2 класс. Адаптированная РП по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Жданова Ирина Александровна

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса составлена на основе:

  •  Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
  • Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.-317с.-(Стандарты второго поколения).

Авторской программы по русскому языку. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2015. – 340 с.

  • Учебного плана МАОУ «СОШ № 5им.И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
  • Учебно-методического комплекта «Школа России», Русский язык, учебник для второго класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2012;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._zpr-rp_russkiy_yazyk_136_chasov.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского» 

 (МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

Рабочая программа

адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

общеобразовательная область «Русский язык и литературное чтение»

предмет «Русский язык»

2 класс

на 2021 – 2022 учебный год

Составитель:

                                      Жданова И.А.,

 учитель начальных классов

                               высшей квалификационной категории

город Черняховск

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса разработана в соответствии с:

- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 8.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. № 1643; от 18.05.2015 г. № 507; от 31.12.2015г. №1576;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- примерной программой начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд.  М: Просвещение, 2009, - 317с.

- авторской программы по русскому языку. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2015. – 340 с.

- положением о рабочей программе учебных предметов, курсов по адаптированным общеобразовательным (образовательным) программам;

-учебным планом МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;

- учебно-методическим комплектом «Школа России»;

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.

Цели курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса

         Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

         В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий, что отражено в календарно-тематическом планировании.

Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане

Во 2 классе на уроки русского языка отводится   170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели), в том числе 34 часа - учебного модуля «Занимательная грамматика», который способствует развитию познавательной активности учащихся и расширяет содержание образовательной программы по русскому языку.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Русский язык, учебник для второго класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2012.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.

Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного

решения коммуникативных задач. Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой

формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.

«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- использование знаково-символических средств представления информации;

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:

Содержание учебного предмета, коррекционного курса

Содержание программы является основой для овладения обучающимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.

Наша речь.

Язык и речь. Речь - главный способ общения людей. Понятие о тексте. Главные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

        Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Предложение. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Словосочетания.

        Слова, слова, слова. Окончание и основа. Понятие о корне слова. Понятие о родственных словах. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание парных согласных в корне. Правописание парных согласных в конце слова.

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоги. Деление слов на слоги и для переноса. Йотированные гласные буквы е, ё, ю, я. Упражнение в написании слов и словосочетаний с буквами я, е, ё, ю. Ударение. Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков. Обозначение мягких согласных на письме ь или гласными буквами и, е, ё, ю, я. Буквы и, й и звуки, которые они обозначают. Ударные и безударные гласные в слове. Произношение ударных и безударных гласных в корне, их обозначение на письме. Правописание безударных гласных. Слова с непроверяемыми безударными гласными. Правописание парных и непарных согласных в конце слова. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Разделительный мягкий знак.

     Части речи. Общее понятие об имени существительном. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях. Особенности написания названий книг, журналов и газет. Общее понятие о глаголе. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по временам. Общее понятие об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным. Число имён прилагательных. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Общее понятие о предлоге. Значение предлогов в речи. Союзы и, а, но, да.

Повторение.

      Слова с непроверяемым написанием для изучения во 2 классе.

Арбуз, берёза, валенки, воробей, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, ребята, Россия, сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель хорошо, экран, язык.

         Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» (34 часа)

Что мы знаем о звуках и буквах, Что такое лексика?. Однозначные и многозначные слова, Игротека, Слова-братья, Слова- наоборот, Пословица недаром молвится, И снова пословицы, пословицы, пословицы, …, Играем со словарными словами, Анаграммы, Секреты некоторых букв, Шарады, анаграммы и метаграммы, Еще раз о синонимах и антонимах, Слова, обозначающие предметы, Слова, обозначающие действие предметов, Слова, обозначающие признаки предметов, Текст, тема, главная мысль, Заголовок- всему голова,  Работаем с фразеологизмами, И снова пословицы, Ещё раз о фразеологизмах, Русские народные загадки, И вновь словарные слова, Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы, Какие слова русского языка помогают называть качества характера, Повторяем, повторяем…

        Содержание курса «Родной русский язык» ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим         федеральным         государственным образовательным стандартом.

Учебный предмет «Родной русский язык» интегрирован в учебный предмет «Русский язык» предметной области «Русский язык и литературное чтение» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного в соответствии с ФГОС НОО.

Важнейшими задачами курса «Родной русский язык» являются:

- воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение обучающихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

- приобщение к литературному наследию русского народа;  

- обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;  

- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.

