Технологическая карта урока по теме "Глагол"с применением технологии СДО
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Низамутдинова Светлана Николаевна

Технологическая карта урока по теме "Глагол"с применением технологии СДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   Низамутдинова Светлана Николаевна,

                                                                                                                                учитель начальных классов  

МБОУ «Рощинская СОШ №17»  

                                                                                                                                             Курагинского района

                                                                                                                                                        Красноярского края      

Предмет: русский язык

Класс:

Тема: Глагол.

Учебник: В.П. Канакина Русский язык 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /

Оборудование: проектор, компьютер, комплект карточек №1–6, раздаточный материал (карточки с заданиями), памятки.

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1.:

1.2.Применение опорных понятий: глагол, сказуемое . настоящее время, прошедшее время, будущее время неопределенная форма глагола.        

1.3. Формирование универсальных учебных действий:

  • познавательные УУД:
  • анализ объектов с целью выделения   признаков глагола;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации;
  • рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результатов деятельности;
  • коммуникативные УУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • регулятивные УУД :
  • контроль  в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

1.4. Формирование предметных умений:

  • отличать часть речи «Глагол»  от других частей речи;
  • определять время глагола;
  • находить и изменять глаголы в неопределенной форме,
  •  находить грамматическую основу предложения .

II. Воспитательные цели:

2.1. Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное – единичное; качество – количество; причина – следствие.

2.2. Формирование личностных УУД:

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • нравственно этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Заявка на оценку:

 «5» - 22 балла и выше

«4» - 17-21 баллов

«3» - 13-16 баллов

  • Умозаключение – 1 балл
  • Возражение - 1 балл
  • Дисциплина – 1 балл
  • Посадка – 1 балл

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Орг.момент

 

Проверка готовности уч-ся к уроку.

– Здравствуйте, ребята.                                                                                Приветствие.                                                                                                          Встали ровно ,подтянулись и  друг другу улыбнулись.                                                 На уроке будь старательным, будь спокойным и...(внимательным)                                                                                                Всё пиши, не отставая, слушай не ...(перебивая)                             Говорите чётко, внятно, чтобы было всё ... (понятно)                                Если хочешь отвечать, надо руку...(поднимать)                                                            - Вот с таким настроением мы и начнем наш урок русского языка.         -  Сегодня на уроке мы будем  рассуждать, высказывать своё мнение, делать выводы.

15 сек.

     

Настраиваются на работу и её положительный результат.

Слайд №1

- За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов.

- Баллы будете проставлять в тетради на полях.                                -Желаю всем удачи!

30 сек.

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на слайде)

        

III.

Работа по теме урока

3.1.

Выявление структуры понятия «Глагол.»

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

- Как вы думаете, какая тема  урока?

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока и  вопрос-понятие к теме урока. (карточка №1).

- Какой еще можно задать вопрос?

- Кто ответит на вопрос?

- Давайте проверим, правильно ли вы рассказали правило.

 

-  Вспомните структуру содержания понятия.  

Понятие = родовой признак + видовые признаки.

- Назовите в определении  глагола родовой признак.

- Назовите видовые признаки глагола.

На экране (цвет признаков меняется по мере называния их учащимися):

Глагол — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы  что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначает действие предмета

5 мин                 1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

- Сегодня мы будем изучать часть речи глагол.

- Что называется глаголом?

- Что такое глагол?

- Что является глаголом?

и т.д.

- Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? Что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета.

- В содержании понятия обязательно указываются родовой  и видовые признаки.

-Родовой признак глагола – самостоятельная часть речи.

- Видовые признаки глагола  –  отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначают действие предмета.

3.2

Слайд №7

Слайд №8-9

Слайд №10

Повторение о глаголе

Задание:1 Найди верное высказывание.

1. Глаголы с предлогами пишутся слитно.

2.неопределенная форма глагола изменяется по временам.

3. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.

4. Не с глаголами  пишется слитно.

5.У глаголов неопределенной формы нельзя определить время и падеж.

Задание 2. Найди и подчеркни «лишнее» слово. Ответьте на вопрос в форме умозаключения.

  1. Плясал, петь, думал, знал.
  2. Заплакал, кружил, сохраняет, зацвел.
  3. Выйду, напишу, смотрит, зазеленеет.
  4. Привязать, откопать, прикрепить, входил.

 -Сформулируйте такой вопрос-суждение (К №2 ), ответы на который будет обоснованием правильности выполнения задания.

