«Проблема мотивации детей младшего школьного возраста в группах танцевально-спортивного направления»
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Кальсин Вячеслав Семенович

Что мотивирует наших детей к занятиям,связанных с физическим трудом? Что заставляет их приседать, подпрыгивать, отжиматься и одновременно думать, запоминать, принимать решения? Как, не только заинтересовать ребенка, но и добиться того, что бы  у него возник устойчивый интерес к тому, что предлагает  педагог? Что для этого нужно: интересный педагог, настойчивый родитель или все зависит от самого ребенка? Платить или не платить? На эти вопросы автор этой статьи и попытался ответить, проведя небольшое исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.rar11.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                .

 Проблема мотивации детей младшего школьного возраста в группах танцевально-спортивного направления

Кальсин  В.С.,

педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга  

        Аннотация

Что мотивирует наших детей к занятиям, связанных с физическим трудом? Что заставляет их приседать, подпрыгивать, отжиматься и одновременно думать, запоминать, принимать решения? Как, не только заинтересовать ребенка, но и добиться того, что бы у него возник устойчивый интерес к тому, что предлагает педагог? Что для этого нужно: интересный педагог, настойчивый родитель или все зависит от самого ребенка? Платить или не платить? На эти вопросы автор статьи и попытался ответить, проведя небольшое исследование.

Ключевые слова

Начальное образование, младший школьный возраст, физический труд, танцы, музыка, мотивация, интерес, родители, педагоги, дети, Глен Доман,

 1.Введение

В настоящее время двигательному развитию детей должно уделяться особое внимание.  Вся энергия, которой поначалу  кипит ребенок, пришедший в школу, разбивается о реалии школьной жизни. Многочасовое просиживание за партой, домашним заданием, забота о «безопасности» детей, когда нельзя не только бегать, а даже выходить в коридор на перемене  - все это постепенно отучает ребенка быть физически активным. Ребенок «играющий» становится ребенком «сидячим». Казалось, вот здесь и пригодится наше дополнительное образование в виде групп двигательного развития, и дети с удовольствием идут на первое занятие. Большой зал, веселая музыка, интересный дядя. Здорово! «Будешь ходить?» - «Буду!!!» Потом второе занятие, третье, десятое. Первое впечатление забывается. Вдруг оказывается, что надо трудиться, причем, не, только физически, а еще и  умственно. А приседать не хочется. А движения не получаются. А играют на уроке не все время, а только в конце. А сегодня еще и наказали. «Все, больше не пойду». К сожалению, такой сценарий не выдумка. До половины детей, приходящих на первое занятие, не держатся даже до середины учебного года. Что это?- «естественный отбор», когда ребенок ищет себя в каком либо деле, ошибка педагога, не сумевшего удержать интерес, или родителей, которые не настояли на продолжение занятий? Перед нами встает проблема мотивации детей младшего школьного возраста. Вернее ее особенности.  

Цель данной работы проанализировать учебную мотивацию учащихся младшей школы к занятиям танцевально-спортивного направления.

Задачи:

  • провести теоретический анализ понятий связанных с мотивацией;
  • выявить причину низкой мотивации;
  • рассмотреть способы повышения учебной мотивации, используемые на занятиях танцевально-спортивного направления.

           2.Основные понятия.

         Прежде всего, это интерес. Если он возник, то начало положено.          Интерес – эмоциональное переживание познавательной потребности.   Он должен появиться уже на первом занятии и быть направлен как на предмет изучения, так и на педагога. Как раз этого добиться несложно. Опытный педагог легко справится с этой задачей.  Другое дело привить ребенку устойчивый познавательный интерес, и тут нам понадобятся другие термины. 

        Мотивация– важный компонент регуляции любой деятельности человека. Мотивация, в отечественной психологии понимается как сложная, многоуровневая неоднородная система, регулирующая жизнедеятельность человека, детерминирующая его поведение и включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, ценности и др. Именно мотивация, ее иерархичность, определяет направленность личности [5, с. 218].  Простыми словами - это побуждение к действию, т.е. то, что заставляет нас не только хотеть, но и что-то для этого делать.

В настоящее время  Мотивация является сложным психологическим феноменом, с чем и связано её многообразие. Из-за того что это понятие разными учёными понимается по-разному, существует очень много, как определений, так и классификаций этого термина. Внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная, устойчивая и неустойчивая, индивидуальная, групповая, познавательная. Мы рассмотрим  наиболее подходящие в нашем случае  аспекты.

Известный советский психолог  Б.И. Додонов предложил  4 вида мотивации. 1)Удовольствие от самой деятельности. Это один из самых значимых принципов, по которому живет ребенок, только что пришедший в школу. Принцип  отсроченного удовольствия еще впереди, а пока хорошо должно быть здесь и сейчас. Остается понять, что же является для ребенка удовольствием.

