Занимательный материал как средство формирования мышления у детей младшего школьного возраста.
материал по теме

Загадки, сказочные викторины, загадки-шутки, скороговорки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. Такой материал я использую в своей работе ежедневно. Особенно детям интересно отгадывать загадки, сказочные викторины, произносить скороговорки.
         Я даю возможность детям внимательно выслушать загадку, прошу запомнить ее содержание, в отдельных случаях помогаю загадку отгадать. Загадку надо загадывать эмоционально, неторопливо. Считаю просто необходимым после нахождения ответа спросить у детей толкование решения, ход рассуждений.

I. Загадки

  1. Пусты поля,
    Мокнет земля,
    Дождь поливает.
    Когда это бывает?      
    (Осенью)
  2. Снег на полях,
    Лед на реках,
    Вьюга гуляет.
    Когда это бывает?      
    (Зимой)
  3. Тает снежок,
    Ожил лужок,
    День прибывает.
    Когда это бывает?       
    (Весной)
  4. Солнце печет,
    Липа цветет,
    Рожь поспевает.
    Когда это бывает?       
    (Летом)
  5. Братьев ровно семь,
    Вам они известны всем,
    Каждую неделю кругом
    Ходят братья друг за другом.
    Попрощается последний
    Появляется передний.
           (Дни недели)
  6. Рогалик, рогалик,
    Золотые рожки!
    Тучке сел на плечи,
    С тучки свесил ножки.      
    (Месяц)
  7. Двенадцать братьев
    Разно называются.
    И разными делами занимаются.       
    (Месяцы года) 
  8. По небу лебедь черный
    Рассыпал чудо-зерна.
    Черный белого позвал,
    Белый зерна ПО,клевал.
          (Ночь и день)
  9. То он блин,
    То он - клин,
    Ночью на небе один.       
    (Луна и месяц)
  10. Кто, ворочая усами,
    Раскомандовался нами?
    Можно есть!
    Пора гулять!
    Умываться и в кровать!       
    (Часы)
  11. Стоит дуб,
    На дубе двенадцать веток,
    На каждой ветке по четыре гнезда,
    В каждом гнезде по семь птенцов,
    У каждого птенца одно крыло белое,
    Другое - черное.      
    (Год, 12 месяцев, 4 недели, 7 дней)
  12. Железные избушки
    Прицеплены друг к дружке
    Одна из них с трубой
    Ведет всех за собой.
    (Поезд)
  13. Кто, угадай-ка,
    Седая хозяйка,
    Тряхнет перинки -
    Над миром пушинки?       
    (Зима)
  14. Тройка, тройка прилетела,
    Скакунок в той тройке белый.
    А в санях сидит царица,
    Белокоса, белолица,
    Как махнула рукавом,
    Все покрыла серебром.       
    (Зимние месяцы)

II. Сказочные загадки

1. Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое, а ну, подскажите, как звали ее? Красная шапочка

2. Лечит маленьких детей, лечит маленьких зверей

Сквозь очки на всех глядит добрый доктор… Айболит

3. Всех он любит неизменно кто б к нему не приходил.

Догадались? Это… Гена это Гена крокодил

4. Многим долго неизвестный стал он каждому дружок

Всем по сказкам интересной мальчик луковка знаком.

Очень быстро и недлинно он зовется…. Чипполлино

5. Носик – круглым пятачком им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком, вместо туфелек - копытца

Трое их и до чего же братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

Ниф- Ниф, Нуф- Нуф, Наф- Наф

6. Возле леса на опушке, трое их живет в избушке,

Там три стула, три подушки, три кроватки и три кружки,

Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? Три медведя

7. На сметане мешан, на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок покатился…Колобок

8. Он и весел и не злобен, этот милый чудачок.

С ним приятель Пятачок. Для него прогулка- праздник,

И на мед особый нюх Это плюшевый проказник, медвежонок…Вини- Пух

9. Он дружок зверям и детям, он- живое существо,

Но таких на белом свете больше нет ни одного,

Потому что он не птица, не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок, не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино и известна всем давно

Эта милая мордашка, а зовется … Чебурашка

10. С букварем шагает в школу деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы в полотняный балаган.

Как зовется эта книжка? Как зовется тот мальчишка?   Буратино

11. Сейчас потолкуем о книжке другой- Тут синее море,

Тут берег крутой…Старик вышел к морю.

Он невод забросил. Кого он поймает?

И что он попросит?  Золотая рыбка

12. Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала. Вот какая девочка

Как она мала! Кто читал такую книжку, знает девочку малышку? Дюймовочка

13.Кто- то за кого- то ухватился крепко:

- ой, никак не вытянуть !

- ой, засела крепко!

Но еще помощники скоро прибегут…Победит упрямицу

Дружный общий труд. Кто засел так крепко

Может это … Репка

14. Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках.  Зайчик

15. А дорога- нелегка, а корзина – высока,

Сесть бы на пенек, съесть пирожок.  Маша и медведь

16. Скорей бы близился вечер и час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. Золушка

17. С грядки старушка цветок сорвала, девочке Жене его отдала.