-Ответить на вопрос в форме умозаключения.

3. Составь предложения. Выбери из скобок нужный по смыслу глагол, употреби его в 1 и во 2-м предложении в настоящем времени, в 3-м – в прошедшем времени,  в 4-м-  в будущем времени. Спиши, вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.

1.Быстро (наступать, приходить) веч…р в глухом лесу.

2.После выступления клоуна дети громко (хлопать, бить в ладоши).

3.Сыр выпал. Лиса (схватить, взять) сыр и быстро (убежать, ускакать).

4.Сне…(сверкать, блестеть )радужными искрами.

)Индивидуальный труд.

2)Простая кооперация: обсудите в группах результаты индивидуального труда, и подготовьте выступление:

- Закончив обсуждение, выступающие могут выходить к доске и записывать предложения.

3) Сложная кооперация:

- С помощью карточки № 3 сформулируйте сравнения, опираясь на материал данного задания.

Можно формулировать вопрос как на общие признаки, так и на различные.

5 мин

1 балл (за скорость

2 балла

3 балла

5 баллов

2 балла

3 балла

Петь, сохраняет, смотрит, входил.

-Как доказать, что слова плясал,думал, знал объединены общим признаком?

-Как доказать, что слово петь лишнее?

Умозаключение: Поскольку слова прошедшего времени отвечают на вопросы  что делал? Что делала ?  что делали? и относятся к глаголам прошедшего времени, а глагол  петь отвечает на вопрос что сделать? Следовательно глагол петь относится к неопределенной форме глагола.

-Чем объяснить, что слово сохраняет лишнее?

-Умозаключение: Поскольку все остальные глаголы

отвечают на вопросы  что делал? что сделал ?  - относятся к глаголам прошедшего времени, а глагол сохраняет  отвечает на вопрос что делает?, то это глагол настоящего времени.

-Каким образом можно найти лишнее слово?

-Надо определить время глаголов.

-Глагол смотрит отвечает на вопрос что делает? И относится к настоящему времени, а остальные глаголы отвечают на вопросы  что сделаю? что сделает?  И относятся к глаголам будущего времени

-Следовательно глагол смотрит лишнее слово.

-Почему слово входил лишнее?

-Как доказать, что слово входил лишнее?

-Поскольку все остальные глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и относятся к глаголам неопределенной формы, а глагол входил отвечает на вопрос что делал? , относится к глаголам прошедшего времени.

Следовательно глагол входил лишнее.

       1.Быстро наступает вечер в глухом лесу.

2.После выступления клоуна дети громко (хлопают в  ладоши.

3.Сыр выпал. Лиса схватила сыр и быстро убежала.

4.Снег засверкает радужными искрами.

-Наряду с глаголами  в настоящем времени наступает, хлопают, в задании употреблены глаголы в прошедшем и будущем времени.

-Если глагол наступает  отвечает на вопрос что делает?, он в единственном числе, то глагол  хлопают отвечает на вопрос что делают?, то он во множественном числе.

-Если в слове снег, орфограмма парная согласная  на конце слова, то в слове вечер- безударная гласная в корне слова.

Слайд

№12

 

Слайд

№13

Слайд

№14

Слайд №15-16

Слайд

№17

Слайд №18

№19

Слайд №20

      IV

     4.1

Слайд-21

      V

Задания:                                                                                                        1. Показать названные виды глаголов с помощью логической схемы (3 балла).                                                                                                               2.Найти место глаголам из предложений в логической схеме (4 балла).

Самооценка:                                                                                                 1.Верно построена логическая схема – 3 балла; если допущена ошибка в расположении понятий или стрелок – 1 балл.                           2.Верно определено место глаголов в логической схеме – по 1 баллу за каждый (4 балла).

- Сформулируйте вопросы-суждения к логической схеме.

-Воспользуйтесь памяткой №2, чтобы ответить умозаключением.(Приложение 1).

Подведение итогов урока..                      

  - Вернемся к теме урока.

-Что называется глаголом?

- Каковы свойства глаголов?

Оценка за урок.

Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку.

Домашнее задание.                                                                                    Составьте по теме «Глагол» вопросы-понятия, вопросы-суждения и ответить умозаключением.

1балл

1 балл

5мин

1 балл

 

10 баллов

7 баллов

2 балла

   

3 балла

1 балл

1 балл

- В предложениях отсутствует часть речи глагол.

