ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мак Татьяна Эвальдовна

План конспект урокапо родному русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет. Родной язык (русский)

Класс. 3 Б  Мак Татьяна Эвальдовна

Урок № 4

Тип урока: объяснение нового материала

ТемаСошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюг

Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих зиму, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Развитие устной речи.

Планируемые результаты

Предметные:

уметь определять знакомые и незнакомые слова; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

  • регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
  • коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач; строить рассуждения; устанавливать причинно - следственные связи, работать с текстом.
  • личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово. 
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 
  • Личностные осознание ответственности за произнесенное слово.
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  •  Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог.
  • Познавательные: уметь применять знания о родном языке для решения учебно-практических задач.
  • Регулятивные: уметь планировать учебную деятельность.
  • Коррекция: коррекция диалогической речи
  • Познавательные: уметь строить рассуждения 
  • Коммуникативные: уметь слушать.
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях.
  • Коррекция: развитие мелкой моторики.
  • Здоровьесбережение
  • Физминутка на разные органы чувств
  • Физкультминутка на общее развитие организма детей /конечностей и туловища. 

Необходимое техническое оборудование и наглядность: проектор, презентация,

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

                                              План урока.

Организационный момент.

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы? (да)

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Сегодня на урок возьмём с собой улыбки и хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у вас.

-Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок.

- Мы желаем Вам тепла, много света и добра,

Позитива получить и урок наш оценить.

Актуализация знаний.

2.1. - Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?

- Прошлое и настоящее, каких слов русского языка мы изучали?

- На какие группы мы делили слова?

Декабрь, январь, февраль, иней, снегирь, мороз.

Учитель: -Что это за слова записаны на доске? Почему они собраны в одну группу?

Учащийся: - В этой цепочке словарные слова.

Учитель: - Какой общей темой они объединены?

Учащийся: - Они объединены общей темой «Зима».

Учитель: -Какое слово из этой цепочки можно выделить? По какому признаку?

Учащийся: - Все слова с безударным непроверяемым гласным и только одно слово с парным согласным, требующим проверки. Это слово мороз.

Учитель: - Что это за согласный, требующий проверки?

Учащийся: - Буква З обозначает звук (с), так как стоит в слабой позиции. Это согласный, глухой, парный звук. В данном слове он твердый, потому что стоит в конце слова.

Учитель: - Почему так получается, что звук слышится один, а буква пишется другая?

Учащийся: - Так как в этом слове согласный находится в слабой позиции.

Учитель: - В каких случаях это происходит?

  1. Учащийся: - Это происходит, когда согласный находится в конце слова, в

- «Русский язык: прошлое и настоящее»

- Правда и ложь.

- Друг и враг.

- Слова из прошлого нашего языка, слова из настоящего нашего языка.

- Сегодня продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. О каких словах сегодня пойдет речь на уроке?

- Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее каких слов?

- Тема нашего урока. Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги.

- Постарайтесь объяснить смысл этой пословицы.

- О зимних.

В прямом смысле эта пословица подразумевает, что вьюга всегда сопровождается морозом, они вместе идут как погодные явления.
В метафорическом же смысле так можно сказать о двух людях, у которых одинаковый или похожий характер, что и делает дружбу интересной. О людях с одинаковым темпераментом

Физкульминутка

Изучение нового материала.

3.1 Учитель: Зимой дети любят лепить снежки. Давайте, пальчиками превратим салфетки в снежки и помнем их потом хорошенько.

- А теперь нарисуем снежные узоры у себя в тетрадках.

3.2. Индивидуальная работа у доски Учащемуся предлагается определить, по какому признаку слова собраны в одну группу. Разбить группу этих слов на две другие группы. Доказать правильность выбранного решения.

Задание На доске записаны слова: МОРОЗ, ИЗМОРОЗЬ, ЗАМОРОЗКИ, МОРОЗИЛЬНИК, МОРОЗЕЦ, МОРОЗИТ.

Учитель: - Что ты можешь сказать об этой цепочке слов?

Учащийся: - Все слова в этой цепочке однокоренные. Общий корень мороз.

Учитель: - Разбей цепочку слов на 2 группы. Обоснуй свой выбор.

Учащийся: - В этой цепочке собраны слова, которые являются проверочными, для правописания парного звонкого согласного. А еще есть слова, в которых парный звонкий требует проверки. По этому признаку мы и разделим слова на две группы.

