3 класс. Адаптированная рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Вольтмарова Наталья Александровна

Адаптированная рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_-_rp_russkiy_yazyk_3v_klass.docx88.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза

Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

Рабочая программа

адаптированной основной общеобразовательной программы начального

 общего образования для обучающихся с задержкой психического развития

муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза

Ивана Даниловича Черняховского»

общеобразовательная область «Русский язык и литературное чтение»

предмет «Русский язык»

3 класс

на 2021 – 2022 учебный год

Составитель:

Вольтмарова Н.А.,

 учитель начальных классов

                               первой квалификационной категории

город Черняховск

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса разработана в соответствии с:

- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 8.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. № 1643; от 18.05.2015 г. № 507; от 31.12.2015г. №1576;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- примерной программой начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд.  М: Просвещение, 2009, - 317с.

- авторской программы по русскому языку. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2015. – 340 с.

- положением о рабочей программе учебных предметов, курсов по адаптированным общеобразовательным (образовательным) программам;

-учебным планом МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;

- учебно-методическим комплектом «Школа России»;

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.

        Цели курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи курса:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

        Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

        В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий, что отражено в календарно-тематическом планировании.

Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане

В 3 классе на уроки русского языка отводится 136 ч(4 ч в неделю, 34учебных недели), в том числе 27 часов - учебного модуля «Занимательная грамматика», который способствует развитию познавательной активности учащихся и расширяет содержание образовательной программы по русскому языку.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Русский язык, учебник для третьего класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2013.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.

Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного

решения коммуникативных задач. Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой

формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.

«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

-        становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

-        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

-        осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

-        восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

-        понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

-        развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-        осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-        уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

-        понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

-        развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

-        развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

-        развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

-        развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

-        установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

-        принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

-        планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-        выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

-        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

-        выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

-        адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-        понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

-        уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

-        записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

-        ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

-        использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

-        овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

-        осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

-        осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

-        уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

-        ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-        понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

-        строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-        признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-        стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

-        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-        уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

-        строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

-        активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

-        применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты:

-        первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-        осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

-        представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

-        позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

-        понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

-        овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

-        приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

-        освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

-        овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка(звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);

-        овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Содержание учебного предмета, коррекционного курса

        Язык и речь

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

        Текст, предложение, словосочетание

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

        Слово в языке и речи

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

        Состав слова

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).

        Правописание частей слова

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

        Части речи

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

        Повторение изученного за год.

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. 

Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» (27 часов)

Поговорки и пословицы, Игротека, Запоминай словарные слова, Растения во фразеологизмах, Животные во фразеологизмах, Игротека, Я не поэт, я только учусь..., Игротека, И снова животные во фразеологизмах, Кое-что о местоимениях, Игротека, Состав слова, основа слова, формы слова, Про корень и окончание, Игротека, Непроизносимые согласные, Учимся различать приставку и предлог, Учимся писать не с глаголами, Игротека, Имена существительные с шипящим звуком, Поговорим о падежах, Игротека, Сложные слова, От архаизмов до неологизмов, По страницам энциклопедий, Игротека, Повторяем, Повторяем, повторяем...

Тематическое планирование

по русскому языку (136 ч)

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1. Язык и речь

2

1

Знакомство с учебником. Виды речи. Речь и её назначение.

1

Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

2

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

1

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Работа по шаблону.

Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

13

2

3

Текст. Типы текстов.

1

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделятьчаститекста и обосновыватьправильностьихвыделения.

4

Предложение.

1

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать не пунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Работа по шаблону.

5

Виды предложений по цели высказывания.

1

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

6

Виды предложений по интонации и по цели высказывания.

1

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновыватьзнакипрепинания в концепредложений.

7

Предложение с обращением.

1

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения.

Работа по шаблону.

8

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

9

Распространенные и нераспространенные предложения.

1

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Работа по шаблону.

10

Административная контрольная работа (входная)

1

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные.

Работа по индивидуальному маршруту.

11

«Занимательная грамматика»

Поговорки и пословицы.

