Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста
статья по теме

Петелина Елена Анатольевна

В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петелина Елена Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 города Заринска

Организация учебного диалога как средство формирования      

конструктивного общения детей младшего школьного возраста

                                                         Истина не рождается и не находится

                                                      в голове отдельного человека, она

                                                          рождается между людьми, совместно

                                                    ищущими истину, в процессе их

                                                                              диалогического общения.

М.М. Бахтин

Гуманизация обновляющегося общества кардинальным образом меняет взгляды на человека, его обучение и развитие. В образовании происходит переосмысление различных аспектов познания, межсубъектного взаимодействия «учитель-ученик», предполагающее ориентацию на личность ученика как субъекта познания, способного ответственно выбирать способы своей деятельности.

Основным средством обучения и  воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности является общение.

Что же такое общение?

Изучение   психолого-педагогической литературы позволило выделить несколько подходов к трактовке понятия «общение».  Общение часто рассматривают как один из видов деятельности. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата. Во всех видах деятельности (в том числе учебной) общение обеспечивает ее планирование, осуществление и контроль.

Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Б.Д. Парыгиным, рассматривающим общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга»[1]. 

 Общение  - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности.

Что же понимается под конструктивным общением? Какова роль конструктивного общения в учебной деятельности?

По мнению Н.В.Бордовской конструктивное общение – это «позитивное» общение, это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения  к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное[2].

                 Конструктивное общение побуждает человека к развитию, совершенствованию, указывает средства для эффективного взаимодействия с другими людьми.

На основе этого  можно выделить   основные составляющие  конструктивного общения:

- способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакции и реакции партнера;

- способность извлекать из каждой  ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;

- способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.

  Конструктивные  взаимодействия  обеспечивают успешное формирование положительных черт личности,  благоприятные условия для становления младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Дети учатся совместно действовать, согласовывать свои действия с действиями и намерениями других, планировать осуществление деятельности, контролировать себя и других, отвечать не только за свои действия, но и за действия одноклассников, что способствует формированию у детей навыков самоконтроля и самоорганизации, рефлексии, то есть умения учиться. Что является  актуальным   в условиях введения ФГОС НОО.

Конструктивные взаимодействия обеспечиваются средствами учебного диалога.  С.Ю. Курганов (один из создателей Школы Диалога Культур) дает следующее определение диалогу: «это общение различных субъектов понимания»[3]. Учебный диалог – это и метод обучения, который имеет свою структуру, динамику и композицию. Структуру любого диалога составляют вербальные реакции участников диалога на предмет диалога, реплики. Учебный диалог в школьной практике представлен в основном двумя видами: учитель - ученик и ученик  - ученик. Учебный диалог строится  непосредственно между учениками и опосредованно через учителя.

Для эффективной организации учебного диалога необходимо снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком,
использование на уроках различных диалоговых приемов, смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию.

В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения.

Ведущая идея представленного опыта заключается в создании условий  для эффективной организации учебной деятельности.

                  Цель -  создать  условия для формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста через организацию учебного диалога.

 Система методической работы включает следующие целевые ориентации:

- создание условий для формирования конструктивного общения на основе доброжелательности и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству, умения слушать и слышать друг друга, признания  права каждого на собственное мнение и принятия решения с учетом позиций других людей;

- развитие познавательной активности, творческой самостоятельности, толерантности, гибкости мышления, умения учиться;

- создание условий для сплочения классного коллектива.

                Одним из важнейших путей формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста   считаю овладение детьми  знаний о способах поведения и взаимодействия людей. Решение данной задачи осуществляю  через содержание учебных предметов (особенно предмет «Окружающий мир»). Например, в рамках темы урока «Школьник и его жизнь в школе» знакомлю детей с правилами поведения в школе и на уроке, учу  обращаться к учителю, друг другу.

 Второй путь – создание особой, развивающей атмосферы, что предполагает:

- оказание поддержки ребенку со стороны учителя;

- демонстрацию любви и принятия;

- отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа обучения;

- создание ситуации успеха;

- оказание помощи в преодолении трудностей;

- поддержку веры ребенка в себя;

- использование оценки с четкими критериями;

- развитие функции самоконтроля и саморегуляции.

