. Сколько в тексте абзацев – столько и частей.) (3 мин)

7. С помощью приложения «Learning apps» давайте посмотрим, можем ли мы это назвать текстом? https://learningapps.org/display?v=pxhne165j21  («В царстве насекомых»)

– является ли это текстом?

Вывод: абзацы должны быть расположены в определённом порядке.

(4 мин)

*Самостоятельно придумайте заголовок к данному тексту и запишите с новой строки. (3 мин.)

8. Работа с деформированным текстом в группе (15 минут:

2мин – дать инструкцию, 4 минуты – работа в группах, 5 минут – обсуждение, 4 минуты – запись заголовка+1й абзац + *грамматич.задание)

Задание: восстановить последовательность абзацев в тексте.

 - Что значит нарушена последовательность абзацев.  

-Прочитайте текст. Посмотрите, сколько абзацев в тексте?

-Что мы будем сейчас делать?  Что значит «исправь текст»?

Работа в группах. Чтение инструкции и выполнение   заданий.

ЗАСЕКАЕМ СЕКУНДОМЕР 4 МИНУТЫ

Инструкция к выполнению задания (для сильных детей)

  1. Разрежьте текст на абзацы.
  2. Прочитайте.
  3. Восстановите последовательность событий.
  4. Постройте правильную последовательность абзацев.
  5. Подумайте, чему посвящен текст, о чем рассказывает мальчик?
  6. Подберите заголовок к тексту.

По дороге домой я увидел белого кота. Кот отряхнулся и стал чёрным. Оказывается, Васька просыпал муку и стал белым. Теперь не осталось и муки.

Когда я принёс молоко, то выяснилось, что наш чёрный кот Васька съел всю сметану. Я опять пошёл в магазин.

Бабушка решила испечь блины. Но в доме закончилось молоко. Я пошёл в магазин.

Блины в этот день бабушка не испекла.

Инструкция к выполнению задания (для менее активных ребят учитель готовит  заранее  разрезанные  части  текста)

  1. Распределите между собой части текста.
  2. Прочитайте.
  3. Восстановите последовательность событий.
  4. Постройте правильную последовательность абзацев.
  5. Приклейте полученный  текст  на  листок.
  6. Подумайте, чему посвящен текст, о чем рассказывает мальчик?
  7. Подберите заголовок к тексту.

По дороге домой я увидел белого кота. Кот отряхнулся и стал чёрным. Оказывается, Васька просыпал муку и стал белым. Теперь не осталось и муки.

Когда я принёс молоко, то выяснилось, что наш чёрный кот Васька съел всю сметану. Я опять пошёл в магазин.

Бабушка решила испечь блины. Но в доме закончилось молоко. Я пошёл в магазин.

Блины в этот день бабушка не испекла.

        9.  Проверка

 (по 1 представителю из сильной и менее активной групп выходят к доске – собрать текст).

       - Прочитайте  первый  абзац.

       -  Почему  вы  решили,  что  это  начало  текста?  

- У кого  другое  начало?

 -  Прочитайте  второй   абзац.  Докажите, что  он  должен  идти  после  первого.                                              

-  Прочитайте   третий  и  четвёртый  абзацы.  Докажите,  что  четвёртый  абзац  является  окончанием  текста

-  Какой  заголовок  подобрали?

(Заголовки  учитель  записывает  на  доске,  а  ученики  в  тетради,

 Лучший  заголовок  можно  подчеркнуть).

Предполагаемые  заголовки: Неудачный  день.  Кот –шалун. Васька –безобразник

*если останется время, записать заголовок в тетради и первый абзац, подчеркнуть все слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Ученики могут записать только первые предложения каждого абзаца: 1) «Бабушка решила испечь блины»; 2) «Когда я принёс молоко...»; 3) «По дороге домой я увидел белого кота»; 4) «Блины в этот день бабушка не испекла».

10. д/з списать текст

10. Итог урока,

  1. Рефлексия (4минуты)

Учебные пособия: русский язык 3 класс Иванов С.В., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи( тексты изложений)

Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возм...

урок грамоты Развитие речи. Текст повествование.

На этом уроке попробовала показать учащимся возможность высказывать свои мысли, чувства не только словами, но и при помощи музыки, поэзии, рисунков...

Развитие речи: Тексты бывают разными

Тип урока: урок изучения нового материала.Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.Оборудование для учителя:...

Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение"

Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение"...

Урок развития речи "Текст-описание" 3 класс

Презентация к уроку развития речи во 2-3 классе....

Урок 144. Развитие речи" Тексты с хвостами" 2 класс

Тексты с « хвостами» — это специальный педагогический прием для повышения у ребенка интереса к чтению. «Хвосты» - незавершенные предложения, которые ребенок должен...

Презентация по развитию речи. Текст-описание

Презентация по развитию речи. Текст-описание...