Конспект урока развития речи 2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Букоткина Ирина Владимировна

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tekst.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Букоткина Ирина Владимировна        Итоговая работа

Конспект урока развития речи во 2 «Б» классе МОУ «СОШ № 83» г.Саратова, программа «Начальная школа XXI века».

Тема: «Текст»

Цель урока: учить определять и сравнивать языковые единицы:  предложение, текст  - и различать текст и не текст.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятиями: «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «заглавие»;
  • Учить детей различать текст и не текст;
  • Развивать устную речь учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с текстом.

- Прочитайте и сравните две записи на доске.

Около дома росла маленькая яблонька.

Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

-Что за записи перед нами? (В первом столбике – предложение, во втором – текст.)

- Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)

-А что же такое текст? (Это какая-то история. Это – несколько предложений.)

-О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)

-Представьте себе картину, с которой начинается текст. (Росла маленькая яблонька.)

- Что произошло дальше? (Поднялся сильный ветер.)

- Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте его. (Из второго. «Поднялся сильный ветер.»)

- Что произошло дальше? (Он стал крутить и ломать яблоньку.)

- Представьте себе картину, на которой изображена, раскачивающаяся от ветра яблонька?

- Кто пришёл на помощь яблоньке? (Мальчик Саша)

- Как он это сделал? (Мальчик подвязал яблоньку.)

- Прочитайте предложения, из которых вы узнали об этом. (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)

- Представьте себе эту картину.

- Чем всё закончилось? (Яблонька была спасена.)

- Итак, из чего же состоит текст? (Из нескольких предложений.)

(Вывешивается на доске часть определения текста «ТЕКСТ – это два или несколько предложений. На уроке я использовала не бумажные носители, а мультимедиа с презентацией, где определение ТЕКСТА  выходило частями  по ходу урока.)

  1. – В тексте все предложения связаны между собой общим смыслом. О чём говорится в этом тексте? (О яблоньке.) Это – тема текста.

(добавляется определение:    Все предложения связаны между собой по смыслу.)

  1. Заглавие.

-Любой текст можно озаглавить, т.е придумать ему название. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения.

- Подумайте, какой заголовок можно подобрать этому тексту?( «Яблонька.», «Саша и яблонька», «Как Саша спас яблоньку». )

(к определению добавляется следующая часть:   Текст можно озаглавить.»)

- Соответствует ли заглавие содержанию текста? (Да.)

- Ребята, заголовок всегда передаёт тему или основную мысль.

  1. – А как вы думаете, что такое «основная мысль текста»? (Самое главное, о чём говорится в тексте.)

- В каком предложении в этом тексте заключена главная мысль? (Яблонька была спасена.)

-Верно. Саша пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.

  1. Различение текста и не текста.

- Итак, мы сказали, что «текст – это два или несколько предложений». Как вы думаете, любую ли группу предложений можно назвать текстом? (ответы детей были разные: да, нет. )

-Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.

Около дома росла маленькая яблонька. Летом всегда жарко. В прошлом году мы собрали большой урожай яблок.

Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

- Мы уже выяснили, что справа текст. Слева тоже группа предложений. Являются ли они текстом? (Нет) Почему вы так решили? (Они не подходят друг к другу по смыслу.)

- Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте. («ТЕКСТ – это два или несколько предложений. Все предложения связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.»)

  1. Работа с учебником.

1) - Откройте учебник на стр.10 (учебник «Русский язык» 2 кл., 2 часть, под редакцией С.В.Иванова «Вентана-Граф» 2008г)

- Прочитайте информацию, которая дана вверху страницы. Под какой цифрой  находится текст?

1)  с    ,       б     ,       к

2) -    а

3) собака

4) Собака служит человеку.

5) Прошли миллионы лет с тех пор, как первобытный человек приручил собаку и она начала жить рядом с ним и помогать ему в труде. Но и теперь, в наше время, собака по-прежнему верой и правдой служит своему единственному повелителю – человеку.

(Текст под цифрой 5.)

- Почему вы так решили? (Потому, что там несколько предложений. Они связаны одной темой «Собака служит человеку». Его можно озаглавить. «Человек и собака». )

- Что же под другими цифрами? ( Под цифрой 1 – написаны звуки, под цифрой 2 – окончание слова, под 3 – слово, под цифрой 4 – предложение.)

 2) стр. 10 упр.1

- Прочитайте. Определите, где текст, а где не текст.

(1. Собака – друг человека. Мойте руки перед едой. На дворе зима. Весенние ручейки поют свою песенку.

2. В зоопарке много животных.

3. Только в зоопарке можно увидеть зверей, которые живут в разных частях света. Огромные слоны приехали из Индии. А царь зверей лев привезён из пустынь Африки. Бурый медведь – из наших российских лесов.)

 ( текст под цифрой 3)

- Объясните, почему вы так решили? (Под цифрой один несколько предложений не связаны между собой по смыслу. Под второй цифрой записано одно предложение, а текст – это несколько предложений. Под цифрой три несколько предложений, которые связаны общим смыслом, темой «Зоопарк». Этот текст можно озаглавить - «Зоопарк»)

- Напишите заглавие и спишите этот текст в тетрадь.

VIII. Рефлексия.

- Что же нового вы узнали сегодня на уроке? ( Что текст – это несколько предложений, которые связаны по смыслу. К тексту можно придумать заглавие. )

-Что такое основная мысль текста? ( Главное, о чём говорится в тексте.)

IX. Домашнее задание.

Стр.11, упр. 2. (Прочитай. Докажи, что перед тобой тексты. Как связаны предложения в тексте? Озаглавь второй текст и спиши его.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".

Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"

-  Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.-  Обобщить названия предметов чайной посуды в ...

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...