Урок русского языка по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Имя существительное.

ТИП УРОКА: Открытие нового знания.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: формирование умений реализации новых способов действий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: формирование общего понятия об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.

Задачи:

  • Учить различать предмет и слово как часть речи;
  • Учить соотносить вопросы кто? и что?;
  • Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • Развивать речь учащихся.

I. СТАДИЯ ВЫЗОВА.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок - 
Начинается урок!

Сегодня я предлагаю вам стать на время урока СЛЕДОПЫТАМИ.
Кто сможет объяснить значение слова следопыт? (Словарь Ожегова)

  1. Охотник, выслеживающий зверя по следам. Зверолов-с.
  2. Человек (обычно член ученического коллектива), который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах. Юные следопыты отправились в поход по местам боевой славы отцов. 4 - Красные следопыты - следопыты (во 2 знач.).
  3. Тот, кто ищет,

А ещё нам нужно на уроке:
1. Иметь зоркий глаз;
2. Уметь слушать;
3. Быть внимательным.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

1. Чистописание

На доске

  • Сильный - слабый
  • Темнота -…..
  • Плакать-….
  • Молодой -…
  • Юг -….
  • Мокрый -…

Для того, чтобы приступить к минутке чистописания нам нужно определить какую букву мы будем писать. Для этого вам нужно сформулировать и выполнить задание

(подобрать к словам антонимы. Они все начинаются с буквы С)

- Верно, сегодня будем писать строчную и заглавную и букву Сс .

2. Словарно-орфографическая работа

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

- Давайте вспомним словарные слова на букву С.

Отгадываем загадки:

 

Отгадай загадку - кто мы: 

В ясный день сидим мы дома. 

Если дождь — у нас работа: 

Топать, шлепать по болотам.

(Сапоги)

Белый камень во рту тает. (Сахар.)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи. (Собака.)

Верещунья, белобока,

А зовут её… (сорока).

Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай!
(Снегири)

– Записываем словарные слова и объясняем орфограммы.

– А что объединяет слова, которые мы записали? Отвечают на вопросы кто, что.

Взаимопроверка выполнения задания.

3. Постановка учебной задачи.

Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения? (из слов)

Все слова русского языка делятся на большие группы – ЧАСТИ РЕЧИ.

Сегодня на уроке нам нужно найти потерявшуюся часть речи

На доске появляется запись:


– Что будем делать? (Искать.)

– С чего начнём поиск? (Со сбора информации.)

Какие возникли вопросы у следопытов?

1. Как называется?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?

4. Открытие новых знаний

Стадия осмысления, прием «Мозговой штурм»

1. - Ну что ж следопыты куда по карте направляемся? (остров прошлого)

- Рассмотрите иллюстрации художника о жизни первобытных людей. Предположите, какие слова они уже могли придумать?

Предположительные ответы детей: лодка, весло, рыба, река, зверь, шкура, нож, охота и другие

- Предположите, какое слово из каждой группы появилось первым и подчеркните его. (в парах)

Карточки

 

зверь

 одомашнивать

 грозил

 рыбачили

звериный

 дом

 грозовое

 рыба

озверел

 домашнее

 гроза

 рыбный

 

- А почему?

- Сначала человек придумал имя каждому предмету.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто ? Что?)

-Какие слова отвечают на вопрос Кто? (Животные и люди)

-Какие слова отвечают на вопрос Что?

2. – Итак, пойдём по следам. Они ведут нас в долину «Окружающего мира».

– Замените одним словом и запишите:

– движение воздуха – ветер

– буря на море – шторм

– сильный ветер со снегом – метель

– ненастье с громом и молнией – гроза

– Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них?

Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы.

3. – Следы привели нас к океану изобразительного искусства.

Вы видите репродукцию картины.

– Что вы чувствуете, глядя на неё? (Восхищение, удивление, спокойствие, умиротворение.)

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– ЧТО?

– Что обозначают эти слова? (чувства, переживания)

4. - Итак, следопыты, что же мы узнали о нашей потерявшейся части речи?

- Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – название предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о явлениях природы, и о чувствах, качествах людей. Всё это можно считать вещами.

- Следопыты, а какое название учёные придумали для нашей потерявшейся части речи по вашему мнению?

- На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.

- Как вы думаете, почему такое название? (предметы, вещи существуют)

– Итак, мы нашли пропавшую часть речи. Теперь отдохнём.

5. Физкультминутка. Интерактив

 (Дети читают вслух стихотворение и маршируют)

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!

Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, играть, мама.

V. Развитие умений

– Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?

– Может быть, можно обойтись без неё?

– Давайте проверим наше предположение.

– У меня есть текст без имён существительных. Прочитайте.(карточки)

– Всё ли понятно?

– Исправим текст. Запишем исправленный текст.

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.

6. Самостоятельная работа

1. -Следопыты из вас хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.
С.47 Упр. 79.

- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга. Если всё правильно, то пусть на полях засияет солнышко, если с ошибками, то пока тучка.

– На протяжении всего урока вы были настоящими друзьями, помогая друг другу, вы отыскали потерявшуюся часть речи. А теперь помогите собрать рассыпавшиеся слова по классу в одно предложение.

СЛЕДОПЫТЫ ИДУТ НА ПОМОЩЬ.

- Давайте запишем это предложение.

- Какое задание можем предложить?

- Давайте буквой найдём существительные и обозначим их буквой с.

- Каким членом предложения выражено существительное?

7. Подведение итогов урока

– Урок подходит к концу. Давайте вспомним? Какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

– Достигли мы заданной цели?

– Какую часть речи мы изучали?

А) Выстраивание кластера.

Б) Синквейн

  1. Существительное.
  2. Собственное, нарицательное
  3. Называет, обозначает, употребляется.
  4. Речь невозможна без существительных.
  5. Предмет.

8. Рефлексия

Выразите ваше отношение к уроку одной из трех фигур: – урок был интересный, мне понравилось; было интересно, но сложновато для меня; было сложно, я мало что понял.

9. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Число имён существительных"во 2 классе

Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....

Презентация к уроку русского языка "Род имён существительных"во 2 классе

Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....

Урок русского языка " Склонение имён существительных"

Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...