Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Громкова Светлана Николаевна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_sushch-h_v_ed.chisle.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  • Учебный предмет: русский язык
  • Класс: 4«б» класс
  • Автор УМК : Л.Я.Желтовская УМК «Планета Знаний».
  • Тема урока: Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения.
  • Тип урока: урок комбинированный
  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
  • Предметные:

Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 1- и 2-го склонения; уметь определять склонение имени существительного, правильно писать падежные окончания существительных; работать с орфографическим словарём.

  • Личностные: в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • Регулятивные:  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
  • Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.

Этапы урока.

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Организовать рабочее место; обеспечить мотивацию учащихся

Контроль за организацией рабочего места.

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Организационный момент.

Я прошу вас улыбнитесь

И, пожалуйста, садитесь

(СЛАЙД 1)

. - Я предлагаю вам сегодня отправиться на поиски КЛАДА. Кто со мной, поднимите руку.

- Какими же качествами должен обладать кладоискатель?

- А еще кладоискатель должен быть очень терпеливым, точным и аккуратным. Это мы сейчас и выясним, насколько вы обладаете этими качествами.

Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. 

Организация рабочего места.

Встают те дети, которые выполнили д/з на «5»

Записывают  число и классная работа

Развития познавательных интересов, учебных мотивов

II.Мотивация к учебной деятельности.

.

1) включить учащихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока

3)мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Минутка чистописания.

- Работать будем со строчными буквами «б» и «д». Что общего в написании этих букв?

- Продолжите ряд букв в тетради «бдб» и «дбд».

- Молодцы, постарались, справились.

Словарно-орфографическая работа.

- Итак, мы отправляемся в ДОРОГУ.

- Как вы думаете, что нам необходимо взять с собой в дорогу?

- А как можно все это заменить одним словом? (Слово БАГАЖ прикрепляется на доску)

- Что общего в этих словах? (Сущ., словарные слова)

- Назовите «опасные места» в этих словах. (БАГАЖ – парная согласная, непроверяемая гласная в корне слова. ДОРОГА – непроверяемая гласная в корне слова, сочетание –оро-)

- Запишите эти слова.

- Назовите морфологические признаки этих существительных (Число, род, склонение)

- Взяли багаж и в путь!

- Посмотрите, кого мы встретили на своем пути, кто они? (СЛАЙД 2)- Как вы думаете, почему мы встретили именно этих героев?

- Они тоже искали клад и нашли и теперь желают помочь нам. Дядя Федор дарит нам КОМПАС. Пес-ФОНАРЬ, а Матроскин больше уважает МОЛОКО.

Запишите слова, распределите эти слова на группы.

Просклоняйте по вариантам слова.

- В каких случаях встретились препятствия? В чем сложность?

- Итак, привал! Что нам предстоит выяснить, прежде, чем отправимся дальше?

-Какова же тема урока?

Какие задачи поставим на уроке, путешествуя в страну падежных окончаний?

- Что  нужно будет повторить?

 

- Кто может высказать предложение по решению данной проблемы?

Пишут буквы и слова,отвечают на вопросы учителя

Формулируют тему урока и задачи:   

1 группа – 1скл, 2 группа – 2 скл. Докажи.)

В Д.п, Т.п, П.П

(Как правильно писать безударные окончания существительных 1 и 2 склонения

«Правописание безударных падежных окончаний у существительных 1, 2 склонения»

1.- закрепить знания о написании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в единственном числе, 

2.-повторим правописание безударных гласных, парных согласных по глухости- звонкости в корнях слов. 

(Подставить слово такого же склонения с ударным окончанием и написать его в безударной позиции)

П4, К1, Р1

Принятие и сохранение  учебной задачи;

Осуществление поиска необходимой информации  для выполнения учебных

заданий

Понимание  возможности различных позиций людей, отличных от собственной, иориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

III Актуализация знаний.

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для закрепления материала

2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы;

- Давайте еще раз посмотрим на слова и попробуем создать опорную схему – помощницу.

1скл

2скл

Д.п

Т.п

-ой, -ей

-ом, -ем

П.п

1.-Мы долго шли по дороге и решили сделать привал и поиграть в прятки

Работа по учебнику с 30 упр 70

2. Игра «Найди ошибку»

- Готовясь к уроку я нашла для вас хорошее стих-ие про дружбу, но вот пока писала, кажется наделала ошибок. Поможете мне их найти?

- В этом стихотворении вроде бы 4 ошибки. Найдите их.

Нам с дабротою небывает тесно,

В любой семе с ней вместе жыть чюдесно

Она нужна и маленьким, и взрослым,

И даже тем, кто лишь с мизинец ростом. (А.Лопатина)

Кто прочитает выразительно?

А вы согласны с автором стихотворения?

-Какое задание можете предложить, исходя из темы урока?

- Спишите это красивое стихотворение.

- Какие сейчас поставите перед собой задачи?

Комментируют, обосновывают свой выбор.

Осуществляют самооценку

Осуществляют взаимопроверку

Формулируют задание

Выполняют задания по карточкам

Записывают стих-е, вставляя пропущенные буквы.

Читают текст , находят ошибки и обосновывают свой выбор.

( ошибок не 4 , а 5!)

Выразительно читают.

Проверка на доске

Самооценка

Формулируют задание

- Найти имена существительные в предложении и определите их склонение и падеж 

Списывают текст.

