Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная школа XXI век")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
probuem_sochinyat_zagadki.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, г. Новороссийск
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33
муниципального образования город Новороссийск
Конспект урока русского языка,
урок развития речи по теме:
«Пробуем сочинять загадки»
(2 класс, УМК «Начальная школа XXI век»)
учителя начальных классов
Новак Елене Евгеньевны
МАОУ СОШ № 33
г. Новороссийск
Краснодарский край
Конспект урока
Вид урока: урок развития речи.
Цель урока: учить применять конструирования загадок.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов.
- Формировать умение конструировать загадки.
Развивающие:
- Развивать речь, образное мышление.
- Совершенствовать навыки грамотного письма.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные качества (навыкиработы в группах)
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- Карточки для работы в группах.
- Лист для творческих работ
Ход урока
I . Мобилизирующее начало урока.
У ч и т е л ь: Сегодня на уроке будем проявлять и развивать свои творческие способности.
Угадайте загадку:
«На зелёной тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
и растаял этот шар
У ч и т е л ь: Что за шар? (одуванчик)
У ч и т е л ь: Назван в загадке одуванчик? (нет)
У ч и т е л ь: Название какого предмета его заменяет? (шар)
У ч и т е л ь: А почему такое сравнение? (одуванчик похож на шарик)
У ч и т е л ь: Какие важные признаки этого шарика указаны? (на зелёной тонкой ножке, от ветерочка шар растаял, растёт у дорожки)
Найдите слова с орфограммой «безударная гласная в корне слова» и подберите проверочные слова. (на зелёной- зелень,вырос-рос).
Слова с орфограммой «парная согласная в середине слова» и подберите проверочные слова (ножке-ноженька, у дорожки- дороженька)
II. Формулирование темы и цели урока
У ч и т е л ь: Вы хотите научиться составлять загадки?
У ч и т е л ь:Какова будет тема нашегоурока? Чему будет учиться науроке?(загадки. Составлению загадок)
У ч и т е л ь: Сегодня на уроке будем отличать загадки от других текстов и учиться сочинять загадки.
У ч и т е л ь:Мы должны будем ответить на вопрос, что обязательно должно быть в загадке?
III. Решение проблемы
У ч и т е л ь: Какова особенность загадок? (Ответить на него дети смогут после подготовительного этапа)
У ч и т е л ь :В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. И Шведовой Н.Ю. (стр 201) даётся определение загадке:
«Загадка: 1) Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. 2)Нечто необъяснимое, непонятное»
IV.Первичное восприятие
Перечень признаков (на доске)
1. Предмет не назван
2. Назван другой, похожий на него
3. Показаны выжные признаки
4. Форма
Работа в группах.
У ч и т е л ь: Можно научиться сочинять загадки, но для этого надобыть внимательным к описанию, сравнению, сопоставлению. Часто в загадках встречается иносказание- мысль высказывается непрямо, а иными словами,как намёк.
Творческие задания для групп.
Задание1. (визуализация): назвать предметы, похожие на паутину(1 группа); лампочку(2 группа); луна(3 группа).
Задание 2: Каждой группе задумать предмет, находящийся в классе и, не называя егоперечислить признаки так, чтобы другие могли догадаться, о чём идёт речь.
(Ученики работают в группах, затем представляют результат своего труда для всего класса)
V. Закрепление.
1. Коллективная работ.
(представлен рисунок бочки)
У ч и т е л ь: Про что будем сочинять загадку (про бочку)
У ч и т е л ь: Можно использовать слово бочка? (нет)
У ч и т е л ь: На что, на кого похожа бочка? (на дом, на самовар, на тостую женщину в широком платье. Выбираем «похожа на толстую женщину в широком платье»)
У ч и т е л ь: Какое слово подойдёт, чтобы заменить предмет?
(Кадка, малышка, толстушка, толстуха)
Выбираем толстушка
(записывается первая строчка.)
Стоит толстушка
У ч и т е л ь: Из чего сделана бочка? (из дерева)
У ч и т е л ь: Какой живот у этой толстушки? (деревянный живот) записывается вторая строка загадки)
У ч и т е л ь: Для чего нужна бочка? (для хранения воды, капусты, огурцов)
У ч и т е л ь :Выбираем: воду хранит.
Получилось: Стоит толстушка
деревянный живот
Воду хранит
У ч и т е л ь: Правильно, но нет рифмы. К живот подобрать рифмующиеся слово, близкое по смыслу «хранит»
Живот- бережёт
Стоит толстушка
Деревянный живот
Воду бережёт
Дети читают хором, записывают в тетрадь, чтоб не забыть и загадать загадку друзьям.
2. Вывод
У ч и т е л ь:Какие секреты загадки вы узнали? (Предмет, о котором загадывается загадка, не называется. Говорится о похожем на него предмете. Называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать)
VI. Рефлексия деятельности
1. Самооценка
У ч и т е л ь: отметьтена своих лисах для творчества условным знаком, если я:
научился
испытываю затруднения
не научился
(Учащиеся оценивают свою работу)
2. Подведение итогов урока:
У ч и т е л ь:Кому было интересно на уроке? Что было для вас самым трудным? Что понравилось?
Литература
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка.
- Детская риторика в рассказах и рисунках: 2 класс: методические рекомендации/ под ред. Т.А. Ладыженской.-М.:ООО «С-инфо»;ООО «Баласс»,1999
- Ладыженская Т.А. И др .Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса; Издательство «Баласс», 2007.
- Ожегов С.И. И шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений- 4-е изд.,дополненное.- М.:Азбуковник, 1999 - 944с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"
На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...
Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".
Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....
Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"
- Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.- Обобщить названия предметов чайной посуды в ...
КОНСПЕКТ урока развития речи в 1 классе II вида
На уроке обобщаются знания учащихся по теме "Лиственные деревья", развивается слуховое восприятие на основе знакомого речевого материала и активизируется речевой словарь по заданной теме....
Конспект урока развития речи во 2 классе. Работа над деформированным текстом.
В конспекте урока дан алгоритм работы над деформированным текстом и примерные тексты, с которыми ребенок работает. Так же представлены варианты работы с данными текстами на уроке....
Конспект урока развития речи для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Конспект урока развития речи "Зимние забавы", разработан для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
конспект урока развития речи в 3 классе на тему" Весна -пробуждение природы" для СКОУ VIII вида
Конспект урока " Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром " для 2 классаспециальной (коррекционной ) школы VIII вида....