Технологическая карта урока русского языка с применением сингапурских технологий
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бородулина Ольга Леонидовна

Тема урока: Понятие об обращении и способах его оформления на письме

Место данного урока в системе уроков: тематический раздел «Синтаксис», первый урок по изучаемой теме.

Тип урока: урок изучения нового материала (с использованием Сингапурских практик)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_nominatsiya_1_borodulinaol_maou_litsey_35.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Номинация I, Бородулина О.Л., МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска»

Предмет: русский язык

Класс: 2 УМК: перспективная начальная школа

Время проведения: 40 минут

Тема урока: Понятие об обращении и способах его оформления на письме

Место данного урока в системе уроков: тематический раздел «Синтаксис», первый урок по изучаемой теме.

Тип урока: урок изучения нового материала (с использованием Сингапурских практик)

Цель урока: создание условий для поиска новых знаний и способов действий учащихся по теме «Что такое обращение», понимание способов выделения обращения на письме и в устной речи.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: понимать значимость применения правил обращения в практике повседневной жизни, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, избирательность в использовании Интернет-ресурсов с пользой для учёбы, проявлять уважение к окружающим.
  2. Метапредметные:
  • регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- уметь определять и формулировать цель урока, выстраивать последовательность значимых задач;

- планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проводить самооценку и взаимооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • познавательные:

- уметь строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

- находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной формах;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- воспринимать речь «партнёров» учебной команды.

  1. Предметные: понимать терминологию «обращение», «интонация»; уметь выделять обращение в устной и письменной речи; овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; закрепить знания о синтаксическом разборе предложения.

Методы и приёмы: «Отсроченная догадка», «Clock Buddies» («КЛОК БАДДИС»), «AR Guide» («ЭР АЙ ГАЙД»), «ХАЙ-ФАЙВ» (см. Приложение 1).

Используемые технологии: ИКТ, элементы сингапурских практик, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие.

Опорные понятия, термины: слово, словосочетание, члены предложения, знаки препинания.

Новые понятия: обращение, интонация.

Дидактический материал: учебник русского языка (автор Н.А. Чуракова, 3 ч.), карточки с утверждениями «до» и «после»,

Оборудование: индивидуальные планшеты (прочие гаджеты), АРМ учителя, таблицы «Manage Мat» («МЭНЭДЖ МЭТ») (см. Приложение 2), заготовки часов, стикеры.

Способ промежуточного контроля: выполнение интерактивных заданий на учебной платформе «Яндекс.Учебник» (см. Приложение 3).

Этапы урока

(время, мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

УУД, личностные результаты

I. Орг. этап

(3 мин)

1. Приём «Отсроченная догадка».

На экране фрагмент детской Интернет-переписки с ошибками

(нет информации, к кому обращаются, а если написано имя, то не выделено запятыми, наличие грубых слов).

1. Выдвигают версии, зачем представлен скриншот экрана; анализируют текст, находя в нём ошибки.

Формулируют тему и образовательные цели.

Повтор

изученных тем (версии)

Личностные:

понимание значимости и применение правил общения в практике повседневной жизни, уважение к окружающим.

Метапредметные:

познавательные:

- уметь строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

- находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме

- уметь слушать

2. Приём «ХАЙ-ФАЙВ»

2. Демонстрируют внимание и готовность продолжить работу.

3. Таблицы «МЭНЭДЖ МЭТ».

- Работаем в командах.

#1054;казывают психологическую поддержку «партнёрам по лицу»: «(Имя), как я рад, что именно ты сегодня рядом со мной!»

#1055;остановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

(5 мин)

1. На экране рабочий стол компьютера. Задание: навести порядок, собрать документы в одну «нужную» папку.

Подписи к документам:

«основа предложения», «словосочетание», «главные слова», «неглавные слова», «подлежащее», «сказуемое», «обращение».

Даны 2 папки: «части слов», «части предложений».

- Какую общую тему имеют слова – подписи к документам?

- С определением какого слова возникло затруднение?

- Что будем делать на уроке? (повторим, из чего состоит предложение и узнаем, что такое обращение)

#1054;бсуждают в командах. Аргументируют, моделируют алгоритм обсуждения и выступления.

Отвечают дети под номером 1.

Повтор знаний о синтаксическом разборе предложения

Метапредметные:

регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель урока, выстраивать последовательность значимых задач;

познавательные:

- уметь строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

- находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь.

2. Найти на рабочем столе компьютера (на экране) дату, оформить классную работу в тетради.

2. Демонстрируют самостоятельность при оформлении классной работы в тетради.

Умение оформлять письменную работу, соблюдать орфографический режим

3. «Клок Баддис». Общение с «партнёрами» другой команды (по личному выбору). Назначение встречи на 15 часов.

3. Определяют партнёра для решения учебных задач.

III. Актуализация знаний

(3 мин)

#1050;арточки «до» и «после» с правильными и неверными утверждениями:

-Предложение может содержать главные и неглавные слова.

