Технологическая карта урока русского языка «Как пишутся приставки» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Симакова Вероника Анатольевна

Тип урока: открытие «нового знания»

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о правописании приставок, оканчивающихся на -З, -С;

Задачи урока

Дидактические:

· разобрать алгоритм правописания слов с приставками, оканчивающимися на -З, -С;

· научить применять алгоритм правописания слов с приставками, оканчивающимися на -З, -С;

Развивающие:

· развивать логическое мышление при составлении алгоритма;

· развивать внимание при выполнении учебных заданий;

Воспитательные:

· воспитывать аккуратность и внимательность;

· воспитывать бережное отношение к учебнику;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3k.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 26.01.2021

Школа: №148

Класс: 3 «К»

Урок: 4 урок

Время: __10:40-11:20__   Кабинет: 224

Студент: Симакова Вероника

Группа: 36

Учитель: Васильева Наталья Александровна

Методист: Кондратьева Ирина Ивановна

Тема урока «Как пишутся приставки?»

Тип урока: открытие «нового знания»

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о правописании приставок, оканчивающихся на -З, -С;

Задачи урока

Дидактические:

  • разобрать алгоритм правописания слов с приставками, оканчивающимися на -З, -С;
  • научить применять алгоритм правописания слов с приставками, оканчивающимися на -З, -С;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при составлении алгоритма;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1.Проверяет готовность к уроку

2.Создание эмоционального настроя

Приветствую детей. Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Анатольевна, и сегодня я проведу у Вас урок русского языка. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.)

Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Предлагает учащимся записать число

- Ребята, в начале урока мы с вами проведем минутку чистописания. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Сегодня 26 октября.

Проводит минутку чистописания

- Я диктую слова, вы пишете их у себя в тетради каллиграфически правильным подчерком. Записываем в строчку, через запятую. Кто написал – руку на локоток, чтобы я видела вашу готовность.

Диктует слова

- Развозить, разодеться, воздать, износить, расплата, воспеть, раскрасить, испортить, безопасность.

Предлагает ученикам оценить правильность написания слов

- Внимательно посмотрите на свои слова, выберите слово, которое вы написали красивее всего и подчеркните его простым карандашом.

Предлагает учащимся сверить свои ответы с ответами на слайде

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Посмотрите на слайд и сравните написание слов в своей тетради. Если все верно – поставьте «+», если есть ошибки «!». Верните тетрадь соседу. Посмотрите, какой знак поставили вам. Поднимите руку, у кого «+». Поднимите руку, у кого «!».

 

- Посмотрите ещё раз в свои тетради. Что интересное вы увидели в этих словах?

- Кто может рассказать правило, по которому мы определяем, что в приставке нужно ставить букву «з»?

- Хорошо. Кто может рассказать правило, по которому мы определяем, что в приставке нужно ставить букву «с»?

Записывают то, что говорит учитель

Записывают слова под диктовку

Выбирают наиболее красивое слово из всех записанных и подчёркивают его простым карандашом

Меняются тетрадями с соседом по парте и сверяют слова со словами со слайда

Отвечают на вопросы учителя

- Среди этих слов есть слова с изменяемыми приставками «рас» и «раз».

- Приставка «раз» пишется в словах, корни которых начитаются гласные или звонких согласных.

- Приставка «рас» пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных.

М:

 личностное

включение в учебную

деятельность

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Задаёт вопросы, наталкивающие на цель и тему урока

- Посмотрите внимательно на оставшиеся слова. Что интересного вы можете увидеть?

- Что объединяет эти приставки?

- Молодцы. Как вы думаете какую цель мы перед собой поставим?

- Хорошо. Чему мы должны научиться за урок?

- Абсолютно верно. Как вы думаете какова тема нашего урока?)

Говорит учениками записать тему урока

- Вы правы, сегодня мы будем продолжать говорить о правописании этих приставок.

- Запишите тему.

Отвечают на вопросы

- В этих словах есть приставки «из», «ис», «воз», «вос», «без» и «бес».

- Они все оканчиваются на «з» и «с».

- Узнать о правильном написании приставок оканчивающихся на «з» «с».

- Научиться проверять написание слов с данной орфограммой.

- Правильно писать приставки, оканчивающихся на «з» и «с».

Записывают тему урока

М: самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели

(П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный:

Рассказ, беседа

Практический: упражнение

- Кто напомнит мне какая была наша первая цель на урок?

- На прошлом уроке вы уже познакомились с правилом правописания приставок «раз» и «рас». Давайте рассмотрим можно ли это правило применить к другим приставкам, оканчивающимся на «з» и «с».

Проводит работу с учебником

- Где мы можем узнать о правописании этих приставок?

-Правильно. Но для того чтобы сформулировать правило, нам необходимо будет выполнить задание.

- Откройте пожалуйста ваши учебники на странице 23 и посмотрите на упражнение номер 17.

Помогает детям сформировать правило

- Рассмотрите внимательно на все столбики и сравните их между собой.

- Посмотрите на первый и третий столбики.

- Как вы думаете от чего зависит написание приставок в данном случае?

- Можно ли отнести правописание этих приставок к одному правилу?

- Как будет звучать это правило?

- В каких случаях будет писаться буква

- Узнать о правильном написании приставок оканчивающихся на «з» «с».

- В учебнике.

Открывают учебники на указанной странице и читают задание

Сравнивают столбики между собой

Желающий отвечает на вопросы

- От согласной, которая идёт после приставки.

- Да, можно.

- В приставках, оканчивающихся на «з» и «с», написание конечной согласной зависит от идущей после неё согласной.

- Буква «з» пишется перед звонким согласным.

М: выдвижение

гипотез и их

обоснование (П);

М: поиск необходимой

информации

«з»?

- В каких случаях будет писаться буква «с»?

Молодцы, абсолютно верно. Посмотрите на второй столбик, что интересного вы заметили?

- Верно. Какая буква стоит перед гласной?

- Она звонкая или глухая?

- Молодцы, всё правильно. Кто может сформулировать правило на данную орфограмму?

- Внимательно прочитайте последний столбик.

- Как вы думаете зависит ли написание приставки «с», от буквы с которой начинается корень слова?

- Будет ли она подчиняться одному из вышесказанных правил?

- Правильно, приставка «с» не подчиняется правилам и в любом из случаев будет писаться так. Она будет является исключением.

- Ещё раз внимательно прочитайте слова и также столбиками перепишите их в тетрадь, выделяя приставки.

- Буква «с» пишется перед глухим согласным.

- Во втором столбике после приставок стоят гласные.

- Буква «з».

- Звонкая.

- Если приставка, оканчивающаяся на «з» и «с», стоит перед гласной, то на окончании приставки пишется буква «з».

- Не зависит.

- Нет.

Переписывают слова в тетрадь выделяя приставки

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Проводит динамическую паузы

- Молодцы. Вы так усердно работали, давайте сделаем небольшой перерыв. Встаньте, пожалуйста.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

Повторяют движение за учителем

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Проводит задание по учебнику

Отрабатывает новый материал на практике

- Откройте учебники на странице 21 упражнение 14.

- Кто хочет прочитать задние?

- На выполнение задания у вас 5 минут. Можете приступать. Кто выполнит задание руку на локоток, чтобы я видела кто закончил.

- Закончили. С первого ряда друг за другом называйте ответы: читаете слово полностью; называете приставку; букву с которого начинается корень, проговаривая звонкая она или глухая; какая буква пишется в приставке.

Желающий читает задание

- Запиши сочетания слов правильно. Выдели приставки. Подчеркни букву согласного, с которого начинается корень звонкого – двумя чертами глухого одной чертой.

- Взметаются. Приставка «вз». Корень начинается с буквы «м», она звонкая. В приставке пишется буква «з».

- Взлетают. Приставка «вз». Корень начинается с буквы «л», она звонкая. В приставке пишется буква «з».

- Всклокотало. Приставка «вс». Корень начинается с буквы «к», она глухая. В приставке пишется буква «с».

- Вспенилось. Приставка «вс». Корень начинается с буквы «п», она глухая. В приставке пишется буква «с».

- Взревел. Приставка «вз». Корень начинается с буквы «р», она звонкая. В приставке пишется буква «з».

- Взмывают. Приставка «вз». Корень начинается с буквы «м», она звонкая. В приставке пишется буква «з».

- Вспомнилось. Приставка «вс». Корень начинается с буквы «п», она глухая. В приставке пишется буква «с».

- Встрепенулось. Приставка «вс». Корень начинается с буквы «т», она глухая. В приставке пишется буква «с».

П:

знать понятия «приставка», «окончание», «основа слова», «окончание»;

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

Практический: упражнение

Раздаёт карточки

Проводит самостоятельную работу в парах

- Сейчас я раздам карточки по одной на каждую парту. Ваша задача с соседом по парте выполнить задание как можно раньше и правильнее. На выполнение задания 5 минут.

- Кто готов руку на локоток, чтобы я видела вашу готовность.

Помогает ученикам у которых возникли трудности

Начинает опрос, начиная с самых первых

- Друг за другом называйте ответы.

- Молодцы. Всё верно.

Выполняют задание в карточках в парах

Отвечают на вопросы

- Расписание.

- Безжалостный.

- Испечь.

- Бесшумный.

- Безболезненный.

- Разгадать.

- Разносить.

- Издать.

- Бесчувственный.

- Разжимать.

- Сделать.

- Всходы.

- Развалиться.

- Разговаривать.

- Безветрие.

- Сдуть.

- Беспокойство.

- Сгибать.

- Безжалостливый.

- Издалека.

М: Анализ, синтез (П)

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

И

И

Практический: самостоятельная работа со взаимопроверкой

Проводит задания в рабочей тетради

- Откройте пожалуйста свою рабочую тетрадь на странице 13 и прочитайте задание номер 14.

- Кто хочет прочитать задание в слух?

Проверяет задание по цепочке

- Прочитайте слова, которые у вас получились.

-Хорошо, правильно. Назовите собственные имена.

- Посмотрите внимательно на первое и последнем двустишиях и выпишите синонимы.

- Кто готов назвать первую пару.

- Молодец. Кто готов назвать вторую пару?

Выполняют задания в рабочей тетради

- Впиши нужную приставку. Найди и подчеркни жёлтым карандашом все имена собственные.

Читают слова друг за другом

- Излечит.

- Исцелит.

- Испугался.

- Растопырила.

- Испугались.

- Разбежались.

- Беспощадный.

- Безжалостный.

- Беззаботным.

- Взбирается.

- Вскричал.

- Айболит.

- Бармалей.

- Караккон.

- Барбос.

- Гиппопотам.

Ищут и выписывают синонимы

- Излечит – исцелит.

- Стыд – срам.

М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р)

Раздаточный материал, презентация

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Подводит итоги урока

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, тему нашего урока?

-Какая была цель нашего урока?

- Какую букву на конце приставки мы должны написать, если после приставки стоит звонкая согласная?  

- Правильно. Какую букву на конце приставки мы должны написать, если после приставки стоит глухая согласная?

- Отлично. Какую букву на конце приставки мы должны написать, если после приставки стоит гласная?

- Какая приставка не подчиняется правилам, всегда пишется одинаково и является исключением?

- На столе у вас лежит лист с лесенкой успеха. Оцените себя.

- Наш урок закончен, всем спасибо. Было приятно с вами поработать.

Отвечают на вопросы

- Они все оканчиваются на «з» и «с».

- Узнать о правильном написании приставок оканчивающихся на «з» «с».

-  Букву «з».

- Букву «с».

- Букву «з».

- Приставка «с».

Оценивают свою работу на уроке

М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка

Раздаточный материал, презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России») Тема: "Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж."...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урокаДидактические:познакомить ...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:знать, как подчеркивается глагол при письме;уметь о...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения", 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Содействовать формированию навыка распознавать личные местоимения среди других частей речиЗадачи урокаДидактические:Закрепить понятие ...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание приставок", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Правописание приставок. Закрепление»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление у учащихся представлений о правописании приставо...

Технологическая карта урока русского языка «Род местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о особенностях  изменения глаголов по временам и о особенностях  каждой временной формы глагола...