Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Громкова Светлана Николаевна

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_sushch-h_v_ed.chisle.docx35.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    • Учебный предмет: русский язык
    • Класс: 4«б» класс
    • Автор УМК : Л.Я.Желтовская УМК «Планета Знаний».
    • Тема урока: Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения.
    • Тип урока: урок комбинированный
    • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
    • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
    • Предметные:

    Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 1- и 2-го склонения; уметь определять склонение имени существительного, правильно писать падежные окончания существительных; работать с орфографическим словарём.

    • Личностные: в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
    • Регулятивные:  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
    • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
    • Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.

    Этапы урока.

    Цели этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты

    1.Организационный момент

    Организовать рабочее место; обеспечить мотивацию учащихся

    Контроль за организацией рабочего места.

    Создаёт эмоциональный настрой на урок.

    Организационный момент.

    Я прошу вас улыбнитесь

    И, пожалуйста, садитесь

    (СЛАЙД 1)

    . - Я предлагаю вам сегодня отправиться на поиски КЛАДА. Кто со мной, поднимите руку.

    - Какими же качествами должен обладать кладоискатель?

    - А еще кладоискатель должен быть очень терпеливым, точным и аккуратным. Это мы сейчас и выясним, насколько вы обладаете этими качествами.

    Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. 

    Организация рабочего места.

    Встают те дети, которые выполнили д/з на «5»

    Записывают  число и классная работа

    Развития познавательных интересов, учебных мотивов

    II.Мотивация к учебной деятельности.

    .

    1) включить учащихся в учебную деятельность;

    2) определить содержательные рамки урока

    3)мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

    Минутка чистописания.

    - Работать будем со строчными буквами «б» и «д». Что общего в написании этих букв?

    - Продолжите ряд букв в тетради «бдб» и «дбд».

    - Молодцы, постарались, справились.

    Словарно-орфографическая работа.

    - Итак, мы отправляемся в ДОРОГУ.

    - Как вы думаете, что нам необходимо взять с собой в дорогу?

    - А как можно все это заменить одним словом? (Слово БАГАЖ прикрепляется на доску)

    - Что общего в этих словах? (Сущ., словарные слова)

    - Назовите «опасные места» в этих словах. (БАГАЖ – парная согласная, непроверяемая гласная в корне слова. ДОРОГА – непроверяемая гласная в корне слова, сочетание –оро-)

    - Запишите эти слова.

    - Назовите морфологические признаки этих существительных (Число, род, склонение)

    - Взяли багаж и в путь!

    - Посмотрите, кого мы встретили на своем пути, кто они? (СЛАЙД 2)- Как вы думаете, почему мы встретили именно этих героев?

    - Они тоже искали клад и нашли и теперь желают помочь нам. Дядя Федор дарит нам КОМПАС. Пес-ФОНАРЬ, а Матроскин больше уважает МОЛОКО.

    Запишите слова, распределите эти слова на группы.

    Просклоняйте по вариантам слова.

    - В каких случаях встретились препятствия? В чем сложность?

    - Итак, привал! Что нам предстоит выяснить, прежде, чем отправимся дальше?

    -Какова же тема урока?

    Какие задачи поставим на уроке, путешествуя в страну падежных окончаний?

    - Что  нужно будет повторить?

     

    - Кто может высказать предложение по решению данной проблемы?

    Пишут буквы и слова,отвечают на вопросы учителя

    Формулируют тему урока и задачи:   

    1 группа – 1скл, 2 группа – 2 скл. Докажи.)

    В Д.п, Т.п, П.П

    (Как правильно писать безударные окончания существительных 1 и 2 склонения

    «Правописание безударных падежных окончаний у существительных 1, 2 склонения»

    1.- закрепить знания о написании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в единственном числе, 

    2.-повторим правописание безударных гласных, парных согласных по глухости- звонкости в корнях слов. 

    (Подставить слово такого же склонения с ударным окончанием и написать его в безударной позиции)

    П4, К1, Р1

    Принятие и сохранение  учебной задачи;

    Осуществление поиска необходимой информации  для выполнения учебных

    заданий

    Понимание  возможности различных позиций людей, отличных от собственной, иориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    III Актуализация знаний.

    1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для закрепления материала

    2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

    3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы;

    - Давайте еще раз посмотрим на слова и попробуем создать опорную схему – помощницу.

    1скл

    2скл

    Д.п

    Т.п

    -ой, -ей

    -ом, -ем

    П.п

    1.-Мы долго шли по дороге и решили сделать привал и поиграть в прятки

    Работа по учебнику с 30 упр 70

    2. Игра «Найди ошибку»

    - Готовясь к уроку я нашла для вас хорошее стих-ие про дружбу, но вот пока писала, кажется наделала ошибок. Поможете мне их найти?

    - В этом стихотворении вроде бы 4 ошибки. Найдите их.

    Нам с дабротою небывает тесно,

    В любой семе с ней вместе жыть чюдесно

    Она нужна и маленьким, и взрослым,

    И даже тем, кто лишь с мизинец ростом. (А.Лопатина)

    Кто прочитает выразительно?

    А вы согласны с автором стихотворения?

    -Какое задание можете предложить, исходя из темы урока?

    - Спишите это красивое стихотворение.

    - Какие сейчас поставите перед собой задачи?

    Комментируют, обосновывают свой выбор.

    Осуществляют самооценку

    Осуществляют взаимопроверку

    Формулируют задание

    Выполняют задания по карточкам

    Записывают стих-е, вставляя пропущенные буквы.

    Читают текст , находят ошибки и обосновывают свой выбор.

    ( ошибок не 4 , а 5!)

    Выразительно читают.

    Проверка на доске

    Самооценка

    Формулируют задание

    - Найти имена существительные в предложении и определите их склонение и падеж 

    Списывают текст.

    Осуществление поиска необходимой информации  для выполнения учебных

    Заданий с использованием  учебной литературы;

    Формирование границ собственного знания и «незнания»;

    Планирование своих действий с поставленной задачей и условиями её реализации, и в том числе во внутреннем плане;

    Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов;

    Формулирование собственного мнения (позиции);

    Осуществление гражданской идентификации личности (осознание  своей этнической принадлежности и культурной и культурной идентичности на основе осознания «Я», как гражданина России);

    Формулирование собственного мнения (позиции);

    Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

    Динамическая пауза

    К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

    - Наклонились и умылись, (наклоны вперед, руки на поясе)

    - Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

    - Вот как славно освежились, (встряхиваем руками)

    - Делать так руками нужно:

    - Вместе – раз, это брасс, (круги двумя руками вперед)

    - Одной, другой – это кроль, (круги руками вперед поочередно)

    - Все как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

    - Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

    - Но не отправимся домой.

    - Сейчас определим самого шустрого и внимательного кладоискателя: перечислите, какие нам встретились в физминутке слова 1, 2 склонения?

    - Молодцы! Вы оказались очень внимательными кладоискателями. И снова в путь!

    Речка, брасс, кроль, дельфин, берег.

    IV. Первичное усвоение новых знаний.

    зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы

    Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

    (алгоритм написаний  падежных окончаний)

    Прежде, чем приступить к практическим упражнениям, вспомним теоретические знания.

    1)Игра «Веришь или веришь?»

    -Если моё высказывание верно, вы поднимаете правую руку, если неверно, то левую:

    А) Существительное – это часть речи, отвечающее на вопросы: КТО? ЧТО?и обозначающее предмет(верно)

    Б) У сущ-ых только 2 склонения. (неверно)

    В) В П.падеже сущ-ые 1и 2 скл-ия имеют окончание И? (неверно)

    Г) К 3 склонению относятся сущ-ые ж.р. с нулевым окончанием и Ь знаком на конце (верно)

    Д) Если существительное стоит в И.п., то оно является в предложении подлежащим? (верно)

       2) – Что мы должны вспомнить, чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных? (Алгоритм, инструкцию)

    Формулируют выводы наблюдений.

    Поднимают правую руку, если согласны с ответом, левую руку, если –не согласны.

    Составляют алгоритм правильного написания безударного окончания существительного.

    1.Поставить сущ-ое в начальную форму и определить склонение.

    2.Определить его падеж.

    3.Посмотреть в таблице (с.23) окончания сущ-ых данного склонения в этом падеже или подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО, то есть сущ-ое этого же склонения с ударным окончанием.

    П1, П2, Р5

    Формулирование собственного мнения (позиции);

    Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

    V. Первичная проверка понимания.

    Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала.

    Организует поисковую работу обучающихся (план действий) 

    Начнем работу с учебника.  

      Упр. 71. 

    -Прочтите внимательно задание к упражнению.

    По какому плану будем работать?

    Запишите словосочетания, употребляя зависимые слова в творительном падеже.

       Работа по вариантам

    1в- №1

    2в- №2

    Выполняют упр-ие в  учебнике

    Озвучивают план выполнения задания 

    Комментируют орфограммы по 1 чел.

    Записывают словосочетания  в тетради.

    Проводят самопроверку

    Принятие и сохранение  учебной задачи;

    Анализ  объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

    VI.Первичное закрепление.

    Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала.

    Игра «Собери мудрость»

     (по классу рассыпаны слова «Собирай по ягодке- наберешь кузовок», «Один в поле не воин»

    Соберите слова по классу.- Кто соберёт мудрость, шепнёт мне на ушко.

    - Мои милые  МУДРЕЦЫ, попробуйте объяснить, как вы её понимаете.

    - Какое задание мы можем придумать, исходя из темы урока.

     - Определим склонение и падеж у имён существительных.

    Составляют предложение, объясняют его смысл.

    Высказывают своё мнение.

    Находят существительные, определяют падеж, склонение.

    Понимание  возможности различных позиций людей, отличных от собственной, иориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    Формулирование собственного мнения (позиции);

    Построение монологического высказывания;

    Умение задавать вопросы;

    VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    Выявить пробелы и провести коррекцию

    Организует самостоятельную работу в тетради №2 (на печатной основе). Упр.8. с.17

    Выполняют самостоятельную работу, проводят самопроверку и самооценку

    Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

    Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёте хар-ра сделанных ошибок;

    VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Провести инструктаж  по домашнему заданию

    Даёт комментарии к домашнему заданию -

    1). № 73, с. 31

     

    Записывают домашнее задание

    Принятие и сохранение  учебной задачи;

    IX Рефлексия (подведение итогов занятия)

    1) оценить собственную деят-ть на уроке;

    2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

    4) зафиксировать неразрешённые затруднения как напр-ия будущей учебной деят-ти.

    - Вы успешно справились со всеми заданиями, а значит и отыскали клад. Что же интересно в нем лежит? (Открывается сундучок. А там свиток с надписью «БАГАЖ ЗНАНИЙ).)

    - А можно ли знания назвать кладом? Почему?

    - Так какой же клад мы сегодня отыскали? (Это наши полученные знания)

    - Подтвердите свои слова, расскажите о том, какими вы знаниями стали обладать по завершению сегодняшнего урока?

    - Вам понравилось наше путешествие?

    - Какое настроение у вас было во время путешествия на уроке?

    - Попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как работали. 

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

    Делают вывод, что безударное падежное окончание зависит от склонения и падежа

    Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование

    самоиндефикации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и  самопринятия);


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка по теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных I склонения".

      Презентация к уроку русского языка по  теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных 1 склонения". Используется региональный компонент....

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

    Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

    Технологическая карта ПНШ 3 класс«Окончание существительных во множественном числе в разных падежах»

    Технологическая карта урока«Окончание существительных во множественном числе в разных падежах»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Окончание существительных во множественном числе в разны...

    Технологическая карта ПНШ 3 класс «Окончание существительных во множественном числе в разных падежах»

    Технологическая карта урока«Окончание существительных во множественном числе в разных падежах»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Окончание существительных во множественном числе в разны...

    Технологическая карта ПНШ 3 класс «Окончание существительных во множественном числе в разных падежах»

    Технологическая карта урока«Окончание существительных во множественном числе в разных падежах»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Окончание существительных во множественном числе в разных паде...

    Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

    Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

    Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»

    Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»  2 класс...