Главные вкладки

    Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная школа XXI век")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon probuem_sochinyat_zagadki.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краснодарский край, г. Новороссийск

    Муниципальное  общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 33

    муниципального образования город Новороссийск

    Конспект урока русского языка,

    урок развития речи по теме:

     «Пробуем сочинять загадки»

     (2 класс, УМК «Начальная школа XXI век»)

                                                                учителя начальных классов

                                                                   Новак Елене  Евгеньевны

                                                       МАОУ СОШ № 33

                                                    г. Новороссийск

                                                            Краснодарский край

    Конспект урока

    Вид  урока: урок  развития  речи.

    Цель урока:  учить  применять  конструирования  загадок.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов.
    2. Формировать умение конструировать загадки.

    Развивающие:

    1. Развивать речь, образное мышление.
    2. Совершенствовать навыки грамотного письма.

    Воспитательные:

    1. развивать коммуникативные качества (навыкиработы в группах)
    2. Воспитывать любовь к родному языку.

    Оборудование:

    1. Карточки для работы в группах.
    2. Лист для творческих работ

    Ход урока

    I . Мобилизирующее начало урока.

    У ч и т е л ь: Сегодня на уроке будем проявлять и развивать свои творческие способности.

       Угадайте загадку:

    «На  зелёной  тонкой  ножке

    Вырос  шарик  у  дорожки.

    Ветерочек  прошуршал

    и  растаял  этот  шар

    У ч и т е л ь:  Что за шар?   (одуванчик)

    У ч и т е л ь:  Назван в загадке одуванчик?   (нет)

    У ч и т е л ь:  Название  какого предмета его заменяет?  (шар)

    У ч и т е л ь:  А  почему такое сравнение?    (одуванчик похож на шарик)

    У ч и т е л ь:  Какие  важные  признаки этого шарика указаны? (на зелёной тонкой ножке, от ветерочка шар растаял, растёт у дорожки)

                Найдите слова с орфограммой «безударная гласная в корне слова» и подберите проверочные слова. (на зелёной- зелень,вырос-рос).

                Слова   с орфограммой  «парная согласная в  середине слова»  и подберите проверочные слова  (ножке-ноженька, у дорожки- дороженька)

    II.  Формулирование темы и цели урока

    У ч и т е л ь: Вы хотите научиться составлять загадки?

    У ч и т е л ь:Какова будет тема нашегоурока? Чему будет учиться науроке?(загадки. Составлению загадок)

    У ч и т е л ь: Сегодня на уроке будем отличать загадки от других текстов и учиться сочинять загадки.

    У ч и т е л ь:Мы должны будем ответить на вопрос, что обязательно должно быть в загадке?

    III.   Решение проблемы

    У ч и т е л ь:  Какова особенность загадок?   (Ответить на него дети смогут после подготовительного этапа)

    У ч и т е л ь  :В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. И Шведовой Н.Ю. (стр 201) даётся определение загадке:

    «Загадка: 1) Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.  2)Нечто необъяснимое, непонятное»

    IV.Первичное  восприятие

    Перечень признаков (на доске)

    1. Предмет не назван

    2. Назван другой, похожий на него

    3. Показаны выжные признаки

    4. Форма

    Работа в группах.

    У ч и т е л ь:  Можно научиться сочинять загадки, но для этого надобыть внимательным к описанию, сравнению, сопоставлению. Часто в загадках встречается иносказание- мысль высказывается непрямо, а иными словами,как намёк.

    Творческие задания для групп.

    Задание1. (визуализация): назвать предметы, похожие на паутину(1 группа); лампочку(2 группа); луна(3 группа).

    Задание 2: Каждой группе задумать предмет, находящийся в классе и, не называя егоперечислить признаки так, чтобы другие могли догадаться, о чём идёт речь.

    (Ученики  работают в группах, затем представляют результат своего труда для всего класса)

    V.  Закрепление.

    1. Коллективная работ.

    (представлен рисунок бочки)

    У ч и т е л ь: Про что будем сочинять загадку (про бочку)

    У ч и т е л ь:  Можно использовать слово бочка? (нет)

    У ч и т е л ь:  На что, на кого похожа бочка? (на дом, на самовар, на тостую женщину в широком платье. Выбираем «похожа на толстую женщину в широком платье»)

    У ч и т е л ь:  Какое слово подойдёт, чтобы заменить предмет?

    (Кадка, малышка, толстушка, толстуха)

    Выбираем толстушка

    (записывается первая строчка.)

    Стоит толстушка

    У ч и т е л ь: Из чего сделана бочка?  (из дерева)

    У ч и т е л ь: Какой живот у этой толстушки? (деревянный живот)  записывается вторая строка загадки)

    У ч и т е л ь: Для чего нужна бочка? (для хранения воды, капусты, огурцов)

    У ч и т е л ь :Выбираем: воду хранит.

    Получилось:  Стоит толстушка

    деревянный живот

    Воду хранит

    У ч и т е л ь: Правильно, но нет рифмы. К живот  подобрать рифмующиеся слово, близкое по смыслу «хранит»

    Живот- бережёт

    Стоит  толстушка

    Деревянный  живот

    Воду  бережёт

    Дети  читают  хором, записывают  в тетрадь, чтоб не забыть и  загадать загадку друзьям.

    2. Вывод

    У ч и т е л ь:Какие секреты загадки вы узнали? (Предмет, о котором загадывается  загадка, не называется. Говорится о похожем на него предмете. Называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать)

    VI. Рефлексия деятельности

    1. Самооценка

    У ч и т е л ь: отметьтена своих лисах для творчества условным  знаком, если я:

    научился

    испытываю затруднения

    не научился

    (Учащиеся оценивают свою работу)

    2.  Подведение итогов урока:

    У ч и т е л ь:Кому было интересно на уроке? Что было для вас самым трудным? Что понравилось?

    Литература

    1. Соловейчик  М.С., Кузьменко  Н.С. К тайнам нашего языка.
    2. Детская риторика в рассказах и рисунках: 2 класс: методические рекомендации/ под ред. Т.А. Ладыженской.-М.:ООО «С-инфо»;ООО «Баласс»,1999
    3. Ладыженская Т.А. И др .Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса; Издательство «Баласс», 2007.
    4. Ожегов С.И. И шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений- 4-е изд.,дополненное.- М.:Азбуковник, 1999 - 944с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

    На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

    Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".

    Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....

    Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"

    -  Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.-  Обобщить названия предметов чайной посуды в ...

    КОНСПЕКТ урока развития речи в 1 классе II вида

    На уроке обобщаются знания учащихся по теме "Лиственные деревья", развивается слуховое восприятие на основе знакомого речевого материала и активизируется речевой словарь по заданной теме....

    Конспект урока развития речи во 2 классе. Работа над деформированным текстом.

    В конспекте урока дан алгоритм работы над деформированным текстом и примерные тексты, с которыми ребенок работает. Так же представлены варианты работы с данными текстами на уроке....

    Конспект урока развития речи для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Конспект урока развития речи "Зимние забавы", разработан для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

    Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...