Занимательный материал
картотека по русскому языку (2 класс)

Митропова Кристина Андреевна

Занимательность даёт возможность детям в увлекательной,  яркой,  игровой форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания.  Уроки  с применением игровых ситуаций становятся радостными,  увлекают  учеников,  подталкивают  к поисковой деятельности, ставят перед  задачей  решить  проблемную  ситуацию, найти  самостоятельное  решение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательный материал по русскому языку.

Загадки.

1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)
2. Какое местоимения превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он)
3. Какие три личных местоимения, если их соединить, говорят что они чистые? (Вы, мы, ты)
4. Какое личное местоимение составлено из двух предлогов? (Она)
5. В каком местоимении одна буква, но два звука? (Я)
6. Какие два личных местоимения мешают передвижению на дороге? (Я, мы)
7. Какое личное местоимение, если к нему прибавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мышь)

Шарады.

Каждая группа получает задание на карточке: разгадать шараду.

1. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик. Целое – вместилище для чего-нибудь (ящик).

2. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – клеветник, жалобщик (ябеда).

3. Первый слог – личное местоимение, Второй – детская болезнь. А целое – предмет, удерживающий судно. Что это? (якорь)

Задание для 1 группы:

Первый слог личное местоимение,

Второй слог вы найдёте в словах: сварщик, пильщик,

а целое – вместилище для чего – нибудь.

(я - щик)

Задание для 2 группы:

Первый слог – личное местоимение.

Второй слог то же, что и несчастье, а вместе обозначают – клеветник, жалобщик …

(я – беда)

Задание для 3 группы:

Первый слог – личное местоимение.

Второй слог – детская болезнь, а целое  предмет, удерживающий судно.

(я – корь)

Задание для 4 группы:

Первый слог – личное местоимение.

Второй слог – звук, который издаёт лягушка, а вместе овощ.

(ты – ква)

Задание для 5 группы:

Какие личные местоимения, собравшись вместе, подтвердят, что они чистые.

               (вы – мы – ты)   

Викторина.

  1. Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков на письме?
  2. Сколько букв в алфавите между А и Я ?
  3. Какие буквы обозначают только мягкие или только твердые звуки?

     Какие буквы алфавита не обозначают никаких звуков?

  1. Какие буквы никогда не бывают в начале слова?
  2. Каких букв больше, гласных или согласных?
  3. Чего в русском языке больше, звуков или букв?

            

Расколдуй слово.

     Нужно  «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке:

            ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ, CВЬОА

             (лопух, мосты, глушь, бинты)

Догадайся!

Уберите ударный слог и напишите новое слово. Поставьте ударение.

              Радуга -                                 Кормушка –

           Бабочки -                              Портфель –

           Лесник -                                Антенна –

           Уточка -                                Ветрянка -

 

Фокусы со словами.

  Можно ли сома превратить в вола? Можно: сом-дом-дол-вол.Изменять можно по одной букве и промежуточное слово должно существовать.

Превратите:  

        лук                         рак  (лук-лак рак)

        мука                       река (мука-рука-река)

        сад                          сок (сад-суд-сук-сок)

        кок                          мак (кок-как-мак)

Слова-матрёшки.

     А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:

            Победа (беда, еда, да)

        Бусы                          из лукошка

        тапочки                     машина

        тумбочка                   господин

        удочка                       коса

        рыбак                        дрожь

        осадки                      атом

        трубил                      резина

Б) Раздели слово на два коротких.

        Например: горизонт = гори + зонт       

        верхушки=____+_______

        кипарис =_____+_____        макушки =_____+______

        газель    =_____+_____        волокно  =_____+______

        парус    =_____+______        полоса    =_____+______

 В) А теперь наоборот букву нужно приставить в начало и конец слова- получится другое.

Дар   | у        очки   | б        роза   | г

Стол | б        утка    | ш        усы    | б

Шар  | ф        пар      | к        мех    | с

Лень |  о        шёл     | к        оса     | к

Анаграммы в стихах.

        1. Легко дыша в моей тени,

          Меня ты летом часто хвалишь,

            Но буквы переставь мои-

            И целый лес ты мною свалишь.

              (липа-пила)

        2.Я-дерево в родной стране,

           Найдёшь в лесах меня ты всюду,

           Но слоги переставь во мне -

           И воду подавать я буду.        

             (сосна-насос)

        3. Вдоль по проволоке мчусь

            Ночи я и дни,

            А с конца меня прочтут -

            Тигру я сродни.       

                (ток-кот)

     

Логарифмы в стихах.

        

       1. По дороге, по пути

            Весело скачу,

            А с конца меня прочти -

            Нож я наточу.        

           (оселок)

        2. Известное я блюдо,

            Когда прибавишь «м»,

            Летать, жужжать я буду,

            Надоедая всем.               

            (уха-муха)

     

       

Составляем анаграммы.