3.3 Восстанови деформированное предложение. Вставь пропущенные орфограммы, докажи свой выбор.

З.ма, сне.ком, зав.лила, ле.ким, горо.. Определи грамматическую основу предложения.

Вставь пропущенные орфограммы. Докажи свой выбор.

Назови словосочетания. (достаточный уровень сложности)

3.4. Зима. Моро..Сне. укрыл тро.ки и доро.ки в лесу. Толстый ле. сковал ручей. Вот сугро.. Там спит медве.ь.

Назови слова с безударным гласным в корне, словарное слово. (достаточный уровень сложности)

3.5 Восстанови причинно-следственные связи. Запиши сначала предложение, которое является причиной какого-то действия, а затем предложение, которое является следствием этой причины

Реки покрылись тонким ле.ком.

Ночью был ле.кий моро..

Ребята надевают шу.ки, ша.ки, варе.ки и бегут играть в сне.ки.

Утром выпал сне. (высокий уровень сложности)

(орфограмма – парная согласная)

Град – градинка.

Изучение нового материала (продолжение)

3.6. Снегопад.

Снегопад – это осадки, выпадающие зимой в виде снега. На большой высоте пар в снеговых тучах начинает замерзать и превращается в маленькие ледяные кристаллики. Из этих кристалликов получаются снежинки.

3.7. Метель.

Метель, или вьюга, начинается, когда во время снегопада дует сильный ветер. Он подгоняет и кружит снежинки.

3.8. Лед.

Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. В тепле лёд превращается в воду (тает). Вода замерзает при температуре. О градусов С.

Знаешь, как вода в реке превращается в лёд? Когда воздух над прудом охлаждается, он охлаждает и верхний слой воды. Верхний холодный слой воды становится тяжелее, чем тёплые нижние слои, и он опускается вниз. Но температура воздуха понижается! Когда верхние слои воды охлаждаются до температуры ниже 4° С, они остаются на поверхности. Потому что вода, охлажденная до температуры ниже 4° С, становится легче!

3.9. Иней.

Иней – это очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки. Чаще всего иней ложится в холодные ясные и тихие ночи. Он образуется в тихую погоду и при лёгком ветерке и покрывает землю, растения, камни, стены домов и скамейки… Говорят, что иней – это твёрдая роса.

выразительное чтение текста

(разбор слова СНЕГОПАД по составу)

(звуко – буквенный разбор слова МЕТЕЛЬ)

Лёд – льды, ледяной, ледяшка, ледокол.

Итог. Рефлексия.

7.1. - О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?

- Какой вывод сделаем?

- Какие явления природы характерны для зимы?

7.3. «Явления природы»

Белый, пушистый

Падает, летит, кружит

Очень красивое явление в природе

Снег (Зима)

Домашнее задание

Вставить в стихотворение слова, родственные слову мороз. Записать стихотворение.

(Сущ., мн.ч) на службу

Выводит зима.

Большие (сущ, мн. ч)

(глагол, мн.ч) дома.

(суш.мн.ч.) поменьше-

Машины, коня.

А маленький самый

(глагол. ед.ч) меня.

Морозы на службу

Выводит зима

Большие морозы

Морозят дома

Морозы поменьше –

Машины, коня.

  • .

СНЕЖНЫЕ              СЛОВА

         

ВЕЯЛИЦА                                                                            Сырость, дождливая С   дождем.

МЕТЕЛИЦА

ВЬЮГА

МОКРЯДЬ

СНЕГОВЕРТЬ                                                          Сильный ветер со снегом, снежная буря.                                                                                      

                                                             Метель без снегопада,  поднимающая снег с поверхности   земли.

ПОЗЁМКА                                                                        

                                                                       

Снежная буря.



Предварительный просмотр:

Предмет. Родной язык (русский)

Класс. 3 Б  Мак Татьяна Эвальдовна

Урок № 4

Тип урока: объяснение нового материала

ТемаСошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюг

Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих зиму, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Развитие устной речи.