         Форма промежуточной  аттестации по русскому языку – административная контрольная работа (итоговая).

Тематическое планирование

по русскому языку (136 ч)

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1.   Наша речь

2

1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

1

Учить рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Научатся работать по учебнику пользуясь условными обозначениями. Работа по индивидуальному маршруту.

2

Что можно узнать о человеке по его речи? Как отличить диалог от монолога

1

Учить отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению *Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте)

Работа по карточке.

Раздел 2. Текст  

3

3

Текст. Признаки текста

1

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

*Слова с непроверяемым написанием: сентябрь.

Научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить текст и заголовок; подбирать заголовок к заданному тексту. Работа по памятке. Научатся выделять части текста и обосновывать правильность их выделения; правильность написания непроверяемых слов.

4

Тема и главная мысль текста. Заглавие. Части текста

1

5

Обобщение знаний о тексте. Списывание текста.

1

Научатся списывать текст проговаривая его по слогам

Работа по алгоритму.

Раздел 3. Предложение  

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

9

2

6

Что такое предложение? Как из слов составить предложение

1

Научатся при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в предложении.

В устной речи передавать главную мысль в предложении используя интонацию. Рработа по карточке.

7

Что такое главные члены предложения?

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

1

Научатся находить грамматическую основу предложения и показывать её графически. Научатся обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Работа по шаблону.

8

Что такое второстепенные члены предложения?

 (без деления на виды)

1

Научатся выделять в предложении слова, которые поясняют или уточняют главные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами.

Работа по индивидуальному маршруту.

9

Административная контрольная работа (входная)

1

Научатся выделять и правильно записывать слова с орфограммами

Работа по памятке.

10

Анализ контрольной работы. Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

1

Научатся различать и составлять предложения данного вида; распространять нераспространённые предложения. Работа по карточке.

11

«Занимательная грамматика»

Что мы знаем о звуках и буквах

1

Уточнить представление о звуках и буквах русского языка. Повторить понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух».

12

Как установить связь слов в предложении? Члены предложения. Закрепление

1

Научатся устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения; составлять предложения из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Работа по алгоритму.

13

Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень»

1

Научатся письменно излагать свои мысли. Работа по памятке.

14

Проверочная работа по теме

«Предложение»

1

Научатся выделять и правильно записывать слова с орфограммами

Дополнительное инструктирование.

15

«Занимательная грамматика»

Что такое лексика?

1

Познакомить с понятиями «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова».

Работа по карточке.

16

Работа над ошибками

Обобщение по теме «Предложение»

1

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки.

Работа по карточке.

Раздел 4. Слова, слова, слова…  

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

12

3

17

Что такое лексическое значение слова?

1

Научатся определять лексическое значение слова. Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Работа по шаблону.

18

Что такое однозначные и многозначные слова?

1

Научатся подбирать и определять сколько значений имеет слово.

Работа по памятке.

19

Что такое прямое и переносное значение слов? Что такое синонимы?

1

Научатся определять и использовать прямое и переносное значение слова.

Научатся подбирать к словам синонимы и различать оттенки значений синонимов Работа по алгоритму.

20

«Занимательная грамматика»

Однозначные и многозначные слова

1

Познакомиться со словами, имеющими одно и несколько значений.

21

Что такое антонимы?

1

Научатся подбирать к словам антонимы. Работа по карточке.

22

Развитие речи. Изложение на основе зрительного восприятия текста по вопросам.

1

Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать уместность использования слов в тексте. Работа по памятке.

23

Обобщение знаний о значении слова.

1

Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними.

Работа по шаблону.

24

Что такое родственные слова? Что такое корень слова?

1

Научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи

Научатся определять в слове корень и распознавать однокоренные слова различать их от синонимов.

Работа по индивидуальному маршруту.

25

Что такое однокоренные слова? Обобщение.

1

26

Какие бывают слоги?

Как определить ударный слог?

1

Научатся делить слова на слоги.

Научатся правильно ставить ударение в слове и определять ударный слог. Работа по карточке.

27

«Занимательная грамматика»

Игротека

1

Повторить звукобуквенный разбор, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова.

28

Как переносить слова с одной строки на другую?

1

Научатся переносить слова с одной строки на другую, выделять слова, которые нельзя переносить, отличать деление на слоги и деление слов для переноса. Работа по памятке.

29

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков

1

Научатся писать сочинение по серии сюжетных картинок, опорным словам и вопросам. Работа по памятке.

