Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная школа XXI век")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon probuem_sochinyat_zagadki.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, г. Новороссийск

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

муниципального образования город Новороссийск

Конспект урока русского языка,

урок развития речи по теме:

 «Пробуем сочинять загадки»

 (2 класс, УМК «Начальная школа XXI век»)

                                                            учителя начальных классов

                                                               Новак Елене  Евгеньевны

                                                   МАОУ СОШ № 33

                                                г. Новороссийск

                                                        Краснодарский край

Конспект урока

Вид  урока: урок  развития  речи.

Цель урока:  учить  применять  конструирования  загадок.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов.
  2. Формировать умение конструировать загадки.

Развивающие:

  1. Развивать речь, образное мышление.
  2. Совершенствовать навыки грамотного письма.

Воспитательные:

  1. развивать коммуникативные качества (навыкиработы в группах)
  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Карточки для работы в группах.
  2. Лист для творческих работ

Ход урока

I . Мобилизирующее начало урока.

У ч и т е л ь: Сегодня на уроке будем проявлять и развивать свои творческие способности.

   Угадайте загадку:

«На  зелёной  тонкой  ножке

Вырос  шарик  у  дорожки.

Ветерочек  прошуршал

и  растаял  этот  шар

У ч и т е л ь:  Что за шар?   (одуванчик)

У ч и т е л ь:  Назван в загадке одуванчик?   (нет)

У ч и т е л ь:  Название  какого предмета его заменяет?  (шар)

У ч и т е л ь:  А  почему такое сравнение?    (одуванчик похож на шарик)

У ч и т е л ь:  Какие  важные  признаки этого шарика указаны? (на зелёной тонкой ножке, от ветерочка шар растаял, растёт у дорожки)

            Найдите слова с орфограммой «безударная гласная в корне слова» и подберите проверочные слова. (на зелёной- зелень,вырос-рос).

            Слова   с орфограммой  «парная согласная в  середине слова»  и подберите проверочные слова  (ножке-ноженька, у дорожки- дороженька)

II.  Формулирование темы и цели урока

У ч и т е л ь: Вы хотите научиться составлять загадки?

У ч и т е л ь:Какова будет тема нашегоурока? Чему будет учиться науроке?(загадки. Составлению загадок)

У ч и т е л ь: Сегодня на уроке будем отличать загадки от других текстов и учиться сочинять загадки.

У ч и т е л ь:Мы должны будем ответить на вопрос, что обязательно должно быть в загадке?

III.   Решение проблемы

У ч и т е л ь:  Какова особенность загадок?   (Ответить на него дети смогут после подготовительного этапа)

У ч и т е л ь  :В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. И Шведовой Н.Ю. (стр 201) даётся определение загадке:

«Загадка: 1) Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.  2)Нечто необъяснимое, непонятное»

IV.Первичное  восприятие

Перечень признаков (на доске)

1. Предмет не назван

2. Назван другой, похожий на него

3. Показаны выжные признаки

4. Форма

Работа в группах.

У ч и т е л ь:  Можно научиться сочинять загадки, но для этого надобыть внимательным к описанию, сравнению, сопоставлению. Часто в загадках встречается иносказание- мысль высказывается непрямо, а иными словами,как намёк.

Творческие задания для групп.

Задание1. (визуализация): назвать предметы, похожие на паутину(1 группа); лампочку(2 группа); луна(3 группа).

Задание 2: Каждой группе задумать предмет, находящийся в классе и, не называя егоперечислить признаки так, чтобы другие могли догадаться, о чём идёт речь.

(Ученики  работают в группах, затем представляют результат своего труда для всего класса)

V.  Закрепление.

1. Коллективная работ.

(представлен рисунок бочки)

У ч и т е л ь: Про что будем сочинять загадку (про бочку)

У ч и т е л ь:  Можно использовать слово бочка? (нет)

У ч и т е л ь:  На что, на кого похожа бочка? (на дом, на самовар, на тостую женщину в широком платье. Выбираем «похожа на толстую женщину в широком платье»)

У ч и т е л ь:  Какое слово подойдёт, чтобы заменить предмет?

(Кадка, малышка, толстушка, толстуха)

Выбираем толстушка

(записывается первая строчка.)

Стоит толстушка

У ч и т е л ь: Из чего сделана бочка?  (из дерева)

У ч и т е л ь: Какой живот у этой толстушки? (деревянный живот)  записывается вторая строка загадки)

У ч и т е л ь: Для чего нужна бочка? (для хранения воды, капусты, огурцов)

У ч и т е л ь :Выбираем: воду хранит.

Получилось:  Стоит толстушка

деревянный живот

Воду хранит

У ч и т е л ь: Правильно, но нет рифмы. К живот  подобрать рифмующиеся слово, близкое по смыслу «хранит»

Живот- бережёт

Стоит  толстушка

Деревянный  живот

Воду  бережёт

Дети  читают  хором, записывают  в тетрадь, чтоб не забыть и  загадать загадку друзьям.

2. Вывод

У ч и т е л ь:Какие секреты загадки вы узнали? (Предмет, о котором загадывается  загадка, не называется. Говорится о похожем на него предмете. Называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать)

VI. Рефлексия деятельности

1. Самооценка

У ч и т е л ь: отметьтена своих лисах для творчества условным  знаком, если я:

научился

испытываю затруднения

не научился

(Учащиеся оценивают свою работу)

2.  Подведение итогов урока:

У ч и т е л ь:Кому было интересно на уроке? Что было для вас самым трудным? Что понравилось?

Литература

  1. Соловейчик  М.С., Кузьменко  Н.С. К тайнам нашего языка.
  2. Детская риторика в рассказах и рисунках: 2 класс: методические рекомендации/ под ред. Т.А. Ладыженской.-М.:ООО «С-инфо»;ООО «Баласс»,1999
  3. Ладыженская Т.А. И др .Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса; Издательство «Баласс», 2007.
  4. Ожегов С.И. И шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений- 4-е изд.,дополненное.- М.:Азбуковник, 1999 - 944с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".

Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....

Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"

-  Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.-  Обобщить названия предметов чайной посуды в ...

КОНСПЕКТ урока развития речи в 1 классе II вида

На уроке обобщаются знания учащихся по теме "Лиственные деревья", развивается слуховое восприятие на основе знакомого речевого материала и активизируется речевой словарь по заданной теме....

Конспект урока развития речи во 2 классе. Работа над деформированным текстом.

В конспекте урока дан алгоритм работы над деформированным текстом и примерные тексты, с которыми ребенок работает. Так же представлены варианты работы с данными текстами на уроке....

Конспект урока развития речи для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока развития речи "Зимние забавы", разработан для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

конспект урока развития речи в 3 классе на тему" Весна -пробуждение природы" для СКОУ VIII вида

Конспект урока " Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром " для 2 классаспециальной (коррекционной ) школы VIII вида....