Обучение грамоте, 1 класс, УМК "Перспектива", тема "Парные согласные звуки [г]- [к]"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Климова Анжелика Андреевна

Цель урока: формирование общего представления о парных согласных по звонкости-глухости и

закрепления его; закрепление умений различать звуки [г], [г’] и [к], [к’] и обозначать их буквами «Г, К»; формирование фонематического слуха и умения выполнять звуко-буквенный анализ слов.

 

 

Задачи урока

Дидактические:

  1. Закрепить фонетическое произношение звуков [г], [г'] и [к], [к'];
  2. Выполнить слогозвуковой анализ слов со звуками [г]-[г’], [к]-[к’].

Развивающие:

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА

Дата: 16.11.2021г.

Школа: 104

Класс: 1 «Т»

Урок: 4

Время: 10:45 – 11:25  Кабинет: 207

Студент: Климова Анжелика Андреевна

Группа:  41

Учитель: Миронова Елена Николевна.

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Парные по глухости-звонкости звуки [г] ,[г’] и [к] ,[к’]»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование общего представления о парных согласных по звонкости-глухости и

закрепления его; закрепление умений различать звуки [г], [г’] и [к], [к’] и обозначать их буквами «Г, К»; формирование фонематического слуха и умения выполнять звуко-буквенный анализ слов.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Закрепить фонетическое произношение звуков [г], [г'] и [к], [к'];
  2. Выполнить слогозвуковой анализ слов со звуками [г]-[г’], [к]-[к’].

Развивающие:

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод

Психологический настрой

Фронтальная форма

1. Приветствует учащихся, настраивает на работу.

-Здравствуйте, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты.  

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Меня зовут Анжелика Андреевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

 

Анализируют учителя, выполняют действия.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; беседа Фронтальная форма.

Практический метод: работа в группах, каллиграфическое упражнение

  1. Проводит артикуляционную гимнастику.
  2. Вспоминают ранее изученное.

- Ребята, давайте вспомним, какие бывают звуки?

- какие характеристики есть у гласного звука?

- верно. Какими бывают согласные звуки?

- Все верно, молодцы. Посмотрите на экран, что это?

- Нам с вами пришло письмо. Давайте его откроем. Кто хочет прочитать?

«Здравствуйте, ребята. Мы слышали, что вы знаете уже много букв и звуков. Нам нужна ваша помощь! Наш клад забрала колдунья, но сказала, что если мы сделаем все ее задания и получим кодовое слово, то она вернет клад. Помогите нам, пожалуйста!

Семь гномов.»

- Сможем выполнить все задания и получить кодовое слово?

- Отлично. Давайте проведем небольшую разминку, прежде чем узнаем с какими звуками связаны задания и тема урока.

- Посмотрите на экран. Давайте поработаем со скороговоркой.

Глупый гном глядел, глядел,

Громкий горн гудел, гудел,

- Читаем первую строчку.

- читаем вторую строчку

- давайте попробуем прочитать все вместе (несколько раз)

- Кто-нибудь может прочитать самостоятельно?

- Молодцы. Какой звук часто встречается в этой скороговорке?

- Какой звук является парным этому звуку?

- гласные и согласные

- ударный и безударный.

- звонкими и глухими, мягкими и твердыми.

- письмо.

- да.

Работа со скороговоркой.

- [г]

- [к]

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие 

Презентация

Постановка учебной задачи
5 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод. Беседа.

  1. Определяют тему и цель урока.
  2. Составляют план действий на урок.

-Сформулируйте тему и цель нашего урока.

- Давайте составим план урока, используйте слова опоры.

1. Вспомнить…

2. Выполнить…

3. Узнать …

- На партах у вас есть карты успеха, напротив каждого задании есть пустая графа, в ней вам нужно будет указать букву кодового слова.

Тема:  «Парные по глухости-звонкости звуки [г] ,[г’] и [к] ,[к’]»

Цель: закрепить знания о звуках [г] ,[г’] и [к] ,[к’]»

- 1. Вспомнить какие бывают звуки.

2. Выполнить задания.

3. Узнать кодовое слово.

Знакомятся с картой успеха.

Метапредметные:

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Л: сформированность мотивации к учению и познанию

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

7 мин

Включение в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма работы: фронтальная.

Словесный метод: беседа, обсуждение.

1.Организует слоговой и буквенный анализ.

2.Объясняет задания со слогами.

3. Делает выводы с учащимися.

- Посмотрите, это первое задание. Прочитайте слоги и слова.

ГО-ГО - КО-КО

ГИ-ГИ - КИ-КИ

ГОРКА - КОРКА

ГОЛОС - КОЛОС

- Сравните звуки г и к, прислушайтесь к их звучанию, понаблюдайте за работой органов речи при произнесении.

