Главные вкладки

    Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Хурамжина Екатерина Сергеевна

    Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)

    Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.

    Планируемые результаты:

    предметные:

    • формировать умения различать падежи имен существительных I, II, III склонения;
    • совершенствовать умения изменять имена существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.
    • проанализировать ударные и безударные окончания имен существительных I, II, III склонения.

    личностные:

    • научиться осознавать свои возможно­сти в учении;
    •  адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбие.

    Тип урока:  комбинированный урок

    Оборудование:  Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч 1, - стр. 140 - 143; учебная презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)

            

    Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных. 

    Планируемые результаты:

    предметные:

    • формировать умения различать падежи имен существительных I, II, III склонения;
    • совершенствовать умения изменять имена существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.
    • проанализировать ударные и безударные окончания имен существительных I, II, III склонения.

    личностные: 

    • научиться осознавать свои возможности в учении;
    •  адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбие.

    Тип урока:  комбинированный урок

    Оборудование:  Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч 1, - стр. 140 - 143; учебная презентация.

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хронометраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Орг. Момент.

    Мотивационный

    Практич.: каллиграфическое упражнение,

    Словарная работа по типам склонения

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практич.: Изучение таблицы, выявление составляющих таблицы.

    10:00-10:07.

    - Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас! Меня зовут Екатерина Сергеевна (Слайд 1), и сегодня я проведу урок русского языка.

    -Внимание девчонки! (Слайд 2)

    - Внимание мальчишки!

     Приготовьте свои ручки,

    Разомните пальчики,

    Сегодня новые знания будем получать.

    Кто хочет получить оценку «пять»?

    Тогда пора урок начать.

    Минутка чистописания

    - Откройте свои тетрадки и красиво, каллиграфически запишите число и месяц: Одиннадцат[ое] декабря (Слайд 3). Подчеркните безударную гласную в корне и выделите окончание.

    Посмотрите на сайд (Слайд 4) и скажите, на какие группы можно разделить эти слова? На это задание вам даётся 1 минута.

    Ночь, вода, гнездо, мост, юноша, конь. (Ответы детей)

    - Какие группы у вас получились? (Эти существительные можно разделить на одушевленные и неодушевленные, ж. р. и м. р., сгруппировать существительные по признаку типа склонения)

    - Правильно, нужно сгруппировать эти имена существительные по трём типам склонения. 

    - Посмотрите на слайд (Слайд 5), на нем изображена таблица. Помогите мне заполнить ее именами существительными по трем типам склонения. Поднимите руку, кто хочет выйти к доске и помочь ее заполнить. Мне нужно 3 ученика из класса.

    - В правой части доски весят карточки со словами, 1-й ученик распределяет имена существительные первого склонения в первый столбик, 2-й ученик распределяет имена сущ. второго склонения, во второй столбик, 3--й ученик распределяет имена сущ. третьего склонения, в третий столбик.

    Ночь, Гнездо, Дядя.

    Имена существительные первого склонения

    Имена существительные второго склонения

    Имена существительные третьего склонения

    Дядя

    Гнездо

    Ночь

    - Ребята, посмотрите на доску и скажите мне какие окончания имеет слово в первом столбце? («-я»)

    - А какой род у этого имени существительного? (мужской)

    - Молодцы!

    - Какое склонение это имя существительное? (Первого склонения)

    - А какой род есть у первого склонения? («ж.р.»)

    - Какие окончания у ж.р. первого склонения? (-а, -я)

    - Правильно!

    - Теперь скажите мне какие окончания имеет слово во втором столбце? («-о»)

    - А какой род у этого имени существительного? (ср.р.)

    - Молодцы!

    - Какое склонение это имя существительное? (Второе склонения)

    - А какой род мы не услышали? (м.р.)

    - Какие ещё окончания  есть у второго склонения в м.р. и ср.р.? («-е», «[]»)

    - Правильно!

    - Отлично!

    - Посмотрите какое окончание имеет слово в третьем столбце? («[]»)

    - А какой род у этого имени существительного? (ж.р.)

    - Молодцы!

    Приветствовать учителя

    Писать каллиграфически.

    Работать со словарными словами

    Работать по таблице.

    Р: принимают и сохраняют учеб. задачу.

    Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

    К: взаимодействие учащихся с учителем и сверстниками

    2.  

    Постановка учебной задачи и ее решен

    Практич.: работа с ребусами.

    Слов.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практич.: постановка целей, проблемы и темы урока.

    Практический: Составление модели

    Практич.:

    Чтение правила

    Практич.: рассказ правила по модели;

    Практич.: чтение и разбор правила

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы;

    Практич.: работа с упражнением.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практич.: склонение имен существительных по падежам;

    Практич.: фронтальная работа и проверка одноклассника

    10:07- 10:09

    10:09- 10:10

    10:10- 10:14

    10:14- 10:15

    10:15- 10:22

    10:22 – 10:27

    -  Посмотрите на слайд. (Слайд 6) Как вы думаете что это?  (Ответы детей) Модель правила. Что на ней изображено? (Модель трёх степеней склонения имен существительных).