Планируемые результаты

Предметные:

уметь определять знакомые и незнакомые слова; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

  • регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
  • коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач; строить рассуждения; устанавливать причинно - следственные связи, работать с текстом.
  • личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово. 
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 
  • Личностные осознание ответственности за произнесенное слово.
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  •  Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог.
  • Познавательные: уметь применять знания о родном языке для решения учебно-практических задач.
  • Регулятивные: уметь планировать учебную деятельность.
  • Коррекция: коррекция диалогической речи
  • Познавательные: уметь строить рассуждения 
  • Коммуникативные: уметь слушать.
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях.
  • Коррекция: развитие мелкой моторики.
  • Здоровьесбережение
  • Физминутка на разные органы чувств
  • Физкультминутка на общее развитие организма детей /конечностей и туловища. 

Необходимое техническое оборудование и наглядность: проектор, презентация,

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

                                              План урока.

Организационный момент.

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы? (да)

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Сегодня на урок возьмём с собой улыбки и хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у вас.

-Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок.

- Мы желаем Вам тепла, много света и добра,

Позитива получить и урок наш оценить.

Актуализация знаний.

2.1. - Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?

- Прошлое и настоящее, каких слов русского языка мы изучали?

- На какие группы мы делили слова?

Декабрь, январь, февраль, иней, снегирь, мороз.

Учитель: -Что это за слова записаны на доске? Почему они собраны в одну группу?

Учащийся: - В этой цепочке словарные слова.

Учитель: - Какой общей темой они объединены?

Учащийся: - Они объединены общей темой «Зима».

Учитель: -Какое слово из этой цепочки можно выделить? По какому признаку?

Учащийся: - Все слова с безударным непроверяемым гласным и только одно слово с парным согласным, требующим проверки. Это слово мороз.

Учитель: - Что это за согласный, требующий проверки?

Учащийся: - Буква З обозначает звук (с), так как стоит в слабой позиции. Это согласный, глухой, парный звук. В данном слове он твердый, потому что стоит в конце слова.

Учитель: - Почему так получается, что звук слышится один, а буква пишется другая?

Учащийся: - Так как в этом слове согласный находится в слабой позиции.

Учитель: - В каких случаях это происходит?

  1. Учащийся: - Это происходит, когда согласный находится в конце слова, в

- «Русский язык: прошлое и настоящее»

- Правда и ложь.

- Друг и враг.

- Слова из прошлого нашего языка, слова из настоящего нашего языка.

- Сегодня продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. О каких словах сегодня пойдет речь на уроке?

- Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее каких слов?

- Тема нашего урока. Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги.

- Постарайтесь объяснить смысл этой пословицы.

- О зимних.

В прямом смысле эта пословица подразумевает, что вьюга всегда сопровождается морозом, они вместе идут как погодные явления.
В метафорическом же смысле так можно сказать о двух людях, у которых одинаковый или похожий характер, что и делает дружбу интересной. О людях с одинаковым темпераментом

Физкульминутка

Изучение нового материала.

3.1 Учитель: Зимой дети любят лепить снежки. Давайте, пальчиками превратим салфетки в снежки и помнем их потом хорошенько.

- А теперь нарисуем снежные узоры у себя в тетрадках.

3.2. Индивидуальная работа у доски Учащемуся предлагается определить, по какому признаку слова собраны в одну группу. Разбить группу этих слов на две другие группы. Доказать правильность выбранного решения.

Задание На доске записаны слова: МОРОЗ, ИЗМОРОЗЬ, ЗАМОРОЗКИ, МОРОЗИЛЬНИК, МОРОЗЕЦ, МОРОЗИТ.

Учитель: - Что ты можешь сказать об этой цепочке слов?

Учащийся: - Все слова в этой цепочке однокоренные. Общий корень мороз.

Учитель: - Разбей цепочку слов на 2 группы. Обоснуй свой выбор.

Учащийся: - В этой цепочке собраны слова, которые являются проверочными, для правописания парного звонкого согласного. А еще есть слова, в которых парный звонкий требует проверки. По этому признаку мы и разделим слова на две группы.

3.3 Восстанови деформированное предложение. Вставь пропущенные орфограммы, докажи свой выбор.

З.ма, сне.ком, зав.лила, ле.ким, горо.. Определи грамматическую основу предложения.

Вставь пропущенные орфограммы. Докажи свой выбор.

Назови словосочетания. (достаточный уровень сложности)

3.4. Зима. Моро..Сне. укрыл тро.ки и доро.ки в лесу. Толстый ле. сковал ручей. Вот сугро.. Там спит медве.ь.