- Чем сходны, чем отличаются.

- Какой вывод можем сделать?

- Давайте поработаем со словами

голос –колос        угол –укол      маки –утюги.

- Что сделало слова разными?

- обратите внимание на две пары слов: угол –укол      маки –утюги.

- Дайте характеристику звукам г и к в первой паре слов.

-  теперь дайте характеристику звукам во второй паре слов.

- что заметили?

- давайте сделаем вывод. Гномы дают вам подсказку «Звуки [.] и [.], [.] и [.] являются … по …-…»

- Молодцы, вы справились с первым заданием. Вот вам одна из букв кодового слова Я.

- Вот вам следующее задание. Посмотрите на доску, что вы видите?

Слоги: ак, аг, ук, уг, ок, ог, ик, иг. ек, ег, ык, ыг, яг, як, ек, ег, орг, орк, улг, улк, олс, иж.

- Верно. Вам нравится, как написаны эти слоги, или что-то в них не так?

Слоги: ка, га, ку, гу, ко, го, ки, ги, ке, гк, кы, гы, яг, кя, ке, ге, гро, кро, глу, клу, сло, жи.

- верно. Давайте составим верные слоги. Что особенного заметили?

 - верно. Какое же нас ждет задание?

На экране задание от гномов «Составьте слова со слогами, где звуки г и к будут твердыми»

- итак, ребята, давайте попробуем. Когда вы составите слово правильно слог пропадет, если не правильно, значит слог остается на экране.

- молодцы, справились с заданием. Значит сейчас получим еще одну букву.

На слайде задание от гномов «это еще не все, теперь вам нужно составить слова со слогами, где звуки г и к будут мягкими. Только тогда вы получите букву кодового слова.»

- Сможем выполнить и это задание?

- Молодцы. Мы справились. Еще одна буква кодового слова И.

Динамическая пауза.

 Видео.

Работают со слогами.

- Одинаково работают органы речи, но звук г произносится громко, с голосом, а звук к –тихо, без голоса, только слышится шум.

- звуки г и к являются парными по глухости-звонкости

- изменяется одна буква и меняется значение слова, нужно быть внимательным.

- звук г – согласный, звонкий, твердый.

Звук к – согласный, глухой, твердый.

- звук г – согласный, звонкий, мягкий.

Звук к – согласный, глухой, мягкий.

- Звуки [г] и [г’], [к] и [к'] являются парными по мягкости – твердости.

Работают с картой успеха.

– слоги с изучаемыми звуками.

– порядок букв в слогах.

Читают задание.

Выполняют задание.

- да.

Выполняют задание.

Работаю в карте успеха.

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация.

Самостоятельная работа с самопроверкой
7 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Метод: словесный, наглядный.

Форма: фронтальная, самостоятельная, парная, групповая

  1. Организует самостоятельную работу
  2. Организует разные формы работы (самостоятельную, в парах, в группах).
  3. Делает выводы с учащимися.

- Следующее задание будет письменным. Откройте прописи на странице 52.

Задание от гномов «Вы хорошо справились с заданием со слогами. Теперь ваша задача написать слоги с буквами К и Г. Будьте внимательны, правильно соединяйте буквы между собой»

- Давайте вспомним какие виды соединений бывают.

- Верно. Посмотрите на экран, какое соединение на первой картинке?

На второй?

На третьей?

- Все верно, молодцы. Приступайте к заданию.

- Возьмите в руки карандаш и подчеркните два слога, которые вы написали очень аккуратно.

- Смотрите, что это на экране?

- И правда, нам пришла посылка. Давайте ее откроем и посмотрим что нам прислали.

- Как вы думаете, что это? – гамак.

- Верно. Кто может сказать, что такое гамак?

- Гамак нужен для отдыха на природе.

- А чем нам интересно это слово сегодня на уроке?

- Вы абсолютно правы.

- Давайте разделим слова на слоги.

- Дайте характеристику первому слогу.

- Дайте характеристику второму слогу.

- Молодцы. Давайте поработаем в прописях. Страница 52, пропишите слово гамак по теневым линиям, и два раза самостоятельно.

- Карандашом подчеркните слово, которое у вас получилось написать аккуратно, соединяя все буквы между собой правильно.

- Возьмите карту успеха, мы получили аж две буквы – И и Н. Отметьте их в третьем задании.

- Давайте откроем следующее задание от гномов. Кто хочет прочитать?

Задание от гномов «Сейчас вы поработаете в парах. У вас будут карточки со слоговым лото, ваша задача соединить слоги между собой, чтобы получились сова. Удачи!»

- Давайте вспомним правила работы в парах.

- Отлично, можете приступать к заданию.