Другой путь – это специально организованное взаимодействие между детьми (учебный диалог). 

Обратимся к рассмотрению организации учебного диалога как одного из  средств формирования конструктивного общения.     Еще древние китайцы считали, что качество знаний учащихся, развитие учебной мотивации, познавательных интересов страдают, если учитель не занимается организацией сотрудничества учеников, их взаимодействием в учебном процессе.

 «Класс должен работать как большая группа, в которой между детьми существует реальное сотрудничество, разделение труда, согласование усилий и мнений, обмен замыслами и результатами труда, взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка. А учитель должен «дирижировать» учебной дискуссией класса».[4]

           «Дирижировать» можно через организацию учебного диалога на уроке.

           С чего начинается учебный диалог?

          Любая деятельность, в том числе речевая, начинается с мотива (если говорить незачем, человек молчит).  Мотивацию обеспечиваю  с помощью:      

- проблемных ситуаций (например, предлагаю  задачу, которая не решается  известным способом,  создаю условия, при которых   возникает несколько точек зрения на один и тот же вопрос);

- реплик учащихся («А  я такие числа раньше не умножал!»);

- вопросов («Почему в этом слове написана буква «а», ведь проверочное слово «…..»?);

- несогласия с позицией учителя («Я с вами не согласен, потому что…»);

- утверждения своего  видения учебного предмета,  гипотезы («А может быть надо поставить существительное в именительный падеж?», «Возможно,  это исключение….»).

Хотелось бы обратить  внимание на то, как развивается мысль ребенка в диалоге, какие действия при этом выполняет учитель, какие использует приемы для диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся:

1. Приём «Точка зрения» («Ученики другого класса об этом говорят так…», «Давайте посмотрим на то, как об этом говорится в этой книге…»). Выслушивая аргументы детей, и демонстрируя  их недостаточность, помогаю выйти на свое личное знание;  настраиваю  на понимание («Я не согласен, потому что думаю по-другому»; важно понять, почему он (другой) так думает, где ошибка в ходе его мысли, и помочь ему понять свою ошибку). В результате,  категоричные суждения детей сменяются утверждениями-вопросами, утверждениями-сомнениями.  Дети выдвигают  свою точку зрения, самостоятельно ее обосновывают, задают вопросы.

Проблему, возникшую на уроке, дети пропускают через сито собственного опыта, и иногда при этом она расплывается. Поэтому продумываю  разные варианты выхода на проблему, что позволяет гибко реагировать на ситуацию в классе, стараюсь удержать проблему. (Если у детей возникла одна точка зрения по поводу задачи,  предлагаю другую: «Я хочу поделиться с вами….»).

2. Мысль ребенка рождается как смутное и нерасчлененное целое, поэтому помогаю  учащемуся (приём «Уточняющий учитель») до конца осознать, что же он на самом деле хочет сказать, ведь чаще всего на первых этапах, именно это и не ясно ребенку. Дети боятся своих слов на уроке, боятся, что будут смеяться, боятся отойти от привычных представлений.          Важно укрепить ребёнка в его попытках мыслить самостоятельно,  сформировать детское высказывание, вопрос, удержать направление мысли, продвинуть и развернуть мысль. («Ты об этом хотел  сказать…?»)      

3. Приём «Невмешивающийся  учитель».  Иногда, видя оживление, вызванное каким-либо ответом, молчу, чтобы дать возможность высказываться ученикам и прояснить значимость возникшего смысла («Интересно», «Очень интересно!», «Молодцы!»).

4. Приём «Задай вопрос». Задавая вопрос, ребенок делает истину предметом собственной энергетической деятельности, «то, что существовало само по себе, порождается изнутри». Уделяю  большое внимание   тому, чтобы  научить детей формулировать вопросительные предложения  (Почему…? Для чего…?  Как поняли мою мысль? Что не понятно?  Почему со мной не согласны? и т.д.).