30

«Занимательная грамматика»

Слова-братья

1

Подбирать синонимы к данным словам, исключать лишнее слово из ряда синонимов.

31

Проверочная работа. Упражнения в переносе слов

1

Научатся оценивать свои достижения, работать самостоятельно, оформлять свои мысли письменно. Дополнительное инструктирование.

Раздел 5. Звуки и буквы 

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

22

5

32

«Занимательная грамматика»

Слова - наоборот

1

Подбирать антонимы, вычленять антонимы из текста

33

Как различить звуки и буквы? Как мы используем алфавит?

1

Научатся различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слова.

Научатся называть буквы и записывать слова в алфавитном порядке. Работа по индивидуальному маршруту

34

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

Научатся записывать имена собственные с большой буквы.

Работа по памятке.

35

Проверочная работа.

1

Научатся оценивать свои достижения, работать самостоятельно, оформлять свои мысли письменно

Дополнительное инструктирование.

36

Как определить гласные звуки?

1

Научатся выделять гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами. Работа по карточке.

37

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1

Научатся определять безударный гласный звук в слове. Работа по индивидуальному маршруту.

38

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1

Научатся находить в двухсложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Работа по карточке.

39

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

1

Научатся работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю.

Работа по алгоритму.

40

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

1

Научатся работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю.

Работа по памятке.

41

«Занимательная грамматика»

Шарады, анаграммы и метаграммы

1

Познакомиться с шарадами, анаграммами, метаграммами и  научатся их отгадывать.

42

Коллективное составление рассказа по репродукции картины

1

Научатся письменно излагать свои мысли. Работа по памятке.

43

Контрольный     диктант «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

1

Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними.

Дополнительное инструктирование.

44

«Занимательная грамматика»

Игротека

1

Подбирать синонимы, антонимы, вычленять их из текста

45

Работа над ошибками

Восстановление деформированного текста

1

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки.

Научатся выделять предложения из сплошного текста, восстанавливать деформированный текст.

Дополнительное инструктирование.

46

Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением

1

Научатся работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю.

Работа по карточке.

47

Правописание слов с безударными гласными буквами, с непроверяемыми ударением.

1

Научатся работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю.

Работа по шаблону.

48

Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов

1

Научатся работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю.

Работа по памятке.

49

Диктант «Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением»

1

Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними.

Дополнительное инструктирование.

50

Работа над ошибками

Как определить согласные звуки?

Согласный звук [Й] и буква И краткое

1

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки.

Научатся различать гласные и согласные звуки. Научатся слышать звук [Й] в словах и обозначать его буквами Й, Е, Ё,Ю,Я.

Работа по карточке.

51

Слова с удвоенными согласными.

Проект «И в шутку и всерьёз»

1

Научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме, использовать правило переноса слов с удвоенными согласными.

Работа по шаблону.

52

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам

1

Научатся письменно излагать свои мысли. Работа по памятке.

53

«Занимательная грамматика»

Играем со словарными словами

1

Играть со словарными словами

54

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

Твёрдые, мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными. Работа по индивидуальному маршруту.

55

Административная контрольная работа(промежуточная)

1

Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними.

Работа по карточке.

56

Обозначение мягкости согласного мягким знаком. Проект "Пишем письмо".

1

Научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме используя мягкий знак. Работа по шаблону.

57

Изложение по коллективно составленному плану.

1

Научатся составлять план и писать изложение по плану. Работа по памятке.

58

«Занимательная грамматика»

Анаграммы

1

Разгадывать анаграммы

Раздел 6. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками  

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

15

4

59

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ

1

Научатся определять орфограмму в слове и обосновывать её написание.

Работа по карточке.

60

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ

1

61

«Занимательная грамматика»

Игротека

1

Повторять пословицы, анаграммы, словарные слова

62

Буквосочетания ЖИ - ШИ,   ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ

1

Научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные, применять правила правописания.

Работа по шаблону.

63

Проверочный диктант

«Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

1

Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними.

Дополнительное инструктирование.

64

«Занимательная грамматика»

Секреты некоторых букв

1

Познакомить с особенностями букв Я,Е,Ё,Ю; разделительным Ъ; Ь как показатель мягкости  согласных; разделительный Ь.

65

Работа над ошибками.

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

1

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки.

Научатся характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки, подбирать слова с заданной орфограммой. Работа по индивидуальному маршруту.