А) Измени порядок букв в слове так, чтобы получилось новое: лето-тело

        Карп -        маяк -

        Атлас -        шлюпка -

        Шпала -        лиса -

        Карета -        навес -

Б) Найди первоначальные слова, если известно, что во всех из них были сделаны одинаковые перестановки.

1) лбко         2) раяи      3) упкс      4) еравшн       5)ркдети       6) ашнрри

(блок, ария, пуск, реванш, кредит, шарнир)

1) вцтеко        2) окамднри       3)лкбуинак

(цветок, командир, клубника)

Хитрые вопросы.

  1. Как превратить мел в мелкое место?  (Мель)
  2. Как угол превратить в топливо?          (Уголь)
  3. Как спрятать в середину слова мягкий знак в словах ДЕНЬ, ПЕНЬ, ЗВЕРЬ, ОКУНЬ?       (Деньки, пеньки, зверьки, окуньки)
  4. Как сделать, чтобы шест стал числом?   (Шесть)
  5. Как из банки сделать баню?                      (Банька)
  6. Как из полки сделать танец?                      (Полька)                                                

                               

Эстафета.

Учащиеся (6 команд) получают карточки со словами. По сигналу учителя 1-й ученик вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нем корень,

пишет рядом проверочное слово, после чего передает карточку сидящему за ним.

Гр-за           р-ды           м-сты             ч-сы            т-гренок            п-ля

М-ста          в-рить        кр-чать          ст-лбы         кр-ты                 д-жди

Сл-ны         т-шина       б-жать            ст-на           тр-ва                  в-лна

Cл-ва           д-ла           д-ревья           з-ма             зв-рек                п-ро

       

Объясни пословицу.

Ученик читает пословицу, объясняет, как он понимает ее смысл, и находит слова, обозначающие признаки предметов.

  1. МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ.
  2. ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ БЕЛЫХ РУК НЕ ЛЮБИТ.
  3. ЗИМОЙ СНЕГ ГЛУБОКИЙ – ЛЕТОМ ХЛЕБ ВЫСОКИЙ.
  4. НЕ НУЖНА СОЛОВЬЮ ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА, А НУЖНА ЗЕЛЕНАЯ ВЕТКА.

             

Закончи пословицу.

  1. МИР СТРОИТ, А ВОЙНА …                    (разрушает)                        
  2. СМЕЛЫЙ ПОБЕЖДАЕТ, А ТРУС…       (погибает)
  3. ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ…                      (портит)
  4. ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, А ОТ ТРУДА …(здоровеет)
  5. ЛЕТО ПРИПАСАЕТ, А ЗИМА …                          (подъедает)
  6. ЛЕНТЯЙ ЕСТ – ГРЕЕТСЯ, А РАБОТАЕТ - …    (мерзнет)
  7. ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, А ЗИМУ …                (начинает)
  8. ЛЕГКО ДРУГА ПОТЕРЯТЬ, НО ТРУДНО …      (найти)
  9. ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, А ПО УМУ …         (провожают)
  10. ЛАСТОЧКА ДЕНЬ НАЧИНАЕТ, А СОЛОВЕЙ …(кончает)

                 

   

1.Расшифруй надпись.

Безмукинетнауки.

Почему слово «без» написали отдельно? Докажи.

2.Засекреченные слова и предложения.

   А) Разгадай слово из 5 букв. Чтобы разгадать слово возьмите:

Яблоко |                                        - 3-ю согласную из 1-го слова.

Вишня  |  (……..) ?                      - 3-ю согласную из 2-го слова.

Слива   |                                        - 1-ю гласную из 3-го слова.  

Груша  |                                        - 1-ю согласную из 4-го слова.

Арбуз   |                                        - 1-ю гласную из 5-го слова.

                                                             (КНИГА)

4.Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:

        1) автомобиль, тормоз                     (ав-тор)        

        2) колос, рота, ваза                          (ко-ро-ва)

        3) молоко, нерест, таракан             (мо-не-та)

        4) кора, лото, боксёр                       (мо-не-та)

        5) баран, рана, ,банщик                   (ба-ра-бан)

        

Задание: из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:

        1) соловей,потолок                     (ло-то)

        2) змея, рама                                (я-ма)

        3) пуговица, молоток, лава        (го-ло-ва)

        4) укор, бузина, тина                  (кор-зи-на)

        5) поворот, пороша, канава        (во-ро-на)

Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:

        1) мебель, ружьё                (бель-ё)

        2) соломка, пора, мель       (ка-ра-мель)

        3) лиса, бельмо, буклет       (са-мо-лёт)

        4) пуловер, пальто, билет    (вер-то-лёт)

        5) молоко, реле, берет          (ко-ле-со)

        6) смола,cлеза, берет            (ла-за-рет)

Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы  получилось слово:

        1) пластинка, картинка, павлин        (плас-ти-лин)

        2) пастух, плотина, лагерь        (пас-ти-ла)        

        3) сапоги, парашют, фантазия        (са-ра-фан)

        4) косари, заморозки, лётчик                (са-мо-лёт)

        5) мука, рагу, диван        (ка-ра-ван)

        6) карта, паутина, налёт        (кар-ти-на)

        7) вода, дорога, проба, невод        (во-до-про-вод)

Задание: найди среди слов них другие слова, которые в них «спрятались»

Например: хлев-лев.

Слова: столб, щель, укол, коса, полк, волк, восемь, гроза, рыбак, шутки, вокруг, победа, листочки.

Игра «Цепочка»

- Продолжите цепочку так, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего.

Образец: ка-ша, ша-ры, ры-ба….

Слоговицы. 

1

1- 2             Так скажешь ты приятелю при встрече.

1-3-4           Она предупреждает, а не лечит.

2-4              Их много есть на дереве любом.

5-2              А это — судно в море голубом.

 

Ответ:  ПРИ-ВЕТ,  ПРИ-ВИВ-КА,  ВЕТ-КА, КОР-ВЕТ.

 

2

1-2              В ней на столе стоит букет.

3-4              Отсюда едем, взяв билет.

5-3              Играют им в песочнице.

5-1              В ночи она — охотница.

 

Ответ: ВА-ЗА, ВОК-ЗАЛ, СО-ВОК, СО-ВА.

 

3

1-2              Два сапога все так зовут.
3-2              В том доме ежики живут.

4-2              Она цепляет облака.

2-5              Упал, ободрана рука.

 

Ответ: ПА-РА, НО-РА, ГО-РА, РА-НА.

 

4

1-2-3___Бьют в него и звон идёт.

1-4-5___Конь им по дороге бьёт.

2-5_____В это можем поиграть.

6-2-5___В нём настил зовётся гать.

 

Ответ: КО-ЛО-КОЛ, КО-ПЫ-ТО, ЛО-ТО, БО-ЛО-ТО.

 

5

1-2___Её увидишь на лугу.

2-3-4__Чай вскипятить я в нём могу.

2-3-5__Он отправляется в полёт.

6-3-7__Дотронься, листики свернёт.

 

Ответ: РО-СА, СА-МО-ВАР, СА-МО-ЛЁТ, МИ-МО-ЗА.

6

1_____Один у носорога, но два их у быка.

2-1___А это — очень вкусный продукт из молока.

3-1___И это очень вкусно, люблю с капустой я.

3-4___А это не верёвка, а длинная змея.

 

Ответ: РОГ, ТВО-РОГ, ПИ-РОГ, ПИ-ТОН.

 

7

1-2-3__Это химическое соединения.

4-5____Этим заканчиваем предложение.

1-4-5__Её художник рисует картины.

6-4-5__Строит она дом из грязи и глины.

 

Ответ: КИС-ЛО-ТА, ТОЧ-КА, КИС-ТОЧ-КА, ЛАС-ТОЧ-КА.

 

8

1_____Это – задний план картины.

2-3___Это — танец Аргентины.

1-2___Это — струйка, что вверх бьёт.

4-5-1__Он звонком к себе зовёт.

 

Ответ: ФОН, ТАН-ГО, ФОН-ТАН, ТЕ-ЛЕ-ФОН.

 

9

1-2-3___Объявлен рейс «Москва — Росток».

1-2-4___Он даст для чая кипяток.

1-2-5___Поедешь — оттолкнись ногой.

1-2-6___Из кузова песок — горой.

 

Ответ: СА-МО-ЛЁТ, СА-МО-ВАР, СА-МО-КАТ, СА-МО-СВАЛ.

 

10

1-2____Из веток, сена строим дом.

3-1-4___Живёт он в море голубом.

5-1____«Не ешь — просила — пирожок!»

3-1____А это любит малышок.

 

Ответ: ША-ЛАШ, КА-ША-ЛОТ, МА-ША, КА-ША


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал для изучения таблицы умножения

Этот материал поможет разнообразить изучение таблицы умножения.Причём изготавливали эти игры сами дети на уроках труда....

Занимательный материал к урокам русского языка

Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира

Интересно узнать что-то новое, познавательное....

Занимательный материал на уроках окружающего мира

Файндворды. Этот материал можно использовать во внеклассной работе по предмету....

Окружающий мир. Занимательный материал. Загадки о природе.

Окружающий мир. Сборник загадок о природе.Для публикации подобраны загадки о природе. В сборнике имеются три раздела: 1 раздел - Явления природы; 2 раздел - Живая природа; 3 раздел - Неживая природа. ...

занимательный материал по ПДД для 2-4 классов

в данном материале содержится:викторина по ПДД - 17 вопросоввикторина "Велосипедист" - 11вопросовигра по ПДД "Это я, это я, это все мои друзья"игра "Верите ли вы?" (по ПД...