-Главные слова – это подлежащее и сказуемое.

-Предложение может содержать обращение.

-Обращение – это слово (сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью.

-Обращение может быть подлежащим.

-На письме обращение выделяется запятыми.

-Обращение подчёркивается одной чертой.

Задание: в левом столбце поставить знак «+», если считаешь утверждение верным и знак «-», если считаешь неверным.

1. Анализируют утверждения, выдвигают первоначальные предположения, основываясь на личном имеющемся опыте и знаниях.

2. Отвечают на вопросы учителя:

- В каких ответах вы уверены?

- Какими источниками информации можно воспользоваться в целях поиска правильного ответа?

Организуют поисковую деятельность

с использованием учебника (понятие «обращение»

записывают в тетрадь).

Закрепление знаний о синтаксическом разборе предложения.

Метапредметные:

регулятивные:

-уметь планировать действия в соответствии с организованными условиями;

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

познавательные:

-находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт;

IV. Первичное усвоение новых знаний

(8 мин)

#1055;росмотр обучающего видеоролика по теме «Обращение».

-Что мы узнали про обращение?

-Как оформляется в устной речи? В письменной?

-Как обращение выделяется

в предложении?

1. После получения информации выражают своё мнение. Ставят «+» и «-» в столбике справа.

Анализируют, изменилось ли первоначальное мнение от последующего? Почему? Какой факт заставил изменить мнение? Отвечают дети под номером 2.

Понимать терминологию «обращение», «интонация»; уметь выделять обращение в устной и письменной речи

Личностные: избирательность в использовании Интернет-ресурсов с пользой для учёбы.

Метапредметные:

регулятивные:

- уметь выстраивать последовательность значимых задач;

- планировать действия в соответствии с организованными условиями;

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

познавательные:

- уметь анализировать, формулировать выводы;

коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в письменной форме;

- слушать и понимать речь «партнёров» учебной команды.

2. Письмо предложений под диктовку, синтаксический разбор с комментированием:

Мама, я читаю книгу.

Я, мама, читаю книгу.

Я читаю книгу, мама.

2. Выполняют синтаксический разбор

с комментированием.

Право ответа у учащихся под номером 3.

Знания о синтаксическом разборе предложения с применением вновь полученных.

V. Первичная проверка понимания

(3 мин)

1. «КЛОК БАДДИС».

-Взяв письменную работу, идёте на встречу, назначенную на 15 часов.

-Как обращаетесь к собеседнику?

-Почему обращаетесь по имени?

-С какой интонацией обращаетесь?

-Кто начинает разговор первым?

-Правильно ли начинать диалог одновременно обоим? Почему?

-Какие слова необходимо произнести в конце встречи? С какой интонацией?

1. Демонстрируют пример того, как будет проходить встреча и выстроен диалог. Активизируются. Встают. Берут тетрадь. Ориентируются в направлении движения по классу. Выстраивают диалог. Оценивают работу партнёра. Хвалят, поддерживают.

Уметь выделять обращение в устной и письменной речи.

Личностные: понимание значимости и применение правил обращения в практике повседневной жизни, уважение к окружающим.

Метапредметные:

регулятивные:

- уметь проводить взаимооценку работы;

коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь «партнёров» учебной команды.

VI. Первичное закрепление

(10 мин)

1. Работа с текстом учебника (Н.А. Чуракова, ч.3, с.54-55)

#1047;арядка для глаз

1. Организуют работу в тетради, записывают одно из предложений по выбору, подписывают обращение.

2. Следуют инструкции учителя, выполняют упражнения для расслабления глазных мышц.

Уметь выделять обращение в письменной речи.

Личностные: избирательность в использовании Интернет-ресурсов с пользой для учёбы.

Метапредметные:

регулятивные:

- уметь выстраивать последовательность значимых задач;

- выполнять действия в соответствии с организованными условиями;

познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Работа с гаджетами.

- Переходим на один из самых полезных сайтов для учёбы «Яндекс.Учебник»

3. Моделируют алгоритм входа на учебную платформу, организуют работу

с планшетом

на сайте «Яндекс. Учебник», выполняют задания по теме «Обращение»

VII. Сообщение д.з. и инструктаж

(3 мин)

1. Рассмотрение скриншота экрана, что был представлен в начале урока.

- Какие увидели ошибки?

-Где в сети вы можете вести переписку?

-Можно ли писать с ошибками даже в закрытом чате? (Показатель безграмотности, глупости, лени, неуважения к собеседнику.)

#1047;адание: записать этот текст без ошибок на сайте класса. Фото прилагается. Ссылка на сайт класса – всегда в дневниках.

1. Моделируют алгоритм входа на сайт класса, определяют место для написания сообщения.

Уметь выделять обращение в письменной речи.

Личностные: понимание значимости и применение правил обращения в практике повседневной жизни, избирательность в использовании Интернет-ресурсов с пользой для учёбы, уважение к окружающим.