66

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

1

Научатся характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки, подбирать слова с заданной орфограммой. Работа по карточке.

67

Проверка парных согласных в корне слова.

1

Научатся проверять парные согласные в корне слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Работа по шаблону.

68

«Занимательная грамматика»

И снова пословицы

1

Научатся пользоваться словарями, находить полезную информацию в словарях. Играть с пословицами

69

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

1

Научатся проверять парные согласные в корне слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов, сопоставлять произношение и написание слов.

Работа по памятке.

70

Проверка парных согласных в корне слова.

1

Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать уместность использования слов в тексте, находить изученные орфограммы. Работа по алгоритму.

71

Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова.

1

Научатся проверять парные согласные путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов, сопоставлять произношение и написание слов. Работа по индивидуальному маршруту.

72

«Занимательная грамматика»

Русские народные загадки

1

Разгадывать русские народные загадки

73

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами

1

Научатся проверять парные согласные путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов, сопоставлять произношение и написание слов. Работа по карточке.

74

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

1

Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать уместность использования слов в тексте, находить изученные орфограммы. Работа по шаблону.

75

Проверочный диктант

«Слова с парными глухими и звонкими согласными»

1

Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними.

Дополнительное инструктирование.

76

Работа над ошибками.  

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки.

Научатся сопоставлять произношение и написание слов с мягким знаком, определять место орфограммы в слове. Работа по карточке.

77

Контрольное списывание

1

Научатся безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием, проверять собственный текст, находить и исправлять ошибки. Работа по индивидуальному маршруту.

Раздел 7.   Части речи

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

40

6

78

Что такое части речи?

1

Научатся использовать специальную терминологию для определения слов. Работа по карточке.

79

Что такое имя существительное?

1

Научатся выделять слова-предметы и использовать терминологию для их определения. Работа по шаблону.

80

Роль имен существительных в нашей речи

1

Научатся находить имена существительные в предложениях.

Работа по памятке.

81

«Занимательная грамматика»

Игротека

1

Повторить правила написания: Ь как показатель мягкости согласных; разделительный Ь. Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов

82

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

Научатся находить имена существительные в тексте и правильно ставить к ним вопрос.

Работа по алгоритму.

83

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

1

Научатся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Работа по алгоритму.

84

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

1

Научатся находить имена существительные в тексте и правильно ставить к ним вопрос.

Работа по индивидуальному маршруту.

85

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

( фамилии, имена, отчества людей)

1

Научатся различать имена существительные собственные и нарицательные и правильно их записывать. Работа по карточке.

86

Заглавная буква в именах отчествах, фамилиях людей, в написании кличек животных, географических названиях

1

Научатся различать имена существительные собственные и нарицательные и правильно их записывать. Работа по шаблону.

87

«Занимательная грамматика»

Слова, обозначающие предметы

1

Познакомиться с именем существительным как частью речи, одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.

88

Обучающее изложение

1

Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать уместность использования слов в тексте. Работа по памятке.

89

Единственное и множественное число имён существительных

1

Научатся определять грамматический признак имени существительного –число.

Работа по алгоритму.

90

«Занимательная грамматика»

Слова, обозначающие действие предметов

1

Познакомиться с глаголом как частью речи.

Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Выполнение тренировочных упражнений.

91

Обобщение знаний об имени существительном

1

Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму.

Работа по индивидуальному маршруту.

92

Диктант «Имя существительное»

1

Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними.

Дополнительное инструктирование.

93

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

1

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Работа по карточке.

94

Развитие речи. Обучающее изложение

1

Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать уместность использования слов в тексте. Работа по памятке.

95

«Занимательная грамматика»

Слова, обозначающие признаки предметов

1

. Познакомиться с именем прилагательным как частью речи. Различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету.

Работа по составлению самоинструкции

96

Что такое глагол? (Общее представление)

1

Научатся выделять глаголы из речи.

Работа по шаблону.

97

Упражнения в распознавании глаголов.

1

Научатся выделять глаголы из речи, выявлять слова, которые обозначают действия предмета. Работа по алгоритму.

98

«Занимательная грамматика»

Игротека

1

Повторять распознавание частей речи; одушевленные и неодушевленные предметы; подбирать синонимы

99

Единственное и множественное число глаголов.

1

Научатся употреблять глаголы в определённом числе, соблюдать орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов.

Работа по карточке.

100

Правописание частицы НЕ с глаголами

1

Научатся правильно писать частицу не с глаголами. Работа по индивидуальному маршруту.

