Рабочая программа по русскому языку для 4 класса ("Школа России")
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Миронова Марина Николаевна

Данная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы по курсу "Русский язык" / автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева.– М.: Просвещение, 2017 г. ("Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_4_kl.docx83.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы по курсу "Русский язык" / автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева.– М.: Просвещение, 2017 г. ("Школа России"), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС, ООП НОО и учебным планом МОАУ "Моготская СОШ" на 2021-2022 учебный год, утвержденный приказом директора школы № 72-п от 15.07.2021 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО КУРСУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" /4 класс/

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца "хорошего ученика";
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятель- ности, чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ста- вить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот- ветствии с поставленной задачей и условиями её реализации; опреде- лять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Выпускник научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для реше- ния учебных, практических и лингвистических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами;
  • извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Выпускник научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в об- щении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжела- тельное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы "хорошей" речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  •   осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни чело- века и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этике- та (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для реше- ния коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познава- тельных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографически- ми и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков пре- пинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

  • ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

 Развитие речи (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса)

Выпускник научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  •   использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

  • Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфо- эпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
  • Лексика (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса)

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

  • Состав слова (морфемика)

              Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (не однокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложен- ным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать зна- ние графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
  • Морфология

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единствен- ном числе); иметь представление о склонении личных местоимений;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
  • Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;  отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
  • Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;
  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек

— замочка);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные падежные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при       проверке написания слов с непроверяемыми орфо- граммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправ- лять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • применять правила правописания:
  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах -ек, -ик;
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  •  объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
  • объяснять правописание личных окончаний глагола;
  • объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
  • при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

        Повторение. Наша речь и наш язык.  Диалогическая и монологическая речь. "Волшебные" слова русской речи. Нормы речевого этикета. Текст. Признаки текста. План текста. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения. Знаки препинания в предложениях с обращением. Связи между словами в предложении. Основа предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Предложение. Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но). Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Запятая между однородными членами, соединенными союзами и без союзов. Различение простых и сложных предложений. Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях. Обобщение знаний о предложении.

        Слово в языке и речи. Слово и его лексическое значение. Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Углубление представлений о синонимах, антонимах, омонимах. Углубление представлений об устаревших, новых и заимствованных словах, фразеологизмах. Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Правописание слов с безударным гласным, с парным по глухости- звонкости согласным, с непроизносимым согласным в корне слова. Правописание двойных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. Грамматические признаки частей речи. Наречие (общее представление). Значение и употребление в речи. Обобщение знаний о частях речи.

        Имя существительное. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных. Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей имен существительных. Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных. Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе). Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. 2 -е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. 3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. Именительный и винительный падежи имен существительных. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. Именительный падеж имен существительных множественного числа. Родительный падеж имен существительных множественного числа. Винительный падеж одушевленных имен существительных. Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. Подготовка к выполнению проекта "Говорите правильно".

        Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных. Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). Начальная форма имён прилагательных. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном  падежах. Склонение имен прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи имен существительных множественного числа. Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. Склонение имен прилагательных в единственном и  множественном числе. Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.

        Местоимение. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах. Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор местоимения.

        Глагол. Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Лица и числа глаголов. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. 2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. Спряжение глаголов в настоящем времени. Личные окончания  глаголов  І  и  ІІ спряжения. Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. Подготовка к выполнению проекта "Пословицы и поговорки". Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

        Итоговое повторение. Текст. Предложение. Словосочетание. Состав слова. Части речи. Изученные правила правописания. Игра "Знатоки русского языка".

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

общее

к/д

р/р

ВПР

проект.

деят-ть

1

Повторение.

8

2

Предложение.

9

1

3

Слово в языке и речи.

16

1

4

Имя существительное.

35

1

2

1

5

Имя прилагательное

23

1

1

6

Местоимение.

10

1

7

Глагол.

29

1

1

1

8

Итоговое повторение.

ИТОГО:

136

5

4

1

2

БАНК ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР    

№ п/п

Вид работы

Дата проведения

1

Контрольный диктант – 1 по теме "Предложение".

28.09

2

Контрольный диктант-2  по теме "Части речи".

26.10

3

Р/р Сочинение-описание по репродукции картины А. А. Пластова "Первый снег".

17.11

4

Р/р Обучающее подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

22.12

5

Контрольный диктант-3  по теме "Имя существительное".

12.01

6

Р/р  Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

01.02

7

Контрольный диктант-4  по теме "Имя прилагательное".

22.02

8

Всероссийская проверочная работа.

17.03

9

Р/р  Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

28.04

10

Контрольный диктант-5  по теме "Глагол".

18.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Дата

план

факт.

ПОВТОРЕНИЕ (8 часов)

1

Наша речь и наш язык.  Диалогическая и монологическая речь. "Волшебные" слова русской речи. Нормы речевого этикета.

I четверть – 34  часа

01.09

2

Текст. Признаки текста. План текста. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

02.09

3

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

06.09

4

Виды предложений по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

07.09

5

Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения. Знаки препинания в предложениях с обращением.

08.09

6

Связи между словами в предложении. Основа предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

09.09

7

Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённые.

13.09

8

Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

14.09

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 часов)

9

Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но).

15.09

10

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

16.09

11

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

20.09

12

Запятая между однородными членами, соединенными союзами и без союзов.

21.09

13

Различение простых и сложных предложений. 

22.09

14

Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях.

23.09

15

Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях.

27.09

16

Контрольный диктант – 1 по теме "Предложение".

28.09

17

Обобщение знаний о предложении. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

29.09

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (16 часов)

18

Слово и его лексическое значение. Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов.

30.09

19

Углубление представлений о синонимах, антонимах, омонимах.