1

Уметь отличать пословицу от поговорки.

Работа по карточке.

12

Простое и сложное предложение

1

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

13

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.

1

Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждатьприопределениихарактеристикзаданногопредложения.

Работа по шаблону.

14

Словосочетание.Закрепление изученного материала.

1

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

15

«Занимательная грамматика»

Игротека.

1

Уметь разгадывать русские народные загадки, расшифровывать фразеологизмы. Объяснятьихзначение.Работа по карточке.

Раздел 3. Слово в языке и

речи

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

19

4

16

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

1

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка».

17

Синонимы и антонимы.

1

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Работа по шаблону.

18

Омонимы.

1

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

19

Слово и словосочетание.

1

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Работа по шаблону.

20

«Занимательная грамматика»

Запоминай словарные слова

1

Тренироваться в грамотном написании словарных слов.

Работа по карточке.

21

Фразеологизмы.

1

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

22

Обучающее изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».

1

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца.

Дополнительное инструктирование.

23

Части речи.

1

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

24

«Занимательная грамматика»

Растения во фразеологизмах

1

Знакомиться со значением и происхождением фразеологизмов: «манна небесная»,

«задать перцу» и др.

Работа по карточке.

25

Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных.

1

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

26

Имя числительное.

1

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводитьпримерыслов – имёнчислительных.

27

Имя числительное.

Проверочная работа по теме «Части речи».

1

Приводить примеры слов – имён числительных. Оценивать результаты выполненного задания.

Работа по индивидуальному маршруту.

28

Однокоренные слова.

1

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Работа по шаблону.

29

«Занимательная грамматика»

Животные во фразеологизмах

1

Знакомиться с фразеологизмами, в которых встречаются названия животных «где раки зимуют», «мышиная возня» и др.

Работа по карточке.

30

Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

1

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса», «мороз». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбиратьнесколькопроверочныхслов с заданнойорфограммой.

31

Согласные звуки и буквы.

1

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Работа по шаблону.

32

Правописание разделительного мягкого знака.

1

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки». Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

33

Слово и слог. Звуки и буквы.

1

Работать с памяткой «Как делать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Работа по шаблону.

34

«Занимательная грамматика»

Игротека

1

Работать с фразеологизмами, связанными с растениями и животными. Повторитьправописаниесловарныхслов.Работапокарточке.

Раздел 4. Состав слова

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

15

2

35

Корень слова. Однокоренные слова.

1

Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

36

Обучающее изложение повествовательного текста.

1

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Дополнительное инструктирование.

37

«Занимательная грамматика»

Я не поэт, я только учусь...

1

Познакомиться с понятием рифма и ритм. Упражняться в умении подбирать рифмующие слова, составлять четверостишия с заданными словами.

Работа по карточке.

38

Формы слова. Окончание.

1

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работа по шаблону.

39

Контрольный диктант«Правописание частей слова».

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Работа по индивидуальному маршруту.

40

Формы слова. Окончание.

1

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Работа по шаблону.

41

Приставка.

1

Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

Работа по шаблону.

42

Приставка.

1

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словахприставки. Образовыватьслова с помощьюприставки.

43

Суффикс.

1

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словахсуффиксы. Образовыватьслова с помощьюсуффикса.

44

Суффикс.

1

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

Работа по шаблону.

45

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».

1

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.

Дополнительное инструктирование.

46

Основа слова.

1

Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования.

47

Обобщение знаний о составе слова.

1

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

48

Проверочная работа по теме «Состав слова».

1

Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Работа по индивидуальному маршруту.

49

«Занимательная грамматика»

Игротека.

1

Подбор рифмующихся слов. Умение выявлять скрытый смысл пословиц. Различатьчастиречи.

Работа по карточке.

Раздел 5. Правописание частей слова

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

20

4

50

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбиратьнесколькопроверочныхслов с заданнойорфограммой.

51

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Работа по шаблону.

52

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работа по шаблону.

53

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Объяснять написание безударной гласной в корне. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).

54

«Занимательная грамматика»

И снова животные во фразеологизмах.

1

Знакомить с происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных.