- В речи глагол служит для обозначения действия предметов.

- В предложении глагол является сказуемым.

- Глагол, который отвечает на вопрос  что делает? является глаголом настоящего времени. Глагол «живет» отвечает на вопрос что делает? Следовательно, глагол «живет» является  глаголом настоящего времени.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета.

-Свойства глаголов: отвечают на вопросы, обозначают  действие  предмета, в предложении являются сказуемым, изменяются по временам.

Подсчет баллов.

Приложение 1 

Памятка №1.

Умозаключение:

Все слова, которые обозначают ___________ и отвечают на вопрос ______________?  Являются ____________.

Слово «____________»  обозначает __________________ и отвечает на вопрос _________________?

Следовательно, слово «______________» является ________________.

Памятка №2.

Умозаключение:

Глагол, который отвечает на вопрос ___________________?

является глаголом _______________времени.

Глагол «________________» отвечает на вопрос __________________? Следовательно, глагол «________________» является глаголом ____________ времени.

Приложение 2

Задание  :

1.Прочитайте предложения.

2.Вставить в предложениях подходящие по смыслу глаголы.

3.Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать, какими частями речи они выражены.

                                                                                                             

Хитрая лиса живет в лесу. Вчера она … на зайцев. А завтра плутовка … к реке и … уток.

Приложение 3

      Домашнее задание

Тема «Глагол».

Задание:

1.Озаглавить текст.

2.Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы, указать время.

Поб_лели п_ля и пригорки. Тонким льдом п_крылась река, уснула, как в ска_ке. Ходит з_ма по г_рам, по д_линам, п_глядывает по ст_р_нам. Зайцу белую шубку п_д_рила, теперь его никто не заметит. А л_се-ярко-рыж__ тепл_ плат_е оставила. Пов_дет л_са в стор_ну пуш_стым хв_стом-будто искры рассыплет по снегу.

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Глагол" Тема урока: Сформулируйте вопрос-понятие к теме урока.

Слайд 2

«5» - 19 баллов и больше. «4» - 16 -18 баллов. «3» - 12 – 15 баллов. Учитель: Низамутдинова С.Н. Рощинская СОШ № 17

Слайд 3

Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета. Проверь себя:

Слайд 4

Понятие = родовой признак + видовые признаки.

Слайд 5

отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначает действие предмета. Глагол — самостоятельная часть речи, которая

Слайд 6

1. Глаголы с предлогами пишутся слитно. 2.Глаголы изменяются по падежам. 3. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. 4. Не с глаголами пишется слитно. 5.У глаголов неопределенной формы нельзя определить время и падеж.

Слайд 7

1. Глаголы с предлогами пишутся слитно. - 2.Глаголы изменяются по падежам. - 3. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. + 4. Не с глаголами пишется слитно. - 5.У глаголов неопределенной формы нельзя определить время и падеж. +

Слайд 8

Плясал, петь, думал, знал. Заплакал, кружил, сохраняет, зацвел. Выйду, напишу, смотрит, зазеленеет. Привязать, откопать, прикрепить, входил.

Слайд 9

Петь, сохраняет, смотрит, входил -Сформулируйте такой вопрос-суждение (К №2 ), ответы на который будет обоснованием правильности выполнения задания. -Ответить на вопрос в форме умозаключения.

Слайд 10

Вопрос-суждение: Как доказать, что слова плясал,думал, знал объединены общим признаком? -Как доказать, что слово петь лишнее? Ответ-умозаключение: Поскольку слова плясал,думал, знал прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что делала ? что делали? и относятся к глаголам прошедшего времени, а глагол петь отвечает на вопрос что сделать? Следовательно глагол петь относится к неопределенной форме глагола.

Слайд 11

Вопрос-суждение: Чем объяснить, что слово сохраняет лишнее? Ответ-умозаключение: Поскольку все остальные глаголы отвечают на вопросы что делал? что сделал ? - относятся к глаголам прошедшего времени, а глагол сохраняет отвечает на вопрос что делает?, то это глагол настоящего времени.

Слайд 12

Вопрос-суждение: Каким образом можно найти лишнее слово? Надо определить время глаголов. Ответ-умозаключение: Глагол смотрит отвечает на вопрос что делает? И относится к настоящему времени, а остальные глаголы отвечают на вопросы что сделаю? что сделает? И относятся к глаголам будущего времени. Следовательно глагол смотрит лишнее слово.

Слайд 13

Вопрос-суждение: Почему слово входил лишнее? Как доказать, что слово входил лишнее? Ответ-умозаключение: Поскольку все остальные глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и относятся к глаголам неопределенной формы, а глагол входил отвечает на вопрос что делал? , относится к глаголам прошедшего времени. Следовательно глагол входил лишнее.

Слайд 15

1)Индивидуальный труд. 2)Простая кооперация: обсудите в группах результаты индивидуального труда, и подготовьте выступление: - Закончив обсуждение, выступающие могут выходить к доске и записывать предложения. 3) Сложная кооперация:

Слайд 16

1.Быстро наступает вечер в глухом лесу. 2.После выступления клоуна дети громко хлопают в ладоши. 3.Сыр выпал. Лиса схватила сыр и быстро убежала. 4.Снег засверкает радужными искрами.

Слайд 17

С помощью карточки № 3 сформулируйте сравнения, опираясь на материал данного задания. Можно формулировать вопрос как на общие признаки, так и на различные.

Слайд 18

Наряду с глаголами в настоящем времени наступает, хлопают, в задании употреблены глаголы в прошедшем и будущем времени. Если глагол наступает отвечает на вопрос что делает?, он в единственном числе, то глагол хлопают отвечает на вопрос что делают?, то он во множественном числе. Если в слове снег, орфограмма парная согласная на конце слова, то в слове вечер- безударная гласная в корне слова.

Слайд 19

Задания: Показать названные виды глаголов с помощью логической схемы. Найти место глаголам из предложений в логической схеме.

Слайд 20

схватила убежала наступает хлопают засверкает Глагол Гл. п.в. Гл. н.в. Гл. б.в.

Слайд 21

схватила убежала Наступает хлопают засверкает Глагол Гл. п.в. Гл. н.в. Гл. б.в. - Сформулировать вопросы-суждения к логической схеме.

Слайд 22

Как доказать, что слово «наступает» является глаголом? Чем объяснить, что глагол «хлопают» относится к глаголам настоящего времени? - Каким образом глагол «убежала» отличается от глагола «засверкает»?

Слайд 23

- Как доказать, что слово «наступает» является глаголом? Ответ-умозаключение: Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? , являются глаголами. Слово «наступает» обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? Следовательно, слово «наступает» является глаголом.

Слайд 24

Самооценка: Верно построена логическая схема – 2 балла; если допущена ошибка в расположении понятий или стрелок – 1 балл. Верно определено место глаголов в логической схеме – по 1 баллу за каждый (3 балла).

Слайд 25

Задание: подвести понятия, которыми оперировали на уроке, под философские категории.

Слайд 26

Общее Особенное Единичное Глагол Глагол будущего времени засверкает Глагол прошедшего времени схватила Причина Следствие Глагол схватила обозначает действие, которое происходило до момента речи Глагол схватила прошедшего времени

Слайд 27

«5» - 19 баллов и больше. «4» - 16 -18 баллов. «3» - 12 - 15 баллов.

Слайд 28

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"

Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...

Технологическая карта. Урок-закрепление. 4 класс. Christmas. Технология развивающего обучения

Технологическая карта урока с использованием технологии развивающего обучения....

Технологическая карта урока обучения грамоте с применением цифровых ресурсов

Закрепление и обобщение знаний. - Создание позитивного, праздничного настроя у учащихся- Повторение сведений об изученных звуках и буквах;- Систематизирование знаний по теме «Слово», ...

Технологическая карта урока по математике с применением технологии обучение в сотрудничестве.

Считаю, что групповая работа в начальной школе является эффективным способом обучения детей общению со сверстниками. Классный коллектив является моделью будущего взрослого общества,...

Технологическая карта урока математике по теме "Применение сочетательного и переместительного свойства сложения" 2 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление знаний о сочетательном и переместительном свойстве сложения, проверка и систематизация знания по теме &laqu...

Технологическая карта урока по математике «Практическое применение письменного приёма умножения в «столбик» (Школа России» 3 класс)

Цель урока: создание  условий для формирования умения использования приема письменного умножения трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд в «столбик»; способст...

Технологическая карта урока русского языка с применением сингапурских технологий

Тема урока: Понятие об обращении и способах его оформления на письмеМесто данного урока в системе уроков: тематический раздел «Синтаксис», первый урок по изучаемой теме.Тип урока: урок изу...