101

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

1

Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму.

Работа по шаблону.

102

Обобщение знаний о глаголе. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

1

Научатся восстанавливать текст.

Работа по алгоритму.

103

Что такое текст –повествование?

1

Научатся распознавать текст-повествование по его отличительным признакам.

Работа по алгоритму.

104

Диктант «Глагол»

1

Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму.

Дополнительное инструктирование.

105

Работа над ошибками. Составление текста-повествования на предложенную тему

1

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки.

Работа по индивидуальному маршруту.

106

Что такое имя прилагательное?

1

Научатся распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работа по карточке.

107

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

Научатся правильно определять грамматические признаки имени прилагательного, через связь с именем существительным.

Работа по шаблону.

108

Прилагательные близкие и противоположные по значению

1

Научатся использовать имена прилагательные для более точного описания предметов.

Работа по алгоритму.

109

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов

1

Научатся различать имена прилагательные среди однокоренных слов.

Работа по карточке.

110

Единственное и множественное число имён прилагательных

1

Научатся определять число имён прилагательных и изменять их по числам. Работа по алгоритму.

111

Проверочная работа.

1

Научатся применять изученные правила правописания, подбирать примеры на изученную орфограмму.

Дополнительное инструктирование.

112

Обобщение знаний об имени прилагательном

1

Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму.

Работа по индивидуальному маршруту.

113

Что такое текст-описание?

1

Научатся определять текст-описание по его признакам, составлять текст на основе личных наблюдений.

Работа по карточке.

114

Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений.

Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте-описания.

1

Научатся определять текст-описание по его признакам, составлять текст на основе личных наблюдений.

Работа по шаблону.

115

Что такое местоимение?

1

Научатся определять местоимения как часть речи, правильно употреблять их вместо имени.

Работа по карточке.

116

Что такое текст-рассуждение?

1

Научатся определять текст-рассуждение по его признакам.

Работа по алгоритму.

117

Проверочная работа.

1

Научатся применять изученные правила правописания. Работа по индивидуальному маршруту.

118

«Занимательная грамматика»

Игротека

1

Повторить понятия: текст, тема и основной мысль текста, заголовок текста, фразеологизмы

119

Общее понятие о предлоге

1

Научатся осознавать предлог как часть речи, употреблять его с именами существительными или местоимениями. Работа по шаблону.

120

Раздельное написание предлогов со словами

1

Научатся писать предлоги отдельно от других слов. Работа по алгоритму.

121

Правописание предлогов в именами существительными

1

Научатся писать предлоги отдельно от других слов. Работа по карточке.

122

Административная контрольная работа(итоговая)

1

Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними.

Дополнительное инструктирование.

123

Работа над ошибками. Восстановление деформированного повествовательного текста.

1

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки, восстанавливать деформированный текст. Работа по памятке.

Раздел 8. Повторение 

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

7

6

124

Повторение по теме «Текст»,  «Предложение»

1

Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Работа по карточке.

125

Повторение по теме «Слово и его значение», «Части речи»

1

Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Работа по карточке.

126

«Занимательная грамматика»

Игротека

1

Повторить пословицы, фразеологизмы, русские народные загадки

127

«Занимательная грамматика»

И вновь словарные слова

1

Работа с непроверяемыми гласными. Проверочные слова. Пересказ текста. Играть со словарными словами

128

«Занимательная грамматика»

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

1

Упражняться в различении частей речи, применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Учатся изменять форму слова.

129

Повторение по теме «Звуки и буквы»

1

Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними.

Работа по шаблону.

130

«Занимательная грамматика»

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

1

Познакомиться с именами прилагательными, служащими для характеристики человека

131

Повторение по теме «Правила правописания»

1

Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму. Работа по индивидуальному маршруту.

132

Итоговый повторение

1

Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними.

Дополнительное инструктирование.

133

«Занимательная грамматика»

Повторяем…

1

Разгадывать русские народные загадки

134

Работа над ошибками

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

1

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки. Работа с словарём. Научатся применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму

Выполнить звукобуквенный разбор.

135

«Занимательная грамматика»

Повторяем, повторяем…

1

Решить головоломки

136

Итоговый повторение

1

Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними.

Дополнительное инструктирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Адаптированная РП по русскому языку

РП по русскому языку к УМК "Школа России" с модулем "Занимательная грамматика"...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс в рамках реализации ФГОС 2021...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 80.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по русскому языку (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...