Метапредметные:

регулятивные:

- умение планировать действия в соответствии с организованными условиями;

познавательные:

- уметь строить логическую цепь рассуждения;

- находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

VIII. Итог

(2 мин)

#1042;опросы по теме:

- Что такое обращение?

- Каким членом предложения является?

- Как обозначается в устной речи?

- Как обозначается на письме?

1. Воспроизводят полученную на уроке информацию, формулируют ответы на поставленные вопросы. Отвечают дети под номером 4.

Понимать терминологию «обращение», «интонация».

IX. Рефлексия

(3 мин)

#1057;амоанализ работы на уроке. Задание: собрать руки в центре стола, если знания, полученные на уроке ясны и применимы в жизни.

-Чем полезно для жизни?

-В каких ситуациях можно применять?

2. Если кто-то из членов команды не положил руку в центр стола, выясните, в чём его затруднения и помогите разобраться.

#1057;тихотворение Ю. Тувима в учительской обработке:

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Прошу, пишите без ошибок,

Не ударяйте в грязь лицом.

Все равно - в тетради, в чате,

В блоге, в играх, в соц.сетях…

…….

Нужно помнить непременно

Утром, вечером и днём -

Грамотность и уваженье,

Ум, продуманность во всём!

Используйте Интернет грамотно!

Урок окончен.

1. Проводят самоанализ своей учебной деятельности

2. Осуществляют поддержку одноклассников.

#1041;лагодарят друг друга за совместную работу.

Личностные: понимание значимости и применение правил обращения в практике повседневной жизни, избирательность в использовании Интернет-ресурсов с пользой для учёбы, уважение к окружающим.

Метапредметные:

коммуникативные:

- уметь слушать и понимать речь «партнёров» учебной команды.

Приложение 1

Методы и приёмы, используемые на уроке

  1. «Отсроченная догадка» (элемент проблемного обучения). Методический прием, способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока. Применяется для создания проблемной ситуации на уроке. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь. Вместо фактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, серию фотографий, картин, пример из жизни, статистические данные. Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще, необычно.

  1. «Clock Buddies» («КЛОК БАДДИС») (встреча по часам). Элемент сингапурских технологий. Обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
  2. «AR Guide» («ЭР АЙ ГАЙД», «До и после»). Элемент сингапурских технологий. Изучи самостоятельно новую тему, используя раннее приобретенные знания. Что ты знал? Что узнал?
  3. «ХАЙ-ФАЙВ» (сигнал тишины). «Поднимите руку. Сфокусируйтесь на учителе. Остановите работу. Просигналь другим.» Данный прием можно заменить на хлопки: учитель делает два медленных хлопка и следом три быстрых; ученики отвечают двумя хлопками, показывая то что они готовы слушать учителя.

Приложение 2

Таблички «Manage Мat» («МЭНЭДЖ МЭТ»). Для уроков с использованием групповых форм работы, расставляются парты для свободно взаимодействия учащихся лицом к лицу. Такая совместная деятельность стимулирует их заинтересованность и одновременно готовит к нетрадиционным формам обучения. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. На партах раскладываются таблички «Мэнэдж Мэт». Таким образом, у каждого ученика есть “shoulder partner” ("партнер по плечу") и “face partner” ("партнер, который сидит напротив"). Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Manage Mat).

Приложение 3

Обучающая Интернет-платформа «Яндекс.Учебник» имеет ряд преимуществ.

Для учителя:

  • Индивидуальные траектории внутри одного класса. Задания можно назначать всему классу или индивидуально.
  • Экономия времени на проверке заданий и подготовке к урокам. Урок из пятнадцати заданий собирается в среднем за 15 минут. Задания не нужно проверять, сразу виден результат ученика и статистика по классу.
  • Бесплатное дополнение к любому УМК. Задания распределены по темам, и учитель легко ориентируется независимо от того, по какой программе работает.
  • Сертификаты за активное использование сервиса. За учебный год вы можете получить три сертификата.
  • Подробная статистика успеваемости. Нет необходимости проверять тетради вручную. Компьютер автоматически делает это за вас, и вы сразу видите результаты каждого ученика и всего класса в целом.

Для ученика:

  • Мотивация к изучению основных предметов (русского языка и математики)
  • Избирательность в использовании Интернет-ресурсов с целью учёбы
  • Повторение изученного материала в форме игры
  • Самооценка полученных результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока татарского языка с использованием сингапурских структур

Данный урок татарского языка, рассчитанный для первого класса русскоязычной группы, по теме “ Ю.к. у.-в. килеше белән чагыштырып ныгыту.  ”.Учитывая возрастные особенности и с целью повышения мот...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Планета знаний" по сингапурской технологии.

Представляю урок русского языка в 4 классе, где использованы некоторые приемы сингапурской технологии образования....

Технологическая карта урока_русский язык_3класс_антонимы_сингапурские технологии

Технологическая карта урока с применением обучающих структур сингапурской методики.Тема: "Антонимы", русский язык, 3 класс.УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения.

Техгологическая карта урока русского языка 3 класс с использованием структур Сингапуского метода обучения. Тема: Части речи...