Главные вкладки

    «Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета «Математика»
    материал по математике на тему

    Курчатова Олеся Александровна

    Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета "Математика"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета «Математика»

    Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения. Она является своеобразным инструментом передачи накопленных научных знаний последующим поколениям. Учебная деятельность ребенка связана, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

    Основные компоненты учебной деятельности – это потребности и мотивы, цели, условия и средства их достижения, действия и операции, имеющие предметную специфику.

    Становление учебной деятельности  – это:

    -        совершенствование каждого компонента учебной деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов;

    -        совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения;

    -        превращение ученика в субъекта осуществляемой им учебной деятельности;

    -        необходимость наличия развивающего и воспитывающего эффектов учебной деятельности.

    Формирование учебной деятельности есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления учебной деятельности школьника. Полноценное управление процессом учения всегда предполагает:

    -        отработку у школьника каждого компонента учебной деятельности;

    -        взаимосвязь компонентов учебной деятельности;

    -        постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.

    Становление и формирование учебной деятельности проходят несколько этапов, каждому из которых соответствуют определённые ступени образования. При переходе от этапа к этапу видоизменяются её основные характеристики:

    -        конкретное содержание;

    -        формы организации взаимодействия между её участниками;

    -        особенности их общения;

    -        характер психологических новообразований.

    Формирование учебной деятельности является самостоятельной задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной, чем приобретение детьми знаний и умений. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы  умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь.

    Учебная деятельность  имеет определённую структуру:

    1) мотивы учения;

    2) учебные задачи;

    3) учебные действия;

    4) контроль и оценка.

    Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. Поэтому, при диагностике возможных причин неуспеваемости или других затруднений школьников в учении необходимо проанализировать уровень сформированности разных компонентов учебной деятельности.

    Учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием и процессом учения.

    Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной  мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности. Поэтому именно ее организация является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее  действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

    Неумение школьников выделять учебную задачу относится к скрытым трудностям в учении. Нередки случаи, когда этим умением не владеют и старшеклассники. Поэтому выявление подобных трудностей необходимо провести в младших классах, когда ребенок еще только овладевает учебной деятельностью.  Помощь в этом могут оказать отзывы учителей о выполнении ребенком учебных заданий, рассказы родителей о том, как школьник готовит уроки дома, беседы с ребенком по поводу его занятий,  наблюдения за его работой на уроке и т.д.

    Решающая роль в такой диагностике принадлежит умело заданным вопросам. Они могут касаться отдельных заданий или упражнений, например: «А зачем нужно такое упражнение? Что осваиваешь, когда его делаешь? А какие слова тут взяты в скобки?» и т. п. Вопросы могут быть направлены на сравнение разных заданий и упражнений, относящихся к одному правилу или, напротив, к разным правилам, и т. д.

    Как показывает практика, научить младшего школьника выделять учебную задачу достаточно легко. Важно только помнить о вероятности такого рода затруднений и обращать специальное внимание на регулярное выделение учителем на уроках соответствующих учебных задач. Необходимую помощь при этом могут оказать и родители, контролируя ребенка при выполнении домашних заданий. В случае систематических неудач рекомендуется использовать игровые ситуации, помогающие ребенку освоить необходимое, но пока недостаточно понятное ему учебное задание.

    Выполнение учебной задачи осуществляется с помощью учебных действий, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов действия.

    Обучение учебным действиям, необходимым для овладения тем или иным учебным предметом, происходит в процессе преподавания в соответствии с определенными принципами дидактики. И ответственность за полноценное усвоение всей системы учебных действий каждым из учащихся ложится, прежде всего, на плечи учителя.

    Психологу же чаще всего приходится сталкиваться с недостаточным или нерациональным использованием таких учебных действий, которые являются общими при усвоении различных учебных предметов, т. е. с общими приемами учебной работы школьников.

    К числу наиболее распространенных относится прием заучивания учебного материала. У младших школьников наиболее частым является прием буквального запоминания. Для младшего школьника задание выучить материал зачастую означает запомнить дословно. К дословному воспроизведению побуждает ребенка и еще недостаточно обширный словарный запас, ограничивающий возможности передать мысль своими словами, а также все еще большие резервы непосредственной памяти.

    Однако по мере усложнения учебного материала на первое место выдвигается задача не запомнить буквально, а понять, выделить основную мысль, проследить последовательность и логику изложения и т. д. Это требует от ученика новых приемов работы: умения произвести смысловую группировку материала, выделить опорные пункты, составить план и т. п.

    Этим приемам младших школьников необходимо специально обучать, начиная со II—III класса. Задачу эту целесообразно выполнять при тесном сотрудничестве учителя, психолога и родителей.

    Действие контроля. Для того, чтобы установить правильность учебных действий, необходимо соотнести ход их выполнения и результат с заданным образцом, т.е. осуществить контроль.   Действию сравнения с образцом ребенка необходимо научить.

    В овладении действием контроля большую помощь могут оказать ребенку родители. На первых этапах школьной жизни первоклассника  они нередко практически полностью берут функцию контроля на себя. Школьный психолог должен подсказать  родителям, что основная их задача состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка самостоятельно контролировать себя в учебной деятельности (а затем и не только в ней).

    Оценка и отметка.  Оценка позволяет определить в какой степени усвоен способ решения  учебной задачи и насколько результат учебных действий соответствует их конечной цели. Оценка  «сообщает» школьнику, решена или не решена им данная учебная задача. Психологу следует привлечь внимание учителей к проблеме оценки, имеющей существеннейшее значение для развития личности младшего школьника.

    Учебная деятельность не дана в готовой форме. У ребенка она развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая).

    Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же, как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы - прежде всего ребенка надо научить учиться. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе, считал Д.Б. Эльконин. Необходимо  сформировать познавательную мотивацию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре".

    В наше время воспитание толерантности актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Целью моего проекта стало развитие коммуникативных умений учащихся, укрепление единства класса,построени...

    «Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»

    В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания...

    Развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Игровая программа по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева".

    Эмоциональная сфера у детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью,наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непо...

    Формирование у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

    Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

    Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...