         «Ученик, задающий вопрос, - это не начало, а скорее конечный пункт обучения. И это явление «вырастить надо». При этом создаю доброжелательную обстановку, условия для спокойной беседы, обеспечиваю внимание к каждому высказыванию, поощряю  желание учащихся выразить свою точку зрения («Спасибо за важную мысль»).   Бережно отношусь к ответам детей («Я тебя правильно поняла…?»), учу   тактично исправлять ошибки на собственном примере («Что ты имел в виду, когда сказал…?»), обращаться друг к другу, к учителю («Я с тобой не согласен, потому что…  А я думаю иначе… Я считаю, что ты не прав …  Я с вами не согласен, потому что…»).

Считаю важным помнить, что  диалог может развиваться только от тех вопросов, которые волнуют самого ребенка.

5. Приёмы «Лови ошибку», «Удивление» позволяют начать диалог (например, предлагаю решить задачу с лишним данным, даю ответ на вопрос, заведомо неверный), («Так не бывает! Почему так получилось?!»). По мнению А.К. Дусавицкого, наглядным свойством появления проблемной ситуации является «феномен удивления» (нет удивления – нет диалога).

6. С помощью приёмов «Внимательный собеседник», «Глаза в глаза», «Слушать всем телом»   задаю пример культурного ведения диалога, учу  работать по принципу «один говорит – все слушают».

         Таким образом, дети  учатся слушать говорящего и смотреть в этот момент на него, относиться непосредственно к говорящему человеку.  («Света, я не соглашусь с тобой, …».

7. Прием «Выбор» позволяет ребенку выбрать тот вид деятельности, который вызывает большую симпатию, является оправданным в  данной ситуации.

8. С 1 класса ввожу   прием «Знаковые символы»:  знаки: (+)  согласен, (-) не согласен, (?)  знак вопроса, «Хор», «Я», «Мы» (группа). В 1 классе детей знакомлю с групповой работой (в паре, в группах большего состава), обучаю элементарным приёмам обратной связи (с помощью знаков +, -).

Считаю важными следующие правила ведения диалога:

●Диалог только тогда состоится, когда идет не по пустякам.

●Если учителя на уроке не будет мучить  проблема, никакого    диалога не получится, будет лишь видимость, игра.

●Учитель должен быть готов к проведению различных типов диалогов: от спокойного обсуждения до бурного митинга.

●В учебном диалоге восстанавливается равенство позиции ребенка и учителя, учитель так же нуждается в репликах ребенка, как и ребенок в словах учителя, не только ученик, но и учитель заранее не знают,  какие «сюрпризы возникнут в ходе урока».

●Каждый участник диалога ведет линию разговора, а не просто ситуативно реагирует на реплику товарища.

●Чтобы учителю быть организатором учебного взаимодействия, важно уметь слушать учащихся.

● Категоричность в словах учителя не оставляет достаточной свободы для дискуссии.

●Только наличие противоположной точки зрения позволяет ребенку выстроить свою точку зрения.

Вышеизложенные приёмы и правила позволяют заинтересовать учащихся, активизировать их учебную деятельность и быть успешными  в урочной и внеурочной деятельности.

Организация учебного диалога способствует повышению уровня общения. Наблюдения показали, что дети, имеющие низкий уровень конструктивного общения  в 1 классе,  к 4 классу повысили свою коммуникативную компетентность. Учащиеся вступают в сотрудничество, анализируют ситуации межличностного взаимодействия, слушают и слышат друг друга,  обращаются с просьбой,  задают вопросы.

Следует отметить и  повышение познавательной активности.  Дети от класса к классу все больше обращаются к дополнительным источникам знаний. Они не ограничиваются рамками предметов. Ученики с удовольствием идут на занятия кружка «Эрудит», объединяются в  группы по интересам и ищут ответы на поставленные вопросы. По инициативе учащихся был организован кружок  «Знатоки окружающего мира».  Дети с увлечением    готовятся к  занятиям и сами их проводят.

Учащиеся принимают результативное участие  в конкурсах и олимпиадах, в экологических форумах и слетах.

Творческая самостоятельность детей направляется  на решение проектных задач. Учащимися  класса был разработан  проект   «Подарок к 9 Мая», в основу которого были положены  рассказы детей о своих родных, прошедших Великую Отечественную войну. В области литературного чтения - «Настоящий человек…. Кто он?».   Результатом данного проекта явился рекомендательный список произведений о настоящих людях для учащихся 2-3 классов. В области математики – иллюстрированный сборник задач, подаренный учащимся 2 класса. В области окружающего мира – «Помоги птицам зимой» (дети сделали  и развесили кормушки, выпустили газету, выступили во 2 классах со спектаклем с соответствующим названием). В ходе диалога успешно формируются навыки  учебной исследовательской деятельности.

