Тема « Правильные действия-правильная буква»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Разработка урока по русскому языку по УМК "Гармония"

Цель: Закрепить изученный материал по теме «Безударные личные окончания глаголов»

Задачи:

1.Формирование умения грамотно писать безударные личные окончания глаголов; развивать орфографическую зоркость;

2.Отрабатывать правильный способ действия для подбора неопределенной формы глагола нужного вида;

3.Развитие умения обобщать, делать выводы,  аргументировать свою точку  зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchanie_glagolov_garmoniya.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Учебник: Соловейчик М.С.

Тема « Правильные действия-правильная буква»

Цель: Закрепить изученный материал по теме «Безударные личные окончания глаголов»

Задачи:

1.Формирование умения грамотно писать безударные личные окончания глаголов; развивать орфографическую зоркость;

2.Отрабатывать правильный способ действия для подбора неопределенной формы глагола нужного вида;

3.Развитие умения обобщать, делать выводы,  аргументировать свою точку  зрения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

-Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»

-А чему вы учитесь на уроках русского языка?

Ответы детей

Грамотно выражать свои мысли не только устно, но и письменно.

II. Актуализация опорных знаний.

На доске запись

«Обращаться с языком кое-как - значит и мысл…ть кое-как: приблизительно, неточно, неверно»  А.Н.Толстой

-Как вы понимаете смысл данных слов?

-Что вы можете сказать о правописании глагола в этом выражении?

-Как же быть в этом случае?

Ответы детей

-Пропущена буква безударного гласного звука. Он находится в слабой позиции, поэтому является опасным местом на письме.

-Нужно определить часть слова, в которой находится орфограмма. В данном слове орфограмма находится в суффиксе глагола, стоящего  в начальной форме. Мы знаем, что эти суффиксы нужно запомнить.

III. Словарная работа.

-Что делать если вы не знаете, какой суффикс в этом слове?

(Верная буква пишется на доске)

-Запишите высказывание А.Н.Толстого, вставив букву, обозначив суффикс в данном слове.

Работа в ТСО Упр.433

-Прочитайте рассуждение мальчика и объясните, из-за чего возникли его ошибки.

-Найдите ошибки, исправьте их и впишите в предложения правильные буквы.

Дети в случае затруднения опять обращаются к словарику на стр.80.

Устно разбираем, проговариваем.

(В рабочих тетрадках - работа по вариантам. I вариант- записывают первое предложение,  II вариант записывают второе предложение

-Обратиться к словарю.

Дети работают со словарем.

-Здесь пишем суффикс И.

Дети записывают высказывание.

-Ошибки возникли из-за незнания буквы на месте суффикса глагола в неопределенной форме.

IV. Сообщение темы, цели урока.

На доске запись

«Думать», «Наблюдать», «Слушать», «Доказывать», «Рассуждать»

-Как вы думаете, какова сегодня тема урока?

-Какую цель на уроке поставим?

-Правописание глаголов.

-Повторять правописание безударных личных окончаний глаголов.

V. Работа по теме урока «Правильные действия-правильная буква»

-Вспомните алгоритм правописания личных окончаний глаголов.

-Как называется действие, когда меняют место посадки растений?

--Поставьте этот глагол во 2 лицо, мн.ч.

(Н доске открывается слово)

Пересад…м

-Пользуясь алгоритмом правописания личных окончаний глаголов, что нужно делать?

-Посмотрите, какой вариант записи предложил мальчик- иностранец.

Пересадем-нач.ф., пересаживать, глагол оканчивается на –ать, глагол-не исключение, значит 1 спряжение, пишем в окончании Е.

(На доске записаны два варианта постановки слова в начальную форму и в зависимости от того, какое слово будет предложено детьми, открывается нужный вариант)

-Какая из этих форм подойдет, кто прав?

- Задайте вопрос к слову «пересадим»?

-Задайте вопросы к словам «пересадить»  «пересаживать». Что замечаете?

-Кто же был прав? Какой вывод можно делать?

-Ставим глагол в неопределенную форму.

Если оканчивается на  -ить, то это 2 спряжение и нужно писать гласную второго спряжения. Если же слово оканчивается не на –ить, то рассуждаем следующим образом:

вспоминаем глаголы-исключения, если глагол-исключение, то 2 спряжение и пишем гласную 2 спряжения. Если глагол не исключение, то он относится к 1 спряжению и пишем гласную  1 спряжения.

-Пересаживают.

-Поставить глагол в неопределенную форму.

-Пересадить

-Глагол оканчивается на

 -ить, это глагол не исключение, значит он 2 спряжения, пишем букву И.

-Что сделаем?

-Пересадить - что сделать?

-Пересаживать – что делать?

Глаголы отвечают на разные вопросы.

Вывод:

-При постановке вопроса необходимо обращать внимание на приставку, т.к. есть опасность неправильно указать спряжение глагола, а это приведет к ошибке в его окончании, как это произошло в данном случае.

VI.Первичное закрепление

-Запишем слово «пересадим» в тетрадь.

В тетради запись имеет следующий вид:

Пересадим-н.ф. пересадить, +(т.е. на –ить), -(т.е. не исключение)

Далее работа продолжается  в ТСО №2 с.35 в графе для записи под диктовку, на примере видовых пар для повторного привлечения внимания к тому, что приставка  в вопросах  личной и неопределенной форм играет важную роль т.к. существует опасность неправильного определения  спряжения.