Осуществление поиска необходимой информации  для выполнения учебных

Заданий с использованием  учебной литературы;

Формирование границ собственного знания и «незнания»;

Планирование своих действий с поставленной задачей и условиями её реализации, и в том числе во внутреннем плане;

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов;

Формулирование собственного мнения (позиции);

Осуществление гражданской идентификации личности (осознание  своей этнической принадлежности и культурной и культурной идентичности на основе осознания «Я», как гражданина России);

Формулирование собственного мнения (позиции);

Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Динамическая пауза

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

- Наклонились и умылись, (наклоны вперед, руки на поясе)

- Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

- Вот как славно освежились, (встряхиваем руками)

- Делать так руками нужно:

- Вместе – раз, это брасс, (круги двумя руками вперед)

- Одной, другой – это кроль, (круги руками вперед поочередно)

- Все как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

- Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

- Но не отправимся домой.

- Сейчас определим самого шустрого и внимательного кладоискателя: перечислите, какие нам встретились в физминутке слова 1, 2 склонения?

- Молодцы! Вы оказались очень внимательными кладоискателями. И снова в путь!

Речка, брасс, кроль, дельфин, берег.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

(алгоритм написаний  падежных окончаний)

Прежде, чем приступить к практическим упражнениям, вспомним теоретические знания.

1)Игра «Веришь или веришь?»

-Если моё высказывание верно, вы поднимаете правую руку, если неверно, то левую:

А) Существительное – это часть речи, отвечающее на вопросы: КТО? ЧТО?и обозначающее предмет(верно)

Б) У сущ-ых только 2 склонения. (неверно)

В) В П.падеже сущ-ые 1и 2 скл-ия имеют окончание И? (неверно)

Г) К 3 склонению относятся сущ-ые ж.р. с нулевым окончанием и Ь знаком на конце (верно)

Д) Если существительное стоит в И.п., то оно является в предложении подлежащим? (верно)

   2) – Что мы должны вспомнить, чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных? (Алгоритм, инструкцию)

Формулируют выводы наблюдений.

Поднимают правую руку, если согласны с ответом, левую руку, если –не согласны.

Составляют алгоритм правильного написания безударного окончания существительного.

1.Поставить сущ-ое в начальную форму и определить склонение.

2.Определить его падеж.

3.Посмотреть в таблице (с.23) окончания сущ-ых данного склонения в этом падеже или подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО, то есть сущ-ое этого же склонения с ударным окончанием.

П1, П2, Р5

Формулирование собственного мнения (позиции);

Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

V. Первичная проверка понимания.

Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала.

Организует поисковую работу обучающихся (план действий) 

Начнем работу с учебника.  

  Упр. 71. 

-Прочтите внимательно задание к упражнению.

По какому плану будем работать?

Запишите словосочетания, употребляя зависимые слова в творительном падеже.

   Работа по вариантам

1в- №1

2в- №2

Выполняют упр-ие в  учебнике

Озвучивают план выполнения задания 

Комментируют орфограммы по 1 чел.

Записывают словосочетания  в тетради.

Проводят самопроверку

Принятие и сохранение  учебной задачи;

Анализ  объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

VI.Первичное закрепление.

Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала.

Игра «Собери мудрость»

 (по классу рассыпаны слова «Собирай по ягодке- наберешь кузовок», «Один в поле не воин»

Соберите слова по классу.- Кто соберёт мудрость, шепнёт мне на ушко.

- Мои милые  МУДРЕЦЫ, попробуйте объяснить, как вы её понимаете.

- Какое задание мы можем придумать, исходя из темы урока.

 - Определим склонение и падеж у имён существительных.

Составляют предложение, объясняют его смысл.

Высказывают своё мнение.

Находят существительные, определяют падеж, склонение.

Понимание  возможности различных позиций людей, отличных от собственной, иориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Формулирование собственного мнения (позиции);

Построение монологического высказывания;

Умение задавать вопросы;

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выявить пробелы и провести коррекцию

Организует самостоятельную работу в тетради №2 (на печатной основе). Упр.8. с.17

Выполняют самостоятельную работу, проводят самопроверку и самооценку

Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёте хар-ра сделанных ошибок;

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Провести инструктаж  по домашнему заданию

Даёт комментарии к домашнему заданию -

1). № 73, с. 31

 

Записывают домашнее задание

Принятие и сохранение  учебной задачи;

IX Рефлексия (подведение итогов занятия)

1) оценить собственную деят-ть на уроке;

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как напр-ия будущей учебной деят-ти.

- Вы успешно справились со всеми заданиями, а значит и отыскали клад. Что же интересно в нем лежит? (Открывается сундучок. А там свиток с надписью «БАГАЖ ЗНАНИЙ).)

- А можно ли знания назвать кладом? Почему?

- Так какой же клад мы сегодня отыскали? (Это наши полученные знания)

- Подтвердите свои слова, расскажите о том, какими вы знаниями стали обладать по завершению сегодняшнего урока?

- Вам понравилось наше путешествие?

- Какое настроение у вас было во время путешествия на уроке?

- Попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как работали. 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Делают вывод, что безударное падежное окончание зависит от склонения и падежа

Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование

самоиндефикации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и  самопринятия);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»

Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»  2 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Технологическая карта урока русского языка «Окончание существительных во множественном числе в Родительном падеже» (УМК Перспективная начальная школа); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения правильно употреблять в речи на письме существительные во множественном числе в Р.п.Задачи урока:Дидактические:научить правильно употре...

Технологическая карта по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в Р.п. (нулевое, -ов, -ев, ей)" (3 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление навыка правописания окончаний существительных во множественном числе в Р.п. Задачи урока: Дидактические:1. Закрепить знания учащихся о поняти...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род и число имён существительных" - 3 класс

Тип урока: открытие «нового» знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об изменении имени существительного по числам и определении его рода.Задачи урока:Дидактические:1. ...