Назови слова с безударным гласным в корне, словарное слово. (достаточный уровень сложности)

3.5 Восстанови причинно-следственные связи. Запиши сначала предложение, которое является причиной какого-то действия, а затем предложение, которое является следствием этой причины

Реки покрылись тонким ле.ком.

Ночью был ле.кий моро..

Ребята надевают шу.ки, ша.ки, варе.ки и бегут играть в сне.ки.

Утром выпал сне. (высокий уровень сложности)

(орфограмма – парная согласная)

Град – градинка.

Изучение нового материала (продолжение)

3.6. Снегопад.

Снегопад – это осадки, выпадающие зимой в виде снега. На большой высоте пар в снеговых тучах начинает замерзать и превращается в маленькие ледяные кристаллики. Из этих кристалликов получаются снежинки.

3.7. Метель.

Метель, или вьюга, начинается, когда во время снегопада дует сильный ветер. Он подгоняет и кружит снежинки.

3.8. Лед.

Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. В тепле лёд превращается в воду (тает). Вода замерзает при температуре. О градусов С.

Знаешь, как вода в реке превращается в лёд? Когда воздух над прудом охлаждается, он охлаждает и верхний слой воды. Верхний холодный слой воды становится тяжелее, чем тёплые нижние слои, и он опускается вниз. Но температура воздуха понижается! Когда верхние слои воды охлаждаются до температуры ниже 4° С, они остаются на поверхности. Потому что вода, охлажденная до температуры ниже 4° С, становится легче!

3.9. Иней.

Иней – это очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки. Чаще всего иней ложится в холодные ясные и тихие ночи. Он образуется в тихую погоду и при лёгком ветерке и покрывает землю, растения, камни, стены домов и скамейки… Говорят, что иней – это твёрдая роса.

выразительное чтение текста

(разбор слова СНЕГОПАД по составу)

(звуко – буквенный разбор слова МЕТЕЛЬ)

Лёд – льды, ледяной, ледяшка, ледокол.

Итог. Рефлексия.

7.1. - О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?

- Какой вывод сделаем?

- Какие явления природы характерны для зимы?

7.3. «Явления природы»

Белый, пушистый

Падает, летит, кружит

Очень красивое явление в природе

Снег (Зима)

Домашнее задание

Вставить в стихотворение слова, родственные слову мороз. Записать стихотворение.

(Сущ., мн.ч) на службу

Выводит зима.

Большие (сущ, мн. ч)

(глагол, мн.ч) дома.

(суш.мн.ч.) поменьше-

Машины, коня.

А маленький самый

(глагол. ед.ч) меня.

Морозы на службу

Выводит зима

Большие морозы

Морозят дома

Морозы поменьше –

Машины, коня.

  • .

СНЕЖНЫЕ              СЛОВА

         

ВЕЯЛИЦА                                                                            Сырость, дождливая С   дождем.

МЕТЕЛИЦА

ВЬЮГА

МОКРЯДЬ

СНЕГОВЕРТЬ                                                          Сильный ветер со снегом, снежная буря.                                                                                      

                                                             Метель без снегопада,  поднимающая снег с поверхности   земли.

ПОЗЁМКА                                                                        

                                                                       

Снежная буря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - игра по русскому языку для 1кл. "Турнир знатоков русского языка"

Урок проводился в форме игры. Каждому ребенку выдаётся поле, расчерченное на 9 квадратов. Всем детям по очереди задаются вопросы, ответив на вопрос ученик ставит плюс, не ответит минус.Выигрывает тот,...

Разработка открытого урока по родному (татарскому) языку по теме "Ашханәдә"

Дәрес темасы: «Ашханәдә» хикәясе.Дәрес тибы: яңа материалны өйрәнүДәрес төре: әңгәмә дәресМетод һәм алымнар: әңгәмә, эзләнү-тикшеренү, әдәби әсәрне анализлау алымы.Дәрес максатлары:Белем б...

План-конспект открытого урока-игры по русскому языку «Знаток русского языка»

Открытый урок по русскому языку во 2 классе проходил ввиде игры. На уроке ребята должны были показать свои знания в определении частей речи. Дать характеристику букв и звуков. Объяснить правописание б...

Конспект урока по родному (русскому) языку «Кто друг прямой, тот брат родной»

Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс на тему «Кто друг прямой, тот брат родной»...

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...