Ты обижаешь, ты обидел, ты слышишь, ты слушаешь, ты успокоишь, ты успокаиваешь, ты уступаешь, ты уступишь.

У доски работает ученик и проговаривает все действия, объясняя правописание безударного гласного в окончании.

Ученики с проговариванием каждого действия заполняют таблицу, делают выводы.

Проверка в парах.

VII.Развитие речи. Работа с текстом.

-Давайте вспомним, какое назначение имеют глаголы 2-го лица. (На примере глаголов см. выше)

-Отгадайте загадку и узнайте, о ком пойдет речь.

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя.

Промелькнуло и пропало
Нет ни дыма, ни пожара.

Упр.458.

Читая текст, найди секреты речи, которыми воспользовался автор.

В наших краях в зимн.. время нет-нет да и встрет.шь рыж.. плутовк. Выйд.шь на лесн.. опушку и вдруг увид.шь лисицу, которая кувырка. [ца] в снегу. Средь хрустальн.й белизны будто пламя на снег брос.ли! До чего же красива её огненная шуба! ( По А.Дорохову )

-Какую картину вы представили?

-Назови чем, автор нам помог.

-Реши орфографические задачи и отметь все другие орфограммы; устно объясняя выбор букв.

-Какими секретами речи воспользовался автор?

-Над глаголами надпишите формы, в которых они употреблены.

-Можно ли сказать, что здесь есть диалог?

-Для чего автор употребляет 2-го лица ед.числа?

После высказываний учащихся рассматривается упр.459, где дано разъяснение данного вопроса.

-Из данного текста выпишите 2-е и последнее предложения. Поможет вам памятка на стр.125 в учебнике.

-Они называют действия собеседника.

- О лисе.

-Сравнение лисы с рыжей плутовкой, описание её шубы - огненная, пламя на снегу. Много слов называющих цвет. Слово вдруг-передаёт неожиданность. Снег сравнивает с хрусталем.

Ответы детей.

-Для того, что бы читатель чувствовал себя участником, свидетелем того, о чем пишет автор.

VIII.Закрепление изученного.

-Как узнать букву в безударном личном окончании глагола?

-Что нам может помочь?

-Посмотрите на следующие рассуждения и определите, к какому спряжению вы бы отнесли глаголы с этими записями. Почему?

На доске: -  +

                 +  -

                 -   -

-В каком случае используется данный способ определения спряжения?

-Прочитайте слова на доске

Жить

Шуметь

Звенеть

-Предположите, какого спряжения первый глагол?

-Какого спряжения глаголы шуметь и звенеть?

Проверяем. В ТСО упр.450 образуйте формы 2-го лица ед.ч, 2-го лица и 3-го лица мн.числа. Что получаем?

-Как вы определяли спряжение?

-А что нужно помнить, чтобы не было таких ошибок?

-В каком случае поможет неопределенная форма?

-Наш вывод сравним с выводом в учебнике.

-Памятка в учебнике.

-В первом случае глагол не на –ить, и исключение, II спр. Во втором случае глагол на –ить, не исключение, II спр. Третья запись - глагол не на –ить, не исключение, I спр.

-Когда окончание безударное.

-II спр. т. к. оканчивается на –ить.

- I спр. т.к. оканчиваются не на –ить.

-Живешь, живете, живут-I спр.

Шумишь, шумите, шумят-II спр.

Звенишь, звените, звенят-II спр.

-По ударным личным окончаниям. Значит, наши предположения были неверны, потому что мы приняли во внимание только неопределенную форму.

-По начальной форме, не поставив глагол в личную форму его спряжение определить нельзя.

-Если личное окончание безударное.

Дети сравнивают выводы.

IX. Итог урока. Рефлексия.

-Продолжи фразы

Теперь я знаю…

Теперь я умею …

-О чем дома расскажете родителям?

- Оцените свою работу.

-Ставим волшебную палочку. На ней, если вы высоко оцениваете свою работу-вверху рисуем звезду, если были трудности, но они разрешились- звезда в центре, если вы не справились – звезда внизу.

Определяют уровень своего положения в достижении цели. Анализируют процесс и результаты осуществляемой деятельности.

X. Домашнее задание.

Упр.460


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правильные действия - правильная буква" (Написание безударных личных окончаний глаголов) УМК "Гармония"

Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Учителю приходится много работать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им н...

Урок русского языка. 4 класс. Тема: Правильные действия - правильная буква.

Цель урока:Совершенствование навыка правильного написания безударных окончаний глаголов, прилагательных, существительных;ü развивать мышление, память, речь, внимание; мотивацию к усвоению учебного мат...

Конспект урока русского языка по теме "Правильные действия - правильная буква", 4 класс УМК Гармония

Конспект урока с презентацией составлен по учебнику М.С. Соловейчик для 4 класса УМК Гармония. Урок - закрепление изученных способов действий при написании личных окончаний глаголов....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА в 4 классе по теме «Правильные действия – правильная буква. Спряжения глаголов».

Урок разработан в свете ФГОС НОО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 4 классе. УМК «Гармония». Тип урока: урок – открытия новых знаний. Место данного урока в системе уроков п...

Правильное написание всех букв алфавита

Презентация с правильным написанием букв алфавита...