Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме "Правильные действия - правильная буква", 4 класс УМК Гармония
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Шаманова Валентина Ивановна

    Конспект урока с презентацией составлен по учебнику М.С. Соловейчик для 4 класса УМК Гармония. Урок - закрепление изученных способов действий при написании личных окончаний глаголов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта.

    Предмет:  русский язык

    Дата проведения:  17.02.12 г.

    Место проведения:  МОУ «СОШ №3 г. Свирска»

    Класс:   4а.    УМК «Гармония»

    Учитель: Шаманова В.И.

    Учебник: Соловейчик М.С.

    Тема урока: Правильные действия - правильная буква

    Цель урока:

    1.(Предметная) Закрепление изученных способов действий при написании личных окончаний глаголов.

    2.(Развивающая) Формирование у обучающихся способностей к рефлексии: учебного действия контроля и оценки.

    3.(Коммуникативная) Воспитывать интерес  к учению, развивать способности работать в коллективе.

    Задачи урока (для учителя):

    1.Создать условия для расширения и углубления представления обучающихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.

    Задачи урока (для обучающихся):

    1.Учиться ставить учебные задачи.

    2.Научиться без ошибок писать безударные личные окончания.

    3.Научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки.

    4.Учиться контролировать и оценивать свои действия.

    Образовательная технология: личностно-ориентированная

     

    Средства реализации поставленных целей:

    1.Единая учебная цель.

    2.Обобщение действий выбора букв в личных окончаниях глаголов.

    3.Личный опыт детей.

    4.Дефференцированная работа