04.10

20

Углубление представлений об устаревших, новых и заимствованных словах, фразеологизмах.

05.10

21

Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок.

06.10

22

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

07.10

23

Правописание слов с безударным гласным, с парным по глухости- звонкости согласным, с непроизносимым согласным в корне слова.

11.10

24

Правописание слов с безударным гласным, с парным по глухости- звонкости согласным, с непроизносимым согласным в корне слова.

12.10

25

Правописание двойных согласных в словах.

13.10

26

Правописание приставок и суффиксов.

14.10

27

Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.

18.10

28

Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.

19.10

29

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

20.10

30

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. Грамматические признаки частей речи.

21.10

31

Наречие (общее представление). Значение и употребление в речи.

25.10

32

Контрольный диктант-2  по теме "Части речи".

26.10

33

Обобщение знаний о частях речи. Анализ результатов контрольного диктанта. Работа над ошибками.

27.10

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (35 часов)

34

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.

28.10

35

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных.

II четверть – 30 часов

08.11

36

Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей имен существительных.

09.11

37

Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных.

10.11

38

Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе).

11.11

39

Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных.

15.11

40

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

16.11

41

Р/р Сочинение-описание по репродукции картины А. А. Пластова "Первый снег".

17.11

42

2 -е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Анализ текстов сочинения. Работа над ошибками.

18.11

43

3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

22.11

44

Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений.

23.11

45

Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

24.11

46

Именительный и винительный падежи имен существительных.

25.11

47

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

29.11

48

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

30.11

49

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

01.12

50

Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах. Анализ текстов изложения. Работа над ошибками.

02.12

51

Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах.

06.12

52

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

07.12

53

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

08.12

54

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

09.12

55

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

13.12

56

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

14.12

57

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

15.12

58

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. 

16.12

59

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

20.12

60

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

21.12

61

Р/р Обучающее подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

22.12

62

Винительный падеж одушевленных имен существительных. Анализ текстов изложения. Работа над ошибками.

23.12

63

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа.

27.12

64

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

28.12

65

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

III четверть – 42 часа

10.01

66

Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного.

11.01

67

Контрольный диктант-3  по теме "Имя существительное".

12.01

68

Обобщение знаний об имени существительном. Подготовка к выполнению проекта "Говорите правильно". Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

13.01

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (23 часа)

69

Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных.

17.01

70

Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). Начальная форма имён прилагательных.

18.01

71

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

19.01

72

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

20.01

73

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

24.01

74

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

25.01

75

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

26.01

76

Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

27.01

77

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном  падежах.

31.01

78

Р/р  Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

01.02

79

Склонение имен прилагательных женского рода. Анализ текстов изложения. Работа над ошибками.

02.02

80

Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода.

03.02

81

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

07.02

82

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

08.02

83

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

09.02

84

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

10.02

85

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

14.02

86

Родительный и предложный падежи имен существительных множественного числа.

15.02

87

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.

16.02

88

Склонение имен прилагательных в единственном и  множественном числе.

17.02

89

Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.

21.02

90

Контрольный диктант-4  по теме "Имя прилагательное".

22.02

91

Склонение имен прилагательных в единственном и  множественном числе. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

24.02

МЕСТОИМЕНИЕ (10 часов)

92

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

28.02

93

Личные местоимения единственного и множественного числа.

01.03

94

Склонение личных местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа.

02.03

95

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

03.03

96

Склонение личных местоимений 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

09.03

97

Окончания личных местоимений в косвенных формах.

10.03

98

Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.

14.03

99

Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.

15.03

100

Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор местоимения.

16.03

101

Всероссийская проверочная работа.

17.03

ГЛАГОЛ (30 часов)

102

Значение глаголов в языке и речи.

21.03

103

Время глаголов. Изменение глаголов по временам.

22.03

104

Неопределенная форма глагола.

23.03

105

Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам.

24.03

106

Лица и числа глаголов.

IV четверть – 30 часов

04.04

107

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

05.04

108

2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

06.04

109

Спряжение глаголов в настоящем времени. Личные окончания  глаголов  І  и  ІІ спряжения.

07.04

110

Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания  глаголов  І  и  ІІ спряжения.

11.04

111

Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Личные окончания  глаголов  І  и  ІІ спряжения.

12.04

112

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

13.04

113

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

14.04

114

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

18.04

115

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

19.04

116

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

20.04

117

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

21.04

118

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

25.04

119

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

26.04

120

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

27.04

121

Р/р  Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

28.04

122

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Анализ текстов изложения. Работа над ошибками.

04.05

123

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

05.05

124

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

06.05

125

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

10.05

126

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

11.05

127

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

12.05

128

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

16.05

129

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

17.05

130

Контрольный диктант-5  по теме "Глагол".

18.05

131

Обобщение знаний о глаголе. Подготовка к выполнению проекта "Пословицы и поговорки". Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

19.05

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)

132

Итоговое повторение. Текст. Предложение. Словосочетание.

23.05

133

Итоговое повторение. Состав слова.

24.05

134

Итоговое повторение. Части речи.

25.05

135

Итоговое повторение изученных правил правописания.

26.05

136

Урок-игра "Затоки русского языка"

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России...

Рабочая программа по русскому языку - 1 класс ("Школа России")

РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 класс (50 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Канакина В.П, Горецкий В.Г., Бойкина М.В,. Дементьева М.Н.  Стефаненко Н.А.  Русский язык.// Рабочие прогр...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России

Учителям входящим в новые стандарты в этом году предстоит написать рабочих программы с УУД.  Моя программа, возможно, поможет вам....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по Русскому языку 1 класс "Школа России"

Рабочая программа по Русскому языку 1 класс "Школа России"  4 часа в неделю...

рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России

рабочая программа по русскому языку 3 класс 2012-13 учебный год Школа России...