        Движение это удовольствие? Безусловно. Как утверждает Глен Доман, известный американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей:  «У человеческих существ потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Движение - это фундамент для всех других человеческих способностей». [4]  Потребность - это нарушение равновесия с внешней средой. Внутри возникает напряжение (дискомфорт), особенно после долгого сидения за партой,  которое можно снять, лишь только избавившись от него. Ребенок начинает активный поиск, направленный для снятия этого напряжения. И тут мы запускаем его в зал, да еще с огромным зеркалом.  Включаем веселую  ритмичную музыку - и он получает еще большее удовольствие. Звуковой ритм как будто подталкивает и тело само начинает, какие - то действия, правда, пока спонтанно. Эта мотивация относится к внутренним по отношению к деятельности.

        С возрастом  ребенок начинает понимать, что усилия сейчас могут привести к успеху, а значит и удовольствию  в будущем. «Это одна из самых

важных задач в воспитании – приучить их (детей) с детства работать на отсроченное  удовольствие».  [3] Отсюда появляются  следующие мотивации:

        2)Значимость для личности непосредственного её результата. Это также внутренняя мотивация. Она  ориентирована на сам процесс и его результат.

        3) Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность - внешняя положительная мотивация. Если первая из этих двух  появляется по мере взросления, то вторая работает для детей рассматриваемого возраста

сразу. Правда в нашем случае есть некоторые особенности, отличающиеся от типовых школьных условий.  Первое – это отсутствие оценок. Можно, конечно, их ввести у себя на занятиях, но это не принято в дополнительном образовании. Все-таки нельзя полностью повторять структуру обычных уроков.  Похвала педагога – вещь хорошая, но неовеществленная, действует недолго и родителям не показать, как например рисунок, сделанный на другом дополнительном уроке (например, на уроке рисовании). Показательные уроки, участие в концертах – это скорее стратегические цели  каких-то этапов, не влияющие на тактику в использовании этой мотивации. Потом, со временем, ребенок понимает, что концерт – это скорее коллективная и ответственность, и награда. А что же он сам? Как выделить его заслугу?

        4)Принуждающее давление на личность. Эта мотивация внешняя

отрицательная. В нашем случае она не работает. В период от 7 до 10 лет возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, прежде всего, перед родителями. Неодобрение со стороны родителей воспринимается ребенком в большинстве случаев серьезно.  Но в случае дополнительного образования, где занятия, в основном, бесплатные и

необязательные, такое неодобрение встречается не часто. Хочется подчеркнуть, что это специфика предоставления  дополнительных услуг в общеобразовательной школе. Здесь дополнительное образование не является основным видом деятельности, поэтому к нему так и относятся. И дети, и родители, и сама школа. В домах культуры и домах детского творчества ситуация другая. Стоит только родителям затратить какие-то усилия, хотя бы только водить ребенка на занятия, как все меняется. И эта мотивация начинает работать.

        Таким образом, общая мотивация определяется образовательным учреждением, организацией в нем самого процесса образования, особенностями обучаемых, особенностями педагога, и спецификой предмета. Внешние условия изменить не представляется возможным, обучаемые известны, предмет обучения определен.  

3. Профессионально-педагогические качества педагога.

 К ним  относятся:

  • Педагогическая эрудиция и мастерство в учебном предмете
  • Педагогическое (практическое и теоретическое) мышление.
  • Педагогическая наблюдательность и импровизация.
  • Педагогический оптимизм и эмоциональность.
  • Педагогическая находчивость и предвидение.
  • Педагогическая рефлексия.

        Нельзя не согласиться, что человек в полной мере отвечающий этим качествам, уже незаурядный педагог. Однако, с учетом существующей крайне низкой оплаты труда педагога дополнительного образования, он должен обладать еще одним качеством - педагогическим альтруизмом.  И если в начале своей карьеры это как то еще работает, то с возрастом, по мере накопления с одной стороны опыта, с другой, неудовлетворения низкими материальными стимулами, мотивация самого педагога, далеко не так однозначна.  А немотивированному педагогу очень сложно мотивировать своих воспитанников.  

                   4. Исследование мотивов учебной деятельности

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность.  

Исследование мотивов учебной деятельности на воспитанниках было проведено с помощью анкетирования. Была составлена анкета, с простыми вопросами такими как:

  • Занимаюсь потому, что интересно;
  • Занимаюсь потому, что заставляют родители;
  • Занимаюсь потому, что хочу научиться танцевать;
  • Занимаюсь потому, что занимаются мои друзья;
  • Занимаюсь потому, что нравится педагог;
  • Занимаюсь потому, что нравится выступать на концертах;
  • Занимаюсь потому, что хочу быть одним из первых на соревнованиях;
  • Родители интересуются моими успехами.          

 Опрос проводился в виде беседы. Беседа проводилась в мини группах до 5 человек.

        В исследовании приняло участие 15 респондентов в возрасте от 7 до 9 лет, занимающиеся в группе дополнительного образования по программе "Ритмопластика", а также 17 респондентов от 7до 9 лет, занимающихся по платной программе "Спортивный танец". Результаты анкетирования представлены в Таблице 1(Результаты опроса группы «Ритмопластика)  и в Таблице 2 (Результаты опроса группы «Спортивный танец)

Различие программ:

Программа «Ритмопластика» имеет общеобразовательный и общеоздоровительный характер и тематически построена на разных танцевальных стилях.  Занятия проходят два раза в неделю по 60 мин. Результативность оценивается по открытым урокам, участиям в общешкольных концертах.

