Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Козлова Екатерина Сергеевна
Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst-rassuzhdenie.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1.

Организационный момент.

Словесный: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня проведу у вас урок развития речи.

- Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Слушают.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2.

Постановка учебной задачи.

Словесный: беседа.

2 мин.

- Ребята, как вы думаете, для чего нам нужны уроки развития речи? (Чтобы научиться правильно и красиво говорить). Назовите главное правило, которое нам необходимо соблюдать на уроках развития речи. (Давать только полные ответы).

- Для того, чтобы узнать, чему будет посвящено наше занятие, вам необходимо расшифровать это предложение. (Перепутаны буквы).

долПрожаем митьсязнако с омсттек-сужрасдением.

- Итак, как будет звучать тема нашего урока? (Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением). Какие цели мы перед собой поставим? (Вспомнить, что такое текст-рассуждение, вспомнить, чем текст рассуждение отличается от текстов повествования и описания, продолжить знакомиться с текстом-рассуждением, поработать с текстом-рассуждением).

Узнают тему урока.

Формулируют цели урока.

Регулятивные: принимают и со храняют уч задачу

Регулятивные: планируют свое действие в соответ. с задачей

3.

Этап актуализации учебных знаний.

Словесный: беседа.

Словесный: беседа.

Словесный: беседа.

15 мин.

- Давайте вспомним: какие виды текстов существуют? (Текст-повествование, описание, рассуждение). Сейчас … прочитает нам текст. Ваша задача – определить тип текста и доказать, почему.

Тень на дороге.

Стоял летний солнечный день. Мы с братом шли через поле на сенокос. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил ее и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго.

- Какой это тип текста? (Повествование). По каким признакам вы это определили? (В тексте рассказывается о последовательных событиях, действиях. Есть вступление (начало действия), основная часть (развитие действия) и заключение (вывод)).

- Давайте послушаем следующий текст. Задача та же: определить тип текста и объяснить, почему вы так считаете.

Песец.

Вот бежит – катится небольшой белый зверек. Черная пуговка носа блестит едва заметной точкой. Чуткие уши прижаты к спине. Темные круглые глаза полны огня. Короткие сильные ноги проворны и неутомимы.
Это – песец, живое сокровище снежных просторов тундры.

- Определите тип текста. (Текст-описание). Докажите, что это текст-описание. (В тексте  описывается животное, его признаки).

Вспоминают типы текстов.

Определяют тип текста. Аргументируют ответ.

Определяют тип текста. Аргументируют ответ.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: строить объяснения в устной форме.

4.

Решение учебной задачи

Словесный: беседа.

Словесный: беседа.

Словесный: беседа.

Словесный: беседа.

Словесный: работа с книгой.

Словесный: беседа.

15 мин.

- Слушаем следующий текст, определяем его тип.

Волшебное озеро.

В народе рассказывают легенду о таежном озере “Око земли”.
Оно не простое, а волшебное, повествуют старики. Почему же это озеро называют волшебным?
Это хранилище живой воды, которая исцеляет болезни. Здесь целебно все: и вода, и грязь, и мох, и травы, растущие вокруг. Поэтому сюда приходят звери, прилетают птицы, чтобы лечиться от всякой хвори. Вот почему озеро “Око земли” называют волшебным.

- Как вы считаете, к какому типу относится данный текст? Докажите. (В тексте раскрываются причины того, почему озеро называют волшебным, дается объяснение. Текст можно поделить на 3 части (на слайде определение текста-рассуждения и его схема): тезис (выдвинутое суждение); доказательства, вывод).

- Найдите в тексте «Волшебное озеро» тезис (то есть выдвинутое суждение). Кто может прочитать? Найдите доказательства или объяснение того, почему озеро называют волшебным. Прочитайте предложения. Найдите вывод. Прочитайте.

- Давайте еще раз вспомним, что такое текст-рассуждение? (Это тип текста, где раскрываются причины чего-либо, доказывается какая-либо мысль, дается объяснение чего-либо). Из каких частей состоит текст-рассуждение? Молодцы!

- Откройте страницу 27. С каким текстом мы будем сегодня работать? («Речка моего детства»). Кто автор этого текста? (Василий Михайлович Песков). Что от нас требуется? (Прочитать текст и выполнить словарную работу). С каким словарем вы будете работать? (С толковым).

- Внимательно прочитайте текст, по ходу чтения узнавая значение незнакомых слов.

Чтение текста.

- Вы прочитали текст и узнали несколько новых слов. Попытайтесь объяснить их значение. (После ответов детей на слайде появляется толкование слова и иллюстрация).

- Плес. Пойма. Скопа. Коростель. Осок.

- Есть ли еще слова в тексте, которые были вам непонятны?

- О чем этот текст? ( О речке Усманке). Определите главную мысль текста. (Речка – главная жизненная школа автора).

- Можно ли сказать, что одна из главных мыслей текста выражена уже в его начале? Вам нужно найти и процитировать ее, но прежде чем это сделать, давайте вспомним, что означает слово «цитировать». (Дословно воспроизводить текст или часть текста). Процитируйте предложение, в котором выражена главная мысль текста.

- Какую часть текста можно назвать повествованием о занятиях ребят на реке? Процитируйте.

- Какой вопрос волновал в детстве Васю Пескова, когда он думал о реке? Найдите и зачитайте нужное место в тексте. К какому же выводу пришел мальчик? Процитируйте этот вывод. Какими примерами Василий Песков подтверждает тот вывод, который он сделал в 13 лет? Зачитайте нужные цитаты из текста.

- Ребята, а какая часть этого текста является рассуждением и почему?

Определяют тип текста. Аргументируют ответ.

Вспоминают, что такое текст-рассуждение, вспоминают его структуру.

Доказывают: находят нужные предложения.

Вспоминают, что такое текст-рассуждение, вспоминают его структуру.

Читают название текста. Определяют автора. Ставят цели.

Объясняют значение слов.

Определяют тему, главную мысль текста.

Вспоминают значение слова «цитировать».

Цитируют.

Отвечают цитируют.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: строить объяснения в устной форме.

Познавательные: осмысленно читают текст. Познавательные: строят рассуждение

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: строить объяснения в устной форме.

5.

Подведение итогов урока

Словесный: беседа.

5 мин

- Давайте подведем итог урока:

- Какие виды текста бывают?

- Как отличить повествовательный текст от текста-описания?

- Что такое текст-рассуждение? Из каких частей состоит текст-рассуждение?

- У вас на партах лежат звездочки красного и синего цвета. Если на уроке вам было интересно, вы качественно работали – выберите желтую звездочку. Если вы не узнали ничего нового, были не внимательны и работали не активно - выберите звезду голубого цвета. Выбрали? Теперь подходите к доске и наклеивайте звездочки на звездное небо.

- Итак, большинство звездочек на небе – красные. Значит, занятие прошло с пользой. Спасибо вам за работу. Урок окончен.

Подводят итог урока.

Проводят рефлексию своей деятельности.

Познавательные: строят рассуждение.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль.


Школа №95                                                                                            Учитель: Мякушкина О.В. ___________

Класс: 4-0                                                                                               Студентка: Козлова Екатерина

  Дата: 14.10.14                                                                                         Методист: Кондратьева И.И. __________                                                                                                                                  

Конспект урока развития речи 

Тема: «Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением»

Цели деятельности учителя:

1. закрепить понятие «текст – рассуждение», актуализировать в памяти детей особенности  текста рассуждения;

2. сформировать умение распознавать тексты-повествования, описания, рассуждения;

3. развивать  навык беглого осознанного чтения; работы с толковым словарем; цитирования отрывков из текста.

Планируемые результаты

        - предметные

  1. сформируют умение адекватно использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний);
  2. формируют смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации;
  3. сформируют умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;
  4. закрепят понятие «текст-рассуждение», сформируют умение называть особенности текста-рассуждения;
  5. сформирую умение распознавать типы текста;
  6. разовьют навык осознанного чтения; работы с толковым словарем; цитирования отрывков текста.

        - личностные:

  1. сформиуют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  2. формируют самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность;
  3. разовьют познавательную активность.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Оборудование: учебник, проектор.