Работа по карточке.

55

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

1

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

56

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

1

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

57

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводитьпримерыслов с заданнойорфограммой.

58

Административная контрольная работа (промежуточная)

1

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работа по индивидуальному маршруту.

59

«Занимательная грамматика»

Кое-что о местоимениях.

1

Расширить представление о личных местоимениях и их формах. Уметь выделять начальную форму местоимения.

Работа по карточке.

60

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Работа по шаблону.

61

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

62

Правописание суффиксов и приставок.

1

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлятьвзаимоконтроль и самоконтрольприпроверкевыполненнойписьменнойработы.

63

Правописание приставок.

1

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.

Работа по шаблону.

64

Проверочная работа по теме «Правописание значимых частей слова».

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Работа по индивидуальному маршруту.

65

Работа над ошибками.

Правописание суффиксов и приставок.

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

66

«Занимательная грамматика».

Игротека

1

Уметь различать местоимение, наречие, числительное. Соотносить фразеологизм и его значение.

Работа по карточке.

67

Правописание приставок и предлогов.

1

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании.

Работа по шаблону.

68

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.

69

«Занимательная грамматика».

Состав слова, основа слова, формы слова.

1

Распознавать части слова. Отличать форму одного и того же слова от другого родственного слова.

Работа по карточке.

Раздел 6. Части речи

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

63

13

70

Имя существительное как часть речи.

1

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различатьсредиоднокоренныхсловименасуществительные.

71

Начальная форма имени существительного

1

Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме.

72

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

73

«Занимательная грамматика»

Про корень и окончание

1

Уметь находить корень в слове.

Работа по карточке.

74

Устаревшие слова.Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

1

Находить устаревшие слова – имена существительные.Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.Дополнительноеинструктирование.Работапопамятке.

75

Собственные и нарицательные имена существительные

1

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Работа по алгоритму.

76

Число имён существительных.

1

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Работа по шаблону.

77

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

1

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части речи, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти.

Работа по шаблону.

78

Род имён существительных.

1

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Работа по алгоритму.

79

«Занимательная грамматика»

Игротека.

1

Разбирать слова по составу.

Выделять корень, окончание, приставку, суффикс в словах.

Работа по карточке.

80

Род имён существительных.

1

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

Работа по алгоритму.

81

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

1

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Работа по памятке.

82

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

1

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Работа по алгоритму.

83

Обучающее изложение повествовательного текста.

1

Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

Работа по шаблону.

84

«Занимательная грамматика»

Непроизносимые согласные.

1

Грамотно писать слова с непроизносимыми согласными.

Работа по карточке.

85

Проверочный диктант по теме «Род и число имён

Существительных».

1

Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов

действий.

Работа по индивидуальному маршруту.

86

Работа над ошибками.

Изменение имён существительных по падежам.

1

Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия

падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

Работа по памятке.

87

Именительный падеж.

1

Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.

Работа по шаблону.

88

«Занимательная грамматика».

Учимся различать приставку и предлог.

1

Уметь отличать предлог от приставки, грамотно писать их в предложениях.

Работа по карточке.

89

Родительный падеж.

1

Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Работа по алгоритму.

90

Дательный падеж.

1

Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Работа по шаблону.

91

Винительный падеж.

1

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.).

Работа по памятке.

92

Творительный падеж.

1

Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Работа по алгоритму.

93

«Занимательная грамматика»

Учимся писать не с глаголами.

1

Тренироваться в грамотном написании «не» с глаголами.

Работа по карточке.

94

Предложный падеж.

1

Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Работа по алгоритму.

95

Обобщение знаний об имени существительном.

Обучающее изложение текста повествовательного типа.

1

Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных.Определять начальную форму имени существительного.Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.Проверять письменную работу (сочинение).Дополнительное инструктирование.Работапошаблону.

96

«Занимательная грамматика»

Игротека.

1

Грамотное написание непроизносимых согласных, приставок, предлогов, «не» с глаголами.

Работа по карточке.

97

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

1

Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Работа по индивидуальному маршруту.

98

Работа над ошибками.

Имя прилагательное как часть речи.

1

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Работа по памятке.