         Программа «Спортивный танец» имеет также общеукрепляющую направленность, правда тематически выдержана в более узком диапазоне, который определяется правилами и условиями соревнований по спортивному танцу. Помимо участия в открытых уроках и концертах, дети периодически выступают на городских соревнованиях. Занятия проходят также два раза в неделю по 60 мин.                                                                 Таблица 1.

Результаты опроса группы «Ритмопластика»


вопр.

Степень значимости

Кол-во

ответов

   

   %

1

Занимаюсь потому, что интересно

14

93

2

Занимаюсь потому, что заставляют родители

0

0

3

Занимаюсь потому, что хочу научиться танцевать

4

26

4

Занимаюсь потому, что занимаются мои друзья

10

66

5

Занимаюсь потому, что нравится педагог

15

100

6

Занимаюсь потому, что нравится выступать на концертах

8

53

7

Занимаюсь потому, что хочу быть одним из первых на соревнованиях

-

-

8

Родители интересуются моими успехами          

7

47

                  Таблица 2.

Результаты опроса группы «Спортивный танец»


вопр.

Степень значимости

Кол-во

ответов

     

   %

1

Занимаюсь потому, что интересно

16

94

2

Занимаюсь потому, что заставляют родители

4

24

3

Занимаюсь потому, что хочу научиться танцевать

8

48

4

Занимаюсь потому, что занимаются мои друзья

4

24

5

Занимаюсь потому, что нравится педагог

16

94

6

Занимаюсь потому, что нравится выступать на концертах

10

59

7

Занимаюсь потому, что хочу быть одним из первых на соревнованиях

12

71

8

Родители интересуются моими успехами          

15

88

4.1 Анализ представленных выше таблиц.

1. Общее для обеих групп.

Основным  мотивом для занятий в группах танцевально-спортивного направления у детей в возрасте 7-9 лет является интерес, который обуславливается не только особенностями изучаемого предмета, а еще и тем как подается материал, в какой атмосфере проводятся занятия. Особенно важен эмоциональный фон.

         Второй не менее важный мотив, очень тесно связанный с первым  - отношение к педагогу. И здесь важно найти нужную линию поведения, чтобы в зависимости от ситуации быть по отношению к детям "взрослым", "родителем" и иногда "ребенком". Надо постараться, чтобы авторитарный стиль управления детьми такого возраста, не воспринимался ими как давление и принуждение.

2. В случае занятия детьми по бесплатной программе, значимым оказался внешний социальный мотив (вопрос 4). Мотив избегания наказания  в данном случае не работает, что подтвердилось вопросами 2 и  8. Желание результата пока не связано с общеразвивающим характером занятий и личным умением (вопросы  3 и 6)

3. В группе «Спортивный танец» картина немного другая. Значение внешнего отрицательного мотива значительно возросло (вопрос 2). Прежде всего, это связано с ростом родительского участия (вопрос 8). Также появляется понимание  связи личного мастерства (вопрос 3) с результатом (вопросы 6,7). Появляется цель и желание ее достигнуть (вопрос 7).

                                                5.Заключение

Таким образом, для того, чтобы повысить мотивацию детей к занятиям спортивно-двигательной направленности, необходимо, прежде всего:

  • повышать профессиональные качества и мотивированность педагога;
  • осуществлять более тесный контакт с родителями, создавая их заинтересованность в развитии их ребенка именно в этом направлении;
  • осуществлять деятельность в данном виде образования таким образом, чтобы у каждого ребенка существовали конкретные цели, для достижения которых он должен прикладывать усилия здесь и сейчас.

Список используемой литературы

1. Ильин Е.П.  Мотивация и мотивы, Издательство  Питер, 2011.- 512 с

2. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности    

    Вопросы психологии. – 1984. - № 4.- С.28-36.

3. Романин А.Н.  Практическая  психология и психотерапия, Издательство  

    КноРус, 2011 –  680c.

4. Глен Доман   Гармоничное развитие ребенка, Издательство Аквариум,  

   1996.- 448с

5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности,  

   Издательство  Мысль,  2006.-158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

Cамооценка и мотивация детей младшего школьного возраста в условиях материнской депривации

Проблема социального сиротства детей актуальна для всего мира, в том числе и на пост советском пространстве. Обострение этой проблемы в наши дни является следствием затянувшихся социально-экономически...

проблемы общения детей младшего школьного возраста

Часто начиная класса с третьего - иногда раньше, иногда позднее  - у детей складывается некое понимание дружбы. И это чудесно! Наличие в сознании понятия дружбы свидетельствует о том, что в...

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также - на внеурочную деятельность....

Формирование валеологической культуры детей младшего школьного возраста в группах продленного дня.

В статье отражены проблемы сохранения и укрепления здоровья детей не только в учебное время но и в группах продленного дня....

Формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста

Правильный выбор методов и приёмов обучения позволяет сформировать учебную мотивацию учащихся начальной школы....

«Проблема общения детей младшего школьного возраста со сверстниками»

Дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях....