Урок литературы 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России», 2 класс
(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс 1 ч. Стр. 69-70)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 25.09.2021
Время: 8:30-9:15
Место: МАОУ СОШ 3
Класс: 2Б
Целевой компонент урока:
Тема урока: К. Д. Бальмонт «Осень», А.Н. Плещеев «Осень наступила».
Цель: знакомство учащихся со стихотворениями К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила», учить видеть красоту русской природы; развивать воображение, мыслительные операции сравнения, обобщения.
Задачи:
- формирование у детей навыков осознанного чтения;
- расширение лексических знаний о слове;
- расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
- развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
- развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
- воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.
Образовательные: способствовать формированию умения анализировать стихотворения, определять их жанровые особенности, образы, чувства, которые выражают авторы, выразительно читать.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием стихотворений, развитию связной речи, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения, умения анализировать изобразительно-выразительные средства, находить слова, которые описывают эмоциональное состояние поэтов.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к окружающему миру, к природе; воспитание культуры чтения и читательского интереса к стихотворениям русских писателей.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение определять жанровые особенности стихотворений, анализировать изобразительно-выразительные средства, умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
Предметные: анализировать языковые средства, используемые автором в произведении, правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, карточки, рабочие тетради, проектор.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
- Приветствие:
У:Здравствуйте,ребята! Меня зовут Арина Андреевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я .
2)Проверка готовности к уроку:
У: Ребята, проверьте пожалуйста свое рабочее место. У вас на партах должен лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал. Остальное я вас попрошу убрать с парты.
О: (проверили)
У:Замечательно!Садитесь!
II. Актуализация знаний обучающихся.
1)Игра
У:Ребята, для того чтобы узнать тему нашего урока нам надо решить ребус, который вы видите на доске. Если вы его решили ,то поднимаете руку.
О:(решают ребус)
У: Ребята, так что же у нас получилось?
О:Бальмонте и Плещеева
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
1)Беседа
У: А как вы считаете, кто такой Бальмонте и Плещеева? Может быть это художники или музыканты?
О: Нет, это писатели.
У:А кто думает по другому?
О:никто
У: Все верно! Это писатели! А что вы знаете о данных писателях?
О: Что это детские писатели.
У: А ещё что-нибудь ?
О: Не знаем.
У: Хорошо.Ребята, мы с вами разгадали ребус. Так о чем же сегодня мы с вами будем говорить?
О: О писателях
У: все верно. А какие нам надо поставить цели,чтобы познакомиться с этими писателями? Что мы должны о них узнать?
О: Мы должны узнать о их жизни, о их писательской деятельности и о их произведениях.
У: Верно!
IV. Открытие новых умений, знаний.
- Рассказ учителя
У:Ребята,сейчас я вам предлагаю узнать чуть-чуть больше о данных писателей. Внимание на доску.
Слайд 1: Константин Бальмонт родился в дворянской семье 3 июня 1867 года в сельце Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии
Слайд 2: Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата.
Слайд 3: Свои первые стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. Первая же книга Бальмонта – «Сборник стихотворений» вышла в 1890 г. в Ярославле
Слайд 4: В молодости Бальмонт увлекался историей и химией. Он знал 16 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.
Слайд 5: У Константина Дмитриевича Бальмонта есть и книга для детей. Поэт назвал её «Фейные сказки» (слово «фейные» произошло от слова фея).
- Знакомство со стихотворениемК. Д. Бальмонта «Осень».
У:Ребята,откройте пожалуйста учебники на странице 69.
- Чтение учителем .
У: Сейчас я вам прочитаю выразительно стихотворение Бальмонта,но для того чтобы полностью прочувствовать данную атмосферу, я предлагаю вам закрыть глаза.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
У:Открывайте пожалуйста глаза
- Беседа
У: Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.
О:Грустно,потому что стали дни холоднее.
У: Хорошо.Еще варианты ответов.
О: Грустно, потому что в сердце стало грустнее.
У: Замечательно. Еще какие намёки в тексте на настроение вы нашли?
О: «Скоро осень проснется и заплачет» от этого тоже грустно становится.
У: А почему в «Сердце стало грустнее» и найди подтверждение своим словам в тексте.
О: «Скоро осень проснется», а осенью холодно и грязно и от этого грустно.
У: О ком можно сказать «Проснётся и заплачет"?
О: О осени, потому что осень грустное время года, поэтому такая грусть приходит.
У:Ребята, а сейчас я предлагаю вам попробовать почитать данное стихотворение, но перед этим надо определиться с какой же интонацией мы будем читать это стихотворение? Радостно? Грустно или тревожно? И почему?
О: Грустно, потому что это стихотворение грустное само по себе , оно говорится о грустной холодной осени.
(Обучающийся читает стихотворение)
У: Замечательно! Какое настроение у тебя возникло во время прочтение стихотворение ?
О: Печально и грустно.
- Словарная работа.
У: Откройте пожалуйста тетради и запишите.
Благовонье - запах, аромат.
У: Ну хорошо.Я предлагаю вам чуть-чуть отдохнуть. Встаньте пожалуйста возле своих мест.
V. Физкультминутка.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Осень наступила».
1)Рассказ о писателе
У: Продолжим говорить о следующем нашем писателе.
Слайд 1: Алексей Николаевич Плещеев- русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик. Родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Отец поэта умер рано, когда Плещееву было всего 7 лет.
Слайд 2: В 1870–1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков.
Слайд 3: Мелодичность Плещеевской и переводной его поэзии привлекла внимание многих композиторов : П. И.Чайковского, М. П.Мусоргского, С.В.Рахманинов и др… Бболее 100 его стихотворений положены на музыку.
2)Чтение учителем .
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
У:Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.
О:Грусть и печаль, потому что осень пришла. А с ней холод и грусть.
У: Какие картины у вас появлялись во время того,как я читала данное стихотворение?
О:Грозное небо, голые кусты, серость, покинули птицы.
3) Словарная работа.
У:Откройте пожалуйста тетради и запишите в тетрадь.
Озимь - зерновые, которые высаживаются на полях в зиму (осенью).
4)Повторное чтение стихотворения
У: Как вы считаете в каком темпе надо читать данное стихотворение?
О: В медленном, грустном и читать надо неторопливо.
У: А сейчас я предлагаю прочитать вам данное стихотворение, но надо учитывать темп и выразительность.
О:(читает)
У:Замечательно!
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У:Как вы оцените свою работу?
О:Хорошо
У:Объясните почему?
О:Мы узнали много о писателях, а также узнали новые слова и читали стихотворения.
У:Что понравилось на уроке?
О: Читать стихотворения
У:Достигли мы цели?
О:Да. Мы выполнили то, что хотели.
VIII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
У: Откройте пожалуйста дневники и записываем домашнее задание. На странице 70 , выразительно чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"
Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....
урок литературы 4 класс
урок литературы по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова по теме "Л.Н.Толстой". 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-40665-1511031860.jpg)
Презентация к конспекту урока литературы в 4 классе "Поклонник вечной красоты"
Смотреть в конспект урока....
урок литературы 4 класс
закреплять знания о произведениях Пушкина...
Урок литературы, 2 класс. Л. Воронкова "Что сказала бы мама?"
Урок построен по технологии РКМЧП....
Урок литературы.2 класс Л.Воронкова "Что сказала бы мама?" (технология РКМЧП)
Урок построен на основе технологии РКМЧП....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/05/picture-397329-1394040879.jpg)
Конспект урока литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок».
Конспект урока Литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения Школы 2 вида....