    - Давайте дополним вместе эту модель. (Ответы детей)

    - Правильно.

    - А теперь расскажите мне правила по модели на слайде. (К первому склонению относятся сущ. ж. р. и м. р. с оконцаниями –а, -я в Н. ф.; ко второму склонению относятся сущ. ср. р. с окончаниями –о, -е, а так же суш м. р. с нулевым окончанием в Н.ф.; к третьему склонению относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием Н.ф.)

    - Давайте проверим, что у вас получилось.  

    - Кто хочет выйти к доске и показать, что у вас получилось.

    - Поднимите руки те, у кого получилось также? А теперь, поднимите руку, у кого получилось по-другому.

    - Какой род и окончания у первого склонения? (м.р, ж.р., окончания «а», «я»); какой род и окончания у второго склонения? (м.р, ср.р., окончание «е», «о», м.р с «[]»); какой род и окончания у второго склонения? (ж.р. c «[]» окончанием). Молодцы!

    - Теперь откройте учебник на странице 140 и прочитайте задание

    Упражнение № 139.

     

    - Теперь посмотрите на слайд.

    - Вам нужно начертить таблицу и разделить все существительные Н.ф. в этом задании по трем склонениям в три разных столбика .

    1 склонение

    2 склонение

    3 склонение

    - Сейчас, три человека выйдут к доске и напишут нам в таблицу слова. Первый записывает слова только первого склонения, второй – только второго, третий – только третьего и потом проверим, что получилось.

    - Почему ты выписал эти существительные? (1 скл. – ( потому что это существительные ж. р. и м. р. с окончаниями «-а», «-я»); 2 скл. – (потому что это существительные ср. р. и м. р. с окончаниями «-о», «-е» и «[]»); 3 скл. – (потому что это существительные ж. р. с нулевым окончанием))

    - Поднимите руки те, у кого получилось также? А теперь, поднимите руку, у кого получилось по-другому. Объясните, почему у вашего одноклассника получилось не правильно?

    - Расскажи мне алгоритм работы. (Сначала мы ставим существительное в начальную форму, затем определяем род слова и на основании этого выявляем окончание слова и его склонение).

    - Молодец!

    - А как вы  поставили существительное в начальную форму? (С помощью склонению в именительный падежам)

    - Хорошо! Значит, окончание можно изменить с помощью чего? (С помощью склонения по падежам)

    -

    - Теперь определите, какая же тема сегодняшнего урока? (Слайд 7)

    «Различие склонений существительных. Правописание падежных окончаний»

    - Какие цели мы можем поставить на уроке? Кто хочет перечислить их нам? (Ответы детей)

    - А я поставила сегодня на урок вот такие цели: (Слайд 8)

    1. научиться различать падежи имен существительных I, II, III склонения;

    2. научится изменять имена существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.

    3. анализировать ударные и безударные окончания имен существительных I, II, III склонения.

    Повторение изученного материала

    - Чтобы определить [] у существительного, что нужно знать? (ответы детей)

    Решать ребусы

    Слушать, анализировать, отвечать на вопросы учителя.

    Определять тему урока.

    Определять проблему и путь ее преодоления.

    Определять цели и пути их достижения.

    Анализировать информацию на слайде и моделировать правило.

    Соотносить само правило с моделью правила

    Принимать учебную задачу

    Читать слова из упражнения

    Распределить имена существительные по группам

    Внимательно слушать (читать), синтезировать и запоминать информацию.

    Записать слова в тетрадь.

    Склонять слова оп падежам составу, использовать его.

    Понимать и

    объяснять роль и значение безударного и ударного окончания в именах существительных

    Склонять слова оп падежам составу, использовать его.

    Понимать и

    объяснять роль и значение безударного и ударного окончания в именах существительных

    Р: принимают и сохраняют учеб. задачу.

    П.: определяют тему урока, проблему и цели.

    П: ориентируются в символах и буквах, умеют разгадывать ребусы

    П.: ориентироваться в информации на карточках, чтобы составить модель.

    Р.: понимать, что можно добавить в модель правила и аргументировать для свой ответ или те решения, с которым он соглашается;  

    Р.: принимают и сохраняют учеб. задачу

    П.: дополняют и расширяют знания.

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

    Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

    3.

    Фиминутка

    Практич.: выполнение двигательных упражнений

    10:27- 10:28

    Я вижу, что вы немного устали. Так давайте отдохнем и сделаем интересную зарядку!
    Раз – на цыпочки подняться.
    Надо всем, друзья, размяться.
    2 – нагнулись до земли
    И не раз, раза три.
    3 – руками помахали.
    Наши рученьки устали.
    На 4 – руки в боки.
    Дружно делаем подскоки.
    5 – присели раза два.
    6 – за парты нам пора.        
    09:31:08        

    Выполнять двигательные упражнения.

