«Проблема общения детей младшего школьного возраста со сверстниками»
статья

Дерябина Юлия Владимировна

Дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблема общения детей младшего школьного возраста со сверстниками»

Некоторые родители переживают из-за того, что их сын или дочь недостаточно общаются со сверстниками. Иногда эти волнения имеют основания – ребёнок действительно не болтает с одноклассниками на переменах, не участвует в детских играх, его не зовут гулять, не приглашают на дни рождения. А бывают ситуации, когда проблема с наличием друзей существует только в воображении матери или отца. Такое происходит, когда родитель сравнивает своего сына или дочь с собой.

Как правило, это взрослые, которые сами имеют широкий круг общения, привыкли быть центром внимания, «душой» компании. Им трудно принять, что их ребёнок хорошо чувствует себя, имея всего 1-2 приятелей. Некоторым мальчикам и девочкам комфортно заниматься интересным для себя делом в одиночестве или с членами своей семьи.

Сегодня мы рассмотрим такие ситуации, когда ребёнок действительно испытывает недостаток общения со сверстниками и переживает из-за этого.

Если проблема есть, её необходимо решать, как можно быстрее. Для этого стоит понять причины.

Причина первая: Ребёнок не владеет навыками общения, в том числе самыми обычными. Он не знает, как завязать разговор, позвать играть, попроситься в игру, разрешить спор. В этом случае полезно ознакомить ребенка с речевыми штампами. Лучше всего это сделать разыгрывая варианты диалогов. Обсуждая с ребёнком ситуации взаимодействия со сверстниками, заменяйте привычные формулировки: «Надо было сказать...!», «Ты что, не мог сказать...?!» на фразы: «В следующий раз ты можешь ...», «Возможно, разговор получился бы, если бы ты ...». Первые звучат слишком агрессивно и могут восприниматься как упрёк: «Опять ты всё сделал не правильно!». Вторые - звучат мягче. Именно они поддержат у ребёнка уверенность в себе и помогут стать решительнее. Пусть Ваш ребенок приглашает потенциальных друзей к себе в гости, возможно какое-то совестное времяпровождение, например, поход в кино, парк и т.д. Это могут быть ребятишки с вашего двора или одноклассники. Необязательно зазывать весь класс, вполне хватит 1-2 человек. Вместе со своим ребенком спланируйте, как вы всё организуете. Обсудите варианты построения разговора. Продумайте совместные игры или другую общую деятельность. Пусть приглашённым детям понравится проводить время с вашим ребёнком. Тогда они захотят продолжить общение с ним, а у вашего повысится уверенность в себе.

Причина вторая: Иногда подружиться мешают неконструктивные установки. Суть одной из них - «Не хорошо самому проявлять инициативу в общении, надо ждать, когда другие к тебе подойдут» и т.д. В этом случае задача родителей критически оценить своё мировоззрение. Иногда в разговоре со взрослыми выясняется, что такой взгляд на общение принадлежит либо матери, либо отцу. Начните шаг за шагом формировать новые установки, позволяющие проявлять инициативу и брать на себя ответственность за отношения: «Не зовут меня играть, сам придумаю игру и позову детей», «Если кто-то отказался со мной играть – это нормально, позову другого», «Не приглашают меня в гости, сам организую вечеринку и приглашу, кого захочу, некоторые из них обязательно придут», «Дружба строится, а не приходит сама собой», «Это ненавязчивость - это проявление инициативы, активная жизненная позиция».

 Причина третья: Иногда дети не могут завязать длительные дружеские отношения в силу того, что слишком требовательны к друзьям и поэтому слишком обидчивы и не склонны идти на примирение и компромиссы. Часто такое чрезмерно критичное и категоричное отношение к сверстникам ребёнок так же перенимает от родителей. Некоторые мамы и папы, когда слышат жалобы своего ребенка на детей, слишком рьяно встают на его защиту. В их глазах другие дети становятся «плохишами», причём пожизненно. Нужно стараться не осуждать друзей ребенка, даже если они вам не очень нравятся. Важно уважать выбор вашего ребенка, он имеет на это право. Подобный опыт, это тоже опыт, и он тоже полезен. Он научит его отличать искренность от притворства, а доброту от подлости. Если вы правильно воспитываете сына или дочь, ваше позитивное влияние наверняка перевесит чашу весов. Пройдет немного времени, и все встанет на свои места. Такие взрослые забывают, что сверстники – всего лишь дети, которые, как и их ребёнок, пока ещё только учатся дружить. Они имеют право на ошибку. Хорошо, если родители объяснят это своему ребенку и научат его мириться.

Побуждать эмоциональную отзывчивость в детях можно через чтение сказок: ребенок должен понимать, что герои испытывают те или иные чувства, к которым нужно бережно относиться. Некоторые родители, опасаясь за своего ребенка, навязывают ему негативное и настороженное отношение к другим людям, и это формирует сложности с коммуникацией. Чтобы избежать подобных последствий, необходимо воспитывать в ребенке открытость к людям, а не настороженность и негатив.

Не забывайте, что у всех людей разные потребности в общении: кому-то нужен широкий круг друзей и приятелей, прогулки и постоянное движение, а кто-то прекрасно чувствует себя с одним надежным другом, много времени при этом проводя дома, с семьей. Самое главное, чтобы ребёнок мог общаться и чувствовал себя достаточно комфортно в социуме.

Как бы сильно не было ваше желание найти своему ребенку друзей, помните - умение дружить не формируется за один день. Как и для других навыков, этому необходимо время. Поэтому не торопите ребенка, позвольте ему накапливать социальные навыки в удобном для него темпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста

В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО....

проблемы общения детей младшего школьного возраста

Часто начиная класса с третьего - иногда раньше, иногда позднее  - у детей складывается некое понимание дружбы. И это чудесно! Наличие в сознании понятия дружбы свидетельствует о том, что в...

«Проблема мотивации детей младшего школьного возраста в группах танцевально-спортивного направления»

Что мотивирует наших детей к занятиям,связанных с физическим трудом? Что заставляет их приседать, подпрыгивать, отжиматься и одновременно думать, запоминать, принимать решения? Как, не только заинтере...

Статья "Роль навыков общения детей младшего школьного возраста в социуме, через развитие полноценного и позитивного отношения к окружающему и своему внутреннему миру"

В период младшего школьного возраста у учащихся активно формируется способность делать логические выводы, логически размышлять о физических преобразованиях (строить гипотезы о физическом мире).Дети да...

Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей младшего школьного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512715","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]...

«Проблема общения детей младшего школьного возраста со сверстниками»

Дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях....