Проект на уроке русского языка в 3 классе "Расскажи о слове"
проект по русскому языку (3 класс)

Гречишникова Елена Васильевна

 На уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера. Весь урок был направлен на развитие речи учащихся. Применение мультимедийных технологий способствовало созданию эмоционального фона, а это в свою очередь помогло детям в языковой деятельности.Урок получился интересен для детей - работа над исследованием слова. Продукт работы детей  в конце урока. Итог подведён самими детьми по результату исследования.  Все дети  на уроке были активны.  В конце урока дети оценили свою работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rasskazhi_o_slove.docx624.32 КБ

Предварительный просмотр:

        Проект        

«Рассказ

о слове»

C:\Documents and Settings\Владя\Рабочий стол\Мои рисунки\картинки 2\image2.png

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

     Белка – это древнерусское образование от слова     ВЪЛА (Я). «А разве белка белая? – спросите вы. Обычно белка носит лёгкую рыжую шубку, а поздней осенью эта шубка становится серой, густой и тёплой. Но когда белка перелетает с ветки на ветку, она действительно кажется светлой, блестящей. В летописях упоминаются также и белые белки – «князья беличьего рода». Возможно,  по цвету шкурки этой очень редкой разновидности и получила белка своё имя.

    Выражение «вертится, как белка в колесе», появилось в связи с тем, что белка не может жить без движения. Выражение это означает: находится в беспрестанных хлопотах, заботах; суетится.

   Слово «белка» однозначное. Состоит  из корня и окончания. К этому слову можно подобрать множество однокоренных слов, например: белочка, бельчата, беличья, бельчонок и многие другие. Слово не  образовалось в древности, но не является устаревшим.

     

C:\Documents and Settings\Владя\Рабочий стол\Мои рисунки\картинки 2\image11.jpegКруглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Яблоко упоминается в древней легенде об Адаме и Еве: по преданию, именно яблоко, запретный плод, сорвала Ева с дерева познания в Эдемском саду.

    Знаменитые войска между Троей и Спартой, по древне-греческим мифам, разгорелся из-за золотого яблока, «яблоко раздора», которое богиня раздора Эрида дала молодому Парису, сыну троянского царя Приама.

 Слово «яблоко» многозначное.

  Сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко.

   Кадык – адамово яблоко…очевидно, потому, что Адам подавился украденным Евой яблоком. И до сих пор у всех мужчин это «яблоко» выпячивается на горле»!

    Рукоятка меча – эфес – тоже именуется яблоком, так же как и символом императорской власти – державное яблоко.

    Картофель тоже у нас в некоторых   областях  зовут «чёртовым яблоком». Называют у нас картофель и «земляным яблоком».

    Во многих фразеологизмах  тоже есть слово «яблоко»:

  • «кони в яблоках» - о масти коня;
  • «яблоку негде упасть» - теснота;
  • «яблоко от яблони недалеко падает» - символ семейного сходства.

Однако в русском языке красота яблока выделяется и ценится особо (красивая, как румяное яблочко).

Бочкова Марина

C:\Documents and Settings\Владя\Рабочий стол\Мои рисунки\ПРИРОДА\Закат .jpgЗаря.

Произносим [ ЗАРЯ], а пишем ЗАРЯ.

  1. Лексическое значение:

а) Яркое освещение горизонта пред восходом или после захода солнца.

Б)Начало зарождения чего либо.

2) Однокоренные слова: зарница, зарянка, зорюшка.

3) Синоним: рассвет.

    Антоним: закат.

    Фразеологизм: Ни свет, ни заря. (Очень рано до рассвета.)

4) Сочетаемость:

Утренняя заря, вечерняя заря, алая заря.

5) Пословица:

       Какова вечерняя заря, таков и другой день.

6) Загадка:

               Красная девица в зеркало глядится.(Заря)

7) Предложение:

Небо широкое, широкое. Смотрит заря утомлённая. (З.Гиппиус.) 

C:\Documents and Settings\Владя\Рабочий стол\Мои рисунки\картинки\Wallpapers\Природа\nature64.jpg

C:\Documents and Settings\Владя\Рабочий стол\Мои рисунки\картинки\Wallpapers\Природа\nature173.JPGРоговой Костя.

ЛЕТО.

Произносим [  Л*ЭТА], а пишем ЛЕТО.

  1. Лексическое значение:

Жара (температура воздуха выше 0).

2) Однокоренные слова: летний, летник.

3) Синоним: тепло, жара.

    Антоним: лето  - зима.

    Фразеологизм: Сколько лет, сколько зим.

4) Сочетаемость:

Знойное лето, жаркое лето.

5) Пословица:

       Зима без снега, лето без хлеба.

6) Загадка:

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает? (Лето)

7) Предложение:

Лето красное пришло на радость детям.

Алиев Станислав.

Мороз. C:\Documents and Settings\Владя\Рабочий стол\Мои рисунки\картинки\Wallpapers\Природа\nature76.jpg

        Произносим [МАРОС], а пишем МОРОЗ.

  1. Лексическое значение:

а) Сильный холод.

2) Однокоренные слова: заморозки, морозец, морозный.

3) Синоним: холод, стужа.

    Антоним: зной, жара.

    Фразеологизм:      Мороз по коже дерёт.

 (Ощущается  озноб,    вызванный чувством страха, волнения.

 4) Сочетаемость:

Январский мороз, сильный мороз, русский, сибирский мороз.

5) Пословица:

       Мороз не велик, а стоять не велит.

6) Загадка:

               Какой это мастер

               На стёкла нанёс

              И листья, и травы,

               И заросли роз (мороз)

 7) Предложение:

Блеснул мороз,

И рады мы

Проказам матушки зимы.

C:\Documents and Settings\Владя\Рабочий стол\Мои рисунки\клипарт\шпунтик.gifИсаева Виктория.

Лётчик.

Произносим [Л*ОЧИК], а пишем ЛЁТЧИК.

  1. Лексическое значение:

а) лётная профессия

2) Однокоренные слова:  летать, самолёт.

3) Синоним:  пилот.

 4) Сочетаемость:

Знаменитый лётчик, уникальный лётчик, профессиональный лётчик, классный лётчик.

5) Предложение:

 Лётчик взлетел очень высоко.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100")

Подробный проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100") с фотографиями страниц учебника и рабочих тетрадей и указанием формируемых УУД на каждом эта...

Проект урока русского языка : «Корень как часть слова».

Учащиеся учатся находить и выделять корень слова,  анализировать и кратко характеризо­вать состав слова Рабо­тают над формировани­ем грамотного письма. ...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...