    4.

    Решение частных задач

    Словес.: слово учителя, ответы на во

    Словес.: слово учителя, ответы учеников.

    Практич.: фронтальная проверка.

    Самопроверка

    Практич.: фронтальная проверка.

    Словес.: слово учителя, ответы учеников.

    Практич.: фронтальная проверка.

    10:28- 10:31.

    10:31-

    10:35.

    - Ребята, откройте учебник на странице 142 и прочитайте упражнение 141.

    Упражнение № 141.

    - Вам нужно из этого задания (Выписать все словосочетания с неизвестным окончанием, вставляя нужные буквы и объяснить написание окончаний).

    - Ребята, как мы напишем предлог «у» с именем существительным мамочки? (Предлоги с именами существительными пишутся раздельно)

    В слове мамочка, какие еще есть орфограммы? (Правописание –чк, -чн)

    Как напишется –чк, -чн в словах и почему в это слово нужно вставить –чк?

    (-Чк, -чн, пишется без мягкого знака, поэтому в слове мамочки мы пишем –чк без мягкого знака)

    - Ребята, какая орфограмма в слове кошки? Напомните правило написания на письме буквы –ш. (Если существительное первого склонения женского рода, то мягкий знак после шипящей не пишется)

    - Какая орфограмма в слове шоколадки? (Вместо глухой буквы – т, нужно писать звонкую –д.) Подбери родственное слово, чтобы отчетливо слышался звук –д  (Шоколадный)

    - Как пишется –не с глаголами? (Не растут) (Не с глаголами всегда пишется раздельно)

    - Как пишется предлог –без со словами? Расскажите правило (Предлог –без непроизводный, со словами пишется раздельно)

    - Какая орфограмма в слове рот? (Глухая согласная на конце слова) Как мы можем проверить какую согласную нужно написать? (Подобрать родственное слово) Какое? (Ротик)

    - Запишите словосочетания из стихотворения. Объясните почему вы выбрали в словах именно эти окончания, определить род, падеж и склонение. Работайте в тетрадях. Вам дается 5 минут

    Кто не понял задание, поднимите руку, я ещё раз объясню.

    У мамочки. 1) Р. п.; 2) н. ф. - мамочка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

    (1. слово дороге привести в начальную форму – мамочка.) Зачем? (Чтобы определить род и окончание – ж. р., окончание –а) Зачем это нужно? (Чтобы определить тип склонения) А какой тип склонения? (Первое склонение) Зачем нужно было определить тип склонения? (Для того, чтобы подставить слово земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) А зачем?

    (Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.) Какое слово подставили? (Земля)

    Две ямочки. 1) Р. п.; 2) н. ф. - ямочка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

    У кошки. 1) Р. п.; 2) н. ф. - кошка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

    Вместо ножки. 1) Р. п.; 2) н. ф. - ножка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

    Отчего шоколадки 1) Р. п.; 2) н. ф. - шоколад; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

    На кроватке 1) Пр. п.; 2) н. ф. - кроватка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

    У няни 1) Р. п.; 2) н. ф. - няня; 3) окончание –я; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

    В сметане 1) Пр. п.; 2) н. ф. - сметана; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

    Отчего лягушки 1) Р. п.; 2) н. ф. - лягушка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

    Без подушки  1) Р. п.; 2) н. ф. - подушка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

    У сыночка 1) Р. п.; 2) н. ф. - сыночек; 3) окончание – []; 4) м. р.; 5) 1 склонение.

    Без замочка 1) Р. п.; 2) н. ф. - кошка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

    - Давайте проверим, что у вас получилось. Работаем по цепочке. Начиная с первого ряда. У всех так получилось? У кого получилось по-другому, поднимите руку.

    - Сейчас я вам раздам карточки, ваша задача будет самостоятельно определить, где указанно второе и третье склонение и записать эти словосочетания  и отметить пропущенное окончание, определить род имен существительных. Кто не понял задание? Вам на это задание 5 минут. Приступайте к работе.

    - Итак, давайте проверим. Сейчас трое выйдут к доске и запишут словосочитания в колонки с 1, 2, 3 склонениями.

    (2 склонение):

    1. блестящего окн… (Р. .п.)

    2. простому карандаш… (Д. п.)

    3. о синем мор… (Пр. п.)

    Определите, в каком падеже стоят имена существительные.

    (3 склонение)

    1. тёмной ноч… (Р. п.)

    2. красивой степ…(Д. п.)

    3. стальной двер…(Пр. п.)

    - Давайте проверим, как вы поработали с карточками.

    - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании блестящего окна, что нужно сделать? (1. слово окна привести в начальную форму –окно; 2. определить род и окончание – ср. р., окончание –о; 3. определить тип склонения – 2-ое; подставить существительное второго склонения с окончанием в сильной позиции:                  , в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием)  Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.)

    - Давайте проверим, как вы разобрали следующие словосочетание. Поднимите, кто хочет ответить.

    - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании простому карандашу, что нужно сделать? (1. слово карандашу привести в начальную форму –карандаш []; 2. определить род и окончание – м. р. нулевое окончание; 3. определить тип склонения – 2-ое; подставить существительное второго склонения с окончанием в сильной позиции:                       ,                                в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием)  Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного второго склонения.)

    - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании о синем море, что нужно сделать? (1. слово окна привести в начальную форму –море; 2. определить род и окончание – ср. р., окончание –е; 3. определить тип склонения – 2-ое; подставить существительное второго склонения с окончанием в сильной позиции:                  , в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием)  Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.)

    Все эти имена существительные к какому склонению относятся? (Ко второму)

    - Давайте проверим, как вы разобрали следующую тройку словосочетаний? Поднимите, кто хочет ответить.

    - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании темной ночи, что нужно сделать? (1. слово ночи привести в начальную форму – ночь[]; 2. определить род и окончание – ж. р. нулевое окончание; 3. определить тип склонения – 3-ье; подставить существительное тертьего склонения с окончанием в сильной позиции:                       ,                                в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием)  Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного второго склонения.)

    - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании красивой степи, что нужно сделать? (1. слово степи привести в начальную форму – степь[]; 2. определить род и окончание – ж. р. нулевое окончание; 3. определить тип склонения – 3-ье; подставить существительное тертьего склонения с окончанием в сильной позиции:                       ,                                в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием)  Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного второго склонения.)

    - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании стальной двери, что нужно сделать? (1. слово двери привести в начальную форму – дверь[]; 2. определить род и окончание – ж. р. нулевое окончание; 3. определить тип склонения – 3-ье; подставить существительное тертьего склонения с окончанием в сильной позиции:                       ,                                в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием)  Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного второго склонения.)

    - Замечательно!

    Предполагать, отвечать на вопросы

    Принять и сохранить учеб. задачу.

    Принять и сохранить учеб. задачу.

    Предполагать, отвечать на вопросы

    Принимать учебную задачу

    Анализировать

    Понимать и

    объяснять роль и значение безударного и ударного окончания в именах существительных

    П: строят речевые высказывания

    Р.: принимают и сохраняют учеб. задачу

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    П: строят речевые высказывания.

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

    К.: строят рассуждения;

    слушают, вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

    5.

    Домашнее задание

    Словес.: слово учителя, объяснение домашнего задания

    10:39- 10:40

    Запись и объяснение домашнего задания  (Слайд 9)

    - Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. В рабочей тетради № 103.

     Записывать домашнее задание;

    6.

    Рефлексия.

    Словес.: ответы на вопросы, самоанализ;

    Практич.: заполнение таблицы.

    Практич.: самопроверка

    Итог урока.

    11:40- 11:45

    - Какие были цели сегодняшнего урока?  (Слайд 10)

    1. научиться различать падежи имен существительных I, II, III склонения;

    2. научится изменять имена существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.

    3. анализировать ударные и безударные окончания имен существительных I, II, III склонения.

    -Что нового вы узнали?

    -Что запомнили?

    - Что смогли сделать?

    Обобщать изученное.

    П: строят речевое высказывание

    П: осуществляют синтез

    П: строят рассужд.

    Р: осуществляют итоговый контроль


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Разделите слова на группы Ночь, вода, гнездо, мост, юноша, конь.

    Слайд 2

    Имена существительные первого склонения Имена существительные второго склонения Имена существительные третьего склонения

    Слайд 3

    имена сущ. а я о е 1 склонение 2 склонение 3 склонение м.р. и ж.р . м.р. и ср.р. ж.р . Н.ф . Н.ф . Н.ф .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

    Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Текст – повествование и роль в нём глагола" и мультимедийная презентация) 2 класс

    Класс: 2 «а»Тема урока: «Текст – повествование и роль в нём глагола»Цели урока: дать представление о тексте-повествовании и его признаках,  учить выделять в тексте глаголы;  развивать речь у...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО Человек и его профессия. Завершение его портрета и мультимедийная презентация) 4 класс

    Конспект урока по изобразительному искусствуДисциплина:  изобразительное искусство Тема урока: Человек и его профессия. Завершение его портрета. Тип урока:...

    Презентация к уроку русского языка : " Упражнения в правописании падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения"

    Презентация к уроку русского языка на тему: " Упражнения в правописании падежных окончаний существительных 1,2, 3 склонения"....