- Давайте проверим, какие слова у вас получились?

- Отлично, вы справились и с этим заданием. Отвметьте в карте успеха напротив пункта «Слоговое лото» букву А.

- Давайте немного отдохнем.

                  Динамическая пауза.

- Давайте посмотрим, что же нам нужно сделать дальше. Для этого отгадайте загадку:

Когда ты сделал что-то

Лучше всех,

Тебя ждёт обязательно...

- Верно, я желаю вам успехов.  Гномы нам пишут «Чтобы выполнить следующее задание успешно, нужно работать не одному, а с одноклассниками. У вас будет карточка, на которой несколько заданий. Вам нужно выбрать верный вариант ответа, и обвести нужную букву карандашом. Работайте в группах!»

- Давайте вспомним правила работы в группах.

- Верно, молодцы. Ваша задача выбрать верную букву и обвести ее карандашом, будем работать в группах по 4 человека.

Карточка с заданием:

1. Прочитайте слова, выберите букву, где все слова имеют ТОЛЬКО ТВЕРДЫЕ звуки [г] и [к].

а) губы, гуси, кукла, груша, гитара, гетры, кеды, книга

б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка

2. Выберите тот вариант ответа, где встречается три слова со слогом ГУ.

а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять

б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, клинок, клеит, кричит

3.Закончите слова, добавив слог га или ка.

нит...
...зета
ру…
но...
ро…
ре…

лопат...

...рета

...чели

- Давайте проверим ваши ответы. Капитан команды возьмет цветной карандаш и вместе с командой сверит задание с эталоном на экране.

- Какая команда не сделала ни одной ошибки, поднимите руку?

- Молодцы. Возвращайтесь на места. Найдите графу «работа в группах». Вы справились с еще одним заданием и получаете букву Н.

 

Работают в прописях.

- верхнее, среднее, нижнее.

- среднее.

- верхнее.

- нижнее.

Выполняют задание

Выполняют самооценивание.

– нам пришла посылка.

- Подвесная койка из сетки для отдыха или сна на открытом воздухе.

– в нем есть два изучаемых сегодня звука г и к.

– га-мак

– га, звук г – согласный, звонкий, твердый; звук а – гласный, безударный.

- мак, звук м – согласный, звонкий, твердый; а – гласный, ударный; к – согласный, глухой, твердый.

Работают в прописях.

Проводят самооценивание, самоанализ.

Работают в карте успеха.

Читают задание.

Вспоминают правила работы в парах.

Выполняют задание.

– гостинец, гости, голос, сок, карета.

Работают с картой успеха.

Выполняют динамическую паузу.

– успех.

Знакомятся с заданием.

Вспоминают правила работы в группах.

Выполняют задание.

Эталон:

  1.  б
  2. А
  3. Нитка, газета, рука, нога, рога, река, лопатка, карета, качели.

Работают с картой спеха.

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

К: построение речевого высказывания

учащимися

Презентация

Пропись. Раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

10

 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: беседа,

  1. Организует работу с текстом.
  2. Проводит анализ текста.
  3. Организует выборочное чтение.

4. Использует игровой прием для проверки знаний по теме.

- Давайте посмотрим, что нам пишут гномы.

«Молодцы, ребята! Вы справились почти со всеми заданиями. Осталось еще одно, и мы получим наш клад! »

- Готовы приступить к последнему заданию?

- Тогда давайте узнаем, что нужно сделать.

Задание от гномов «Ребята, нам так не нравится вставлять пропущенные буквы в текст, ну просто кошмар! Писать мы любим, а читать нет. Помогите нам вставить пропущенные буквы в текст».

На слайде текст:

Летнее утро.

Небо  ..олубое. Бри..ада работала на лу..у. Люди возили душистое сено и с..ладывали его в сто..а. Большое стадо требует мно...о  ...орма. От  ...орма зависит  ...оличество и  ...ачество моло...а.  Моло...о отправляют в ...ород. Из ...орода  сельс...ие жители и получают дру...ие  проду...ты.

Для учителя:

Летнее утро.

Небо голубое. Бригада работала на лугу. Люди возили душистое сено и складывали его в стога. Большое стадо требует много корма. От корма зависит количество и качество молока. Молоко отправляют в город. Из города  сельские жители и получают другие продукты.

- Давайте прочитаем весь текст полностью по цепочке. Читаем по одному предложению.

- Где работала бригада? Прочитайте это предложение.

- Найдите предложение, где нужно вставить только букву К.

- Найдите и прочитайте предложение, где пропущено две буквы, одна из которых К, а другая Г.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим зданием!

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Отвечаем только по руке!

Игра «Почемучка». На каждый вопрос нужно дать ответ так, чтобы в любом слове была буква г.