Необходимо  отметить  высокий  уровень сплоченности детского коллектива. Ребята  с удовольствием совершают поездки в другие города с целью посещения музеев, выставок.

По итогам проделанной работы  можно сделать  следующие выводы:

  • В диалоге у детей возникает реальная потребность развивать важные качества личности: гибкость мышления,  самокритичность,  критичность, самосовершенствование,  толерантность.
  • В диалоге возрастает  познавательная активность, творческая самостоятельность,  глубина понимания изучаемого материала,  сплоченность класса.
  • Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.
  • Организуя учебный диалог,  учитель с каждым годом затрачивает все меньше сил на активизацию учащихся.
  • Диалогичность уроков, обсуждение разных взглядов, версий, сопоставление точек зрения, спор ведут учащихся к более глубокому осмыслению того или иного знания.
  • В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.
  • Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного.
  • Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к  тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.
  • Диалогический строй  уроков способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся.

Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом, он становится приоритетным принципом образования.  Образование и воспитание духовно развитой и ответственной личности возможно только в диалоге, который способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.

«Реальная наука начинается там, где кончаются ссылки на авторитеты, где идет поиск, проектирование и где возможен не монолог, а диалог». Эта мысль Александра Асмолова близка моей педагогической философии – философии диалогизации смыслов участников совместной деятельности. Именно  в этом вижу смысл своего педагогического труда.

Перспективу  работы по данной теме  вижу в дальнейшем изучении приёмов и способов совершенствования учебного диалога с целью повышения уровня  конструктивного  общения детей младшего школьного возраста,  а также в создании условий для продуктивного педагогического взаимодействия с педагогами школы.

Литература

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. / Под ред.

Д. И. Фельдштейна. – М., 2002.

  1. Волков Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. /

Б. С. Волков. – М.: Академический проект, 2004. – 142 с.

  1. Волкова А. И. Психология общения. / А. И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс,         2007. – 446 с.
  2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд./ И. Ю. Кулагина. - М.:Изд-во УРАО,1998. – 176c.
  3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.: ил.
  4. Луговская А. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением / А. Луговская, О. Шевнина. – М.: Эксмо, 2006. - 208 с.
  5. Общение и формирование личности школьника.  /  Под ред. Бодалева А.А.,         Кричевского Р.Л. - М.: Изд-во МГУ, 1987. – 304с.
  6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении/Г.А.Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. –  268 с.
  7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика,  1989.         – 560 с.
  8.  Интернет-ресурсы: http://www.bibliofond.ru,  http://festival.1september.ru/


[1] Волкова А. И. Психология общения. / А. И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс,    

 2007. – 126 с.

[2]  Общение и формирование личности школьника.  /  Под ред. Бодалева А.А.,      

  Кричевского Р.Л. - М.: Изд-во МГУ, 1987. – 244с.

[3] Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. –  

  М.: Просвещение, 1989. – 27с.

[4] Цукерман Г.А. Виды общения в обучении/Г.А.Цукерман. – Томск: Пеленг,  

 1993. –  168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемы общения детей младшего школьного возраста

Часто начиная класса с третьего - иногда раньше, иногда позднее  - у детей складывается некое понимание дружбы. И это чудесно! Наличие в сознании понятия дружбы свидетельствует о том, что в...

«Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета «Математика»

Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета "Математика"...

Статья "Роль навыков общения детей младшего школьного возраста в социуме, через развитие полноценного и позитивного отношения к окружающему и своему внутреннему миру"

В период младшего школьного возраста у учащихся активно формируется способность делать логические выводы, логически размышлять о физических преобразованиях (строить гипотезы о физическом мире).Дети да...

Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей младшего школьного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512715","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]...

Особенности общения детей младшего школьного возраста.

Межличностное общение между детьми. Детский коллектив в совместной деятельности . Фомирование коллективных отношений....

«Проблема общения детей младшего школьного возраста со сверстниками»

Дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях....