Урок русского языка в 1 классе по теме «Слова с удвоенной согласной. Перенос слов с удвоенной согласной»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гречишникова Елена Васильевна

Очень важно правильно писать слова с удвоенной согласной буквой. Если вы напишете в таком слове только одну согласную букву, то значение слова может измениться или потеряться. Большинство слов с удвоенными согласными буквами в корне пришли в русский язык от других народов.Переносить слова с удвоенными согласными нужно по правилу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок русского языка   в 1 класс

Темаурока:

Урок-сказка «Слова с удвоенной согласной. Перенос слов с удвоенной согласной».

Тип урока:

Открытие новых знаний

Методы и формы обучения:

частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

УМК

«Школа  России»

Описание:

Данный урок предназначен для учащихся 1 класса, находится в разделе « Звуки и буквы»  (36ч).Детивпервые встречаются с понятием  удвоенная согласная, долгие согласные звуки.  

Цель

дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Задачи:

 формировать новые способы действий, обучать работе по плану; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Планируемые результаты (предметные)

Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове. Научатся переносить слова с удвоенными согласными (ван-на).

Личностные результаты

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

УУД (метапредметные)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 класс,  рабочая тетрадь «Русский язык» В.П. Канакина 1 класс, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, листы с заданиями в группах, этимологический словарь, словарь иностранных слов, музыкальная физминутка.

Ход урока.

Этапы урока

Действияучителя

Действия обучающихся

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок

Прозвенел и смолк звонок,

начинаем наш урок.

          Все за парты тихо сели.

          Друг на друга посмотрели.

          Я желаю всем добра!

          Выполнять все на ура.

          И работать только дружно,

          помогать во всем, где нужно.

- Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

-Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.

-Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.

-А теперь за работу.

Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка.

  • Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказку. Из какой сказки к нам пришёл герой?

Ну что ж, начну, пожалуй!
Посреди поляны, во лесу дремучем,
Средь дерев огромных и зверья лесного
Одиноко, мрачно дом стоял забытый.
В той избушке бедной проживали трое,
Бабка, дед и сын их, Колобок румяный,
Для утех , веселья испекли сынишку.
Ведь родные дети стариков забыли.
Колобок не в силах наблюдать за этим,
Взял рюкзак и компас, собрался в дорогу.
Пусть в лесу я сгину, пусть меня съедят,
Но найду я в городе стариковых чад
.
По лесным дорожкам, да по лесным тропинкам
Колобок бесстрашно к цели устремился,
Страшно ему было и ужасно жутко.
Ведь он знал прекрасно, чем прогулка эта
Может завершиться
.

Вместе с учителем обмениваются друг с другом словами - эмоциональный настрой на урок.

Вместе с учителем встают в круг и настраиваются на работу.

https://printonic.ru/uploads/images/2016/02/22/img_56cad7b20df4a.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3533726/pub_5f83283f109c65627e8674c7_5f83298442a69673f78654d4/scale_1200

  1. Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Актуализация знаний

1 )Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число.

2) Мы оказываемся с вами на улице Чистописания. Здесь живут данные сочетания, которые связаны между собой тоненькой веревочкой. Выполните минутку чистописания. Этим поможете Колобку продвинуться вперёд

Предложены карточки с печатными сочетаниями: мм        пп        лл       рр     сс   бб   дд   жж  

- Можно ли сказать, что здесь записаны слоги? Почему?

- Как назвать правильно данные записи? Что это?

- Что общего в цепочках букв вы видите?

– Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук)
– Но прежде чем мы запишем их к селе в тетрадь, вспомним правила посадки: учитель показывает 3 картинки: как нужно сидеть, ручка, положение тетради.

 Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.

- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. Встаньте, кто выполнил как в образце?

- Молодцы!

- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

Запись даты урока в тетрадях уч-ся

Минутка чистописания

Высказывают свои предположения.

Фронтальное обсуждение. Вносят дополнения и поправки.

(Согласные, удвоенные).

.

  1. ОНЗ.

Введение в игровой сюжет

1) Не успел промчаться он и с полумили,
Как ему навстречу, заяц выбегает
- Колобок, Колобок,
Ух, хорош румяный бок!
Съем тебя и быть тому!
Рассказал скорей ему, что и как, и почему!
Заяц встретился жалостливый, но ход сказки не сменил
И работу  предложил
Только вот, что за беда,
В школе колобок-то не был никогда!
- Но я думаю, ребята, что мы ему сможем помочь!

- Рассказать секреты слова                                                                   
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

https://i.pinimg.com/originals/e8/dd/61/e8dd610cd962bf32dbd2c38f598f0bf4.jpg

2)Распределительный диктант.