- Где живёт и строит своё гнездо орёл? (В горах.)

- Где ты живёшь? (В городе.)

- С какой игрушкой ты любишь играть? (С гитарой, грузовиком, в настольную игру...)

- Что ты любишь читать по вечерам? (Газету, книгу.)

- Какой подарок ты хотел бы получить? (Книгу, грейпфрут, ягоды, галстук, грабли...)

- Где сажают редис, горох? (На грядке.)

- Какая птичка бегает по земле и трясёт своим хвостиком? (Трясогузка.)

- Какая птица первой прилетает к нам весной? (Грач.)

- Молодцы, вы хорошо справились и с этим заданием! Найдите графу «Почемучка» в карте успеха, ваша последняя буква - З.

Слушают послание от гномов.

- да.

Знакомятся с новым заданием.

Вставляют нужные буквы.

Читают текст.

- Бригада работала на лугу

- От корма зависит количество и качество молока.

- Люди возили душистое сено и складывали его в стога.

- Большое стадо требует много корма.

Играют в игру «Почемучка».

- в горах.

- в городе.

- с гитарой, грузовиком.

- газету, книгу.

- книгу, грабли, ягоды.

- на грядке.

- трясогузка.

- грач.

Работаю в карте успеха.

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

К: построение речевого высказывания

учащимися

Презентация

Рефлексия деятельности

3 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический метод

  1. Вспоминают тему и цели урока.
  2. Подводят итоги, делают выводы.
  3. Организуют рефлексию деятельности учащихся. 

- Итак, какие же буквы вы получили сегодня?

- Давайте соберем кодовое слово.

- Нам пришло новое послание от гномов.

«Спасибо вам за помощь! Мы получили свой клад и теперь очень счастливы! Успехов вам!»

- Мы справились.

-О чем мы говорили сегодня с вами на уроке? Вспомните тему урока.

-Какую цель мы с вами ставили?

Достигли ли мы ее?

 

- Продолжите два предложения.

1. На уроке мне понравилось…

2.У меня получилось…

- Спасибо за урок!

- я, и, н, а, н, з

- знания.

Тема:  «Парные по глухости-звонкости звуки [г] ,[г’] и [к] ,[к’]»

Цель: закрепить знания о звуках [г] ,[г’] и [к] ,[к’]»

Оценивают свою работу на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

учащимися значения результатов своей деятельности

 Презентация

Задание

Буква

1.Пара или нет?

2.Слоги

3.Слоговое лото

4.Работа в парах

5.Работа в группах

6.Мы любим читать



Предварительный просмотр:

1. Прочитайте слова, выберите букву, где все слова имеют ТОЛЬКО ТВЕРДЫЕ звуки [г] и [к].

а) губы, гуси, кукла, груша, гитара, гетры, кеды, книга

б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка

2. Выберите тот вариант ответа, где встречается три слова со слогом ГУ.

а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять

б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, клинок, клеит, кричит

3.Закончите слова, добавив слог га или ка.

нит...
...зета
ру…
но...
ро…
ре…

лопат...

...рета

...чели

1. Прочитайте слова, выберите букву, где все слова имеют ТОЛЬКО ТВЕРДЫЕ звуки [г] и [к].

а) губы, гуси, кукла, груша, гитара, гетры, кеды, книга

б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка

2. Выберите тот вариант ответа, где встречается три слова со слогом ГУ.

а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять

б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, клинок, клеит, кричит

3.Закончите слова, добавив слог га или ка.

нит...
...зета
ру…
но...
ро…
ре…

лопат...

...рета

...чели


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ. ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

УРОК  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ.1 класс, 2 четверть ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.ЦЕЛИ: образовательные:- познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;- учить чита...

Урок обучения грамоте Тема: «Звонкие непарные согласные звуки»

Урок обучения  грамоте по "Азбуке" Н.В.НечаевойТема: «Звонкие непарные согласные звуки»...

Задания для самостоятельной работы. 1 класс. Обучение грамоте. Темы: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь, общее правило переноса, правила записи высказывания.

Задания для самостоятельной работы. Обучение грамоте. 1 класс.Темы: 1. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.2. Общее правило переноса. 3. Правила записи высказывания....

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...

Урок обучения грамоте. Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш

Данный урок знакомит со звуком [Ж] и буквами Жж, по программе "Школа России". Этот материал можно использовать на уроках обучения грамоте 1 класс....

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тип урока: «открытие » нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [д], [д’],  с печатными буквами Дд; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....

Презентация по обучению грамоте, по теме" Парные согласные звуки К-Г" 1 класс.Программа " Школа России"

Презентация по обучению грамоте, по теме" Парные согласные звуки К-Г" 1 класс.Программа " Школа России"...