99

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Работа по шаблону.

100

«Занимательная грамматика»

Имена существительные с шипящим звуком.

1

Повторить шипящие звуки русского языка; закреплять правописание имён существительных с шипящими на конце; уметь подбирать синонимы.

Работа по карточке.

101

Сложные имена прилагательные.

1

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать.

Работа по алгоритму.

102

Работа над ошибками. Составление текста-описания в научном стиле.

1

Познакомить с научным и художественным описанием предмета, с особенностями научного и делового описания. Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

Дополнительное инструктирование.

103

Изменение имён прилагательных по родам.

1

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Работа по шаблону.

104

Изменение имён прилагательных по родам.

1

Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писатьправильнородовыеокончанияимёнприлагательных.

Работа по алгоритму.

105

Изменение имён прилагательных по числам.

Составление текста-описания о животном.

1

Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.

Работа по шаблону.

106

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

Работа по памятке.

107

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

Определять начальную форму имени прилагательного.

Работа по алгоритму.

108

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Работа по шаблону.

109

«Занимательная грамматика»

Поговорим о падежах.

1

Упражнения в определении падежа имён существительных.

Работа по карточке.

110

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Работа по индивидуальному маршруту.Работа по памятке.

111

Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».

1

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Дополнительное инструктирование.

112

«Занимательная грамматика»

Игротека.

1

Сочинение стихотворной строчки с заданной рифмой.

Работа по карточке.

113

Работа над ошибками.

Личные местоимения.

1

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Дополнительное инструктирование.

114

Местоимения 3-го лица.

1

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Работа по алгоритму.

115

Роль местоимений в предложении. Составление письма.

1

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Дополнительное инструктирование.

116

Морфологический разбор местоимения.

1

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Работа по памятке.

117

«Занимательная грамматика»

Сложные слова.

1

Упражнять в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.

Работа по карточке.

118

Проверочная работа по теме «Местоимение».

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Работа по индивидуальному маршруту.

119

Глагол как часть речи.

1

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Работа по алгоритму.

120

Значение и употребление в речи глаголов.Составление текста по сюжетным картинкам.

1

Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

Работа по индивидуальному маршруту.Работа по шаблону.

121

«Занимательная грамматика»

От архаизмов до неологизмов.

1

Находить в тексте архаизмы, историзмы, неологизмы.

Работа по карточке.

122

Начальная форма глагола.

1

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.

Работа по шаблону.

123

Изменение глаголов по числам.

1

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

Работа по алгоритму.

124

Изменение глаголов по временам.

1

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Работа по шаблону.

125

Изменение глаголов по временам.

1

Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Работа по алгоритму.

126

«Занимательная грамматика»

По страницам энциклопедий.

1

Привлечь внимание учащихся к энциклопедическим изданиям.

Работа по карточке.

127

Административная контрольная работа (итоговая)

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Работа по индивидуальному маршруту.

128

Род глаголов в прошедшем времени.

1

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Работа по шаблону.

129

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

Работа по памятке.

130

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Работа по алгоритму.

131

«Занимательная грамматика»

Игротека.

1

Грамотно писать сложные слова.

Работа по карточке.

132

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор

глагола.

1

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола».

Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Работа по алгоритму.

Раздел 6. Повторение

Внутрипредметный образовательный модуль

«Занимательная грамматика»

4

2

133

Повторение по теме «Части речи».

1

Применить свои знания для выполнения заданий.

Работа по шаблону.

134

Орфограммы в значимых частях слова.

1

Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе.

Работа по алгоритму.

135

«Занимательная грамматика»

Повторяем.

1

Применить свои знания для выполнения заданий.

Работа по карточке.

136

«Занимательная грамматика»

Повторяем, повторяем...

1

Закреплять правописание слов с непроизносимыми согласными, формировать умение разбирать слова по составу, определять значение фразеологизмов.

Работа по карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"

Данная рабочая программа разработана для обучаемых с задержкой психического развития ( В. 7.1, В.7,2)...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"

Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и сборника рабочих программ «Русский язык. 1-4 классы&raqu...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2

Адаптированные программы  1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2  ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....