Конспект по русскому языку " Что такое родственные слова?" ( УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

 Бабушкина Екатерина Анатольевна

КОНСПЕКТ УРОКА Русский язык

                                                     Тема: Что такое родственные слова?

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научаться находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Метапредметные:

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; выполняют логические действия.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Личностные: проявлять этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Тип урока: Открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r2.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                

                                                                                                                                                                     

                                                                                  КОНСПЕКТ УРОКА Русский язык

                                                     Тема: Что такое родственные слова?

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научаться находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Метапредметные:

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; выполняют логические действия.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Личностные: проявлять этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: Презентация, учебник.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Анатольевна.

- С улыбкой встретим мы гостей

И скажем хором: «Добрый день!»

Друг другу улыбнемся

И делом мы займемся.

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

Личностные

Коммуникативные

II. Актуализация знаний и мотивация

12-15

1. - Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

- К нам пришёл Лесовичок  и загадал загадку:

« Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший друг.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек».

- Сегодня мы совершим прогулку в лес.

По дорожке мы пойдём

В лес зелёный мы придём.

Беседа о правилах поведения в лесу.

Минутка чистописания.

ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял

Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист.

Орфографическая минутка.

                                            Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок – высоко,

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем,

Что очень велико и тяжело.

А котёнку всё равно – Кислое – зачем оно?

- Что вы? – Шепчет Червячок,

- Сладкий у него бочок».

- Выпишите из стихотворения слова – антонимы.

Ответы детей.

Лес

Работа в тетрадях

Учитель даёт детям карточки с текстом.

Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое.

Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика.

Регулятивные

Логические

III. Постановка учебной задачи

3-4

Учитель читает текст:

- Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. На встречу им ползёт гусеница.

- Здравствуйте, вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

- Ребята, кого называют родственниками?

Родственники – это родные люди, у них много общего, общие родители, бабушки, дедушки.

Они очень похожи.

- Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считавшая себя родственницей гусей? Почему?

Кого можно здесь назвать родственниками?

Среди слов тоже есть « родственники».

Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.

Ответы детей.

Гуся, гусыню, гусят.

Познавательные, логические, регулятивные, коммуникативные

IV. Открытие нового знания

8-9

- Откройте учебник на стр. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? 

- Какая тема нашего урока?

- Назовите родственные слова в минутке чистописания.

                                    Физминутка

Что такое родственные слова?

Родственные слова.

Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист.

Познавательные

Регулятивные

Логические

Коммуникативные

V.Первичное закрепление во внешней речи

2-3

 Упр. 77 на стр. 58. Прочитайте текст.

- Чем похожи выделенные слова?

- Назовите два признака родственных слов?

Значение слова « корень»:

- подземная часть растения

- часть волоса, зуба, ногтя

- начало, источник чего-либо.

« Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».

« Слова, которые имеют общую ( одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными ( одинаковыми)».

Один ученик читает вслух.

Выполнение упражнения.

Предположения учеников.

Общая часть и близкое значение.

Регулятивные

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5

Задание по группам.

« Какое слово лишнее?»

Списать однокоренные слова, выделить корень.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, теплый, жаркий.

Ученики зачеркивают слова.

Самопроверка.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

VII. Включение в систему знаний

4-5

Упр. 78 на стр. 59. Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными?

- Выполните письменное задание. Найти семью родственных слов.

« Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его ежиха.

Серый ёж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них  -

Очень тихий ёжик.

Да, есть общая часть, и эти слова близки по значению.

Аналогично разбирают остальные слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата.

Личностные

Коммуникативные

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3

 - Понравился ли вам урок?

- Что нового узнали на уроке?

- Были ли трудности?

Регулятивные



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС

Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"...

Презентация по русскому языку "Что такое родственные слова"

Презентация по русскому языку "Что такое родственные слова"...

Конспект урока русского языка "Что такое родственные слова?"

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Что такое родственные слова?Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся  о понятии  «родственные слова». Планируемые рез...

Конспект урока русского языка (Что такое второстепенные члены предложения) 2 класс

Цели деятельности учителя:            Формирование знаний о второстепенных членах предложения; формирование умения находить второстепенные члены ...

Конспект урока русского языка "Что такое омонимы" (УМК Школа России) 3 класс

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, разв...

Конспект урока русского языка "Что такое обращение " (УМК " Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: Дать  понятие «обращении»,  правило употребления знаков препинания в предложениях с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обр...