В цветке, в лепестках есть волшебная сила их девочка Женя о чем-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая? Цветик - семицветик

18. Без хозяйки плохо быть, а она им обещала

Их не пачкать и не бить… Федора

19.Скачет лошадь не простая, чудо грива золотая,

По горам парнишку носит, но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок, удивительный конек,

Удивительный конек по прозванью… Горбунок

20. А теперь про чей- то дом разговор мы поведем…

В нем богатая хозяйка припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно этот дом сгорел дотла.  Кошка

21. Сказки вы помните из книг любимых

И, конечно, мне ответите сейчас:

Кто охотился за юным Буратино?

Ну, конечно, злой разбойник… Карабас

22. На двери он глядит в тревоге

Умывальник хромоногий,

Всех мочалок командир

В чудесной сказке… Мойдодыр

III. А еще существуют загадки – шутки. Загадки – шутки особая разновидность загадок. Они отличаются от всех других тем, что не подсказывают ответ, не подводят к нему, а  наоборот заставляют работать мысли в неверном направлении. Суть таких загадок – в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Отгадать загадку- шутку очень трудно.

1.Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое.? ( Буква О)

2. Что находится в центре слова земля? ( Буква М)

3. На что похожа половина яблока? ( На вторую половину)

4. Какой месяц в названии короче всех? ( Май)

5. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? ( Из железнодорожного)

6. В каком слове, состоящем из пяти букв, встречается пять « О» ( опять)

7. Ты, да я, да мы с тобой? Сколько нас? ( Двое)

8. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( 1 яблоко отдать ребенку вместе с корзиной)

9. У семерых братьев по одной сестричке. Сколько их? (8)

10.Что путешествует по свету оставаясь все время в одном углу? ( Марка)

11. За чем во рту язык? ( За зубами)

12. Летела стая гусей. Один гусь впереди, а два позади. Один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько их было?

13. Шел Кондрат в Ленинград, а навстречу 12 ребят. У каждого по три лукошка, в каждом лукошке- кошка. У каждой кошки 12 котят, у каждого котенка в зубах по 4 мышонка и задумался старый Кондрат: «Сколько котят и мышат несут в Ленинград?» ( Глупый, глупый Кондрат! Он один шагал в Ленинград, а ребята с мышами и кошками шли навстречу ему в Кострому.)

14. Когда козе минет семь лет, что будет дальше? ( Пойдет 8)

15. Когда руки бывают тремя местоимениями? ( Вы- мы- ты)

16. Чем кончается как день так и ночь? ( Мягким знаком)

17. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? ( Трое: бабушка, мать и дочь)

18. Что вниз головой растет? ( Сосулька)

19. Что в руку не схватишь? ( Дым)

20. Что и лентяю не лень? ( Дышать)

21. Что вокруг избы не обнесешь? ( В решете воду).

22. Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге?( Снять с каждого по сапогу)

23. Кто на все руки мастер?( Перчаточник)

24. Когда человек бывает в комнате без головы?( Когда высовывает ее из окна на улицу)

25. Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли так быть? ( Может, так как собака сидит на земле на своем хвосте)

26. Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? ( Спит)

27. Когда человек бывает деревом? ( Когда он со сна )

28. Когда человек стоит на часах? ( Когда он часовой)

29.Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? ( Когда дверь открыта)

IV. Скороговорки

Скороговорки – веселые стихотворения, которые не так- то просто выговорить. Там очень много одинаковых гласных, язык быстро устает и получается веселая путаница. Скороговорки не только занятная игра, это очень нужное и полезное для детей упражнение, применяемое для того, чтобы исправить плохую дикцию.

1. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

2. На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора.

3. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

4. Гарик грыз сухарик, Лариса варила рис для Бориса.

5. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.

6. Везет Сенька с Санькой Соньку на санках.

7. Шел Фрол по шоссе к Сашке в шашки играть.

8. Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на горе.

9. Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

10. Хвала халве.

11. Как страшно жить мышке в норушке, у кошки ушки на макушке.

12. Кукушка кукушонку купила капюшон.

13. Варвара варила, варила, да не выварила.

14.Был тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

15.От топота копыт пыль по полю летит.

16. Пришел Прокоп- кипел укроп, ушел Прокоп- кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

17. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали

18. Король орел- орел король.

19. Погода размокропогодилась- размокропогодилась погода.

20. Ложечка желобоковыгибистая- желобоковыгибистая ложечка.

21. перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

22. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

23. Шел косой козел с косой, пришел косой козел с косой.

24. Сшит колпак не по- колпаковски, вылит колокол не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоковать.

25. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

26 Водовоз вез воду из - под водопровода.

27. Дробью по перепелам да по тетеревам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста

В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО....

Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения.

Аннотация:В данной статье приводится описание исследовательской работы, направленной на изучение развития пространственного мышления у детей с глубокими нарушениями зрения, и анализ полученных результ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста

Большой педагогический опыт показывает, что у детей недостаток изобразительных умений зачастую приводит к уменьшению уникальности и снижению выразительности работ. Происходит это вследствие исключения...

Формирование инженерного мышления у детей младшего школьного возраста.

Аннотация: Актуальность развития инженерного образования обусловлена тем, что государству нужны люди, умеющие принимать неординарные технические решения. Техническая инженерная сфера деятельности мног...

Оригами как средство развития мышления у детей младшего школьного возраста

Мышление как психический процесс изучалось многими известными педагогами и психологами. Именно от уровня развития мышления зависит вся система деятельности психических функций. Оригами используется ка...