На доске: бочка, касса, столб, класс, суббота,

рукав,  Россия, тучка

-  Запишите слова   в два столбика - знакомые орфограммы и нет.

- Ну, давай, беги скорей,
Помогай семье своей.

3) – Поиграем в игру «Доскажи словечко» 

-  Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный …  

- Простудился я вчера
Голова болит с утра
Я закашлялся, охрип
У меня наверно ... 

- Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут …

– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?

4) Не прошел и с полверсты
Волка встретил у воды.
- Колобок, Колобок,
Ух, хорош, румяный бок!
Съем тебя и быть тому!
Рассказал он и ему,
Что и как, и почему!
Волк немного встрепенулся,
Потихонечку ругнулся.
Но ход сказки не сменил
И заданье предложил.

Распредели слова по группам  суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, жужжит, Алла, колонна, ванна,

Классификация слов

На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными? Произнесите слова Что вы заметили? 

5) Что же дальше приключилось,
Лес всё гуще и древней
В чаще всё темней, темней.
Пробежал он вёрст двенадцать
И увидел в темноте
Он медведя в дремоте.
- Колобок, Колобок,
Ух, хорош, румяный бок!
Съем тебя и быть тому!
Рассказал он и ему,
Что и как, и почему!
Заревел медведь сердито,
но ход сказки не сменил
и проверить предложил.

- Каким образом  мы на слух определяем написание удвоенных согласных? 

Всегда ли двойные согласные произносятся долго? 

 

- А как же тогда найти выход из ситуации? 

6) Работа по учебнику 

–- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

- Класс, Россия, русский, суббота.

Сделайте вывод. Удвоенные согласные

Слова из других языков

Звук один, а буквы две

                 Непроверяемые орфограммы

К первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй  — слова, в которых не произносится долгий согласный звук,  т.  е.  он произносится быстро и без затруднения.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3533726/pub_5f83283f109c65627e8674c7_5f83298442a69673f78654d4/scale_1200

Класс, грипп, аллея

https://www.culture.ru/storage/images/5ac646345b88f24d5f6909fac342cd4f/6901c6cfabb2a712269f0ef9940817c9.jpeg

Проверь себя.

бб :    суббота 
нн :Инна, Анна, колонна, ванна,
лл :аллея, Алла, 
рр: перрон   
жж: жужжит

В одном случае звук тянется долго, а во втором проговариваем его быстро

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0465/000a3d94-4cc409a6/img11.jpg

(Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)

Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)

(Предположения детей) Вывод

http://festival.1september.ru/articles/642375/img1.jpg

  1. Физкультминутка

«Две ладони»

презентация

  1. Закрепление.

1) Игра «Угадай слово»

  • Запишите слова и разделите их для переноса.

Место, где продают билеты, (касса).

Спортивная игра с мячом и шайбой, (хоккей).

Спортивный бег.

Большое желание есть.

Дорога, покрытая асфальтом.

2) Работа по карточкам в парах.

в а н н а    к а с с а       а л л е я

с у м м а    ш о с с е    г р у п п а

х о к к е й    т е н н и с   д р о ж ж и

 2) Письмо под диктовку.

Миша любит хоккей.  Маша играет в теннис.  А я люблю плавать и хожу в бассейн.

  • Подчеркните двойные согласные.
  • Прочитайте слова с двойными согласными. На какую тему эти слова? (спорт)
  • А какой ваш любимый вид спорта?
  • Почему люди занимаются спортом?
  • А как переносят слова с двойными согласными?
  • А какие ещё правила переноса слов вы знаете?
  • Какие слова нельзя переносить?

( слова с двойными согласными разделить для переноса).

Самостоятельно  записывают

Работа в парах и делят чёрточкой для переноса

Работают у доски

  1. Итог урока. Рефлексия.

1) К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.

-Вышел колобок из леса,
Быстро в город он пришёл,
Всех детей скорей нашёл.
Проводил до стариков.
Был там пир и счастье в доме.
А какой здесь смысл заложен
Вы подумайте друзья!

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Какие новые знания вы приобрели?

-  Какими знаниями вы поделитесь с родителями?

– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Какой новый секрет русского языка вы узнали?

– Как проверить написание удвоенных согласных? 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3533726/pub_5f83283f109c65627e8674c7_5f83298442a69673f78654d4/scale_1200

Отвечают

(Нельзя, их нужно запомнить)

  1. Домашнее задание

Подобрать 5 слов с удвоенной согласной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Цель урока-          актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;-...

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Слова с удвоенными согласными» УМК "Школа России" ФГОС

Урок русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными», содержит презентацию, конспект, также приложения необходимые для проведения урока...

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

презентация к уроку русского языка 2 класс . Тема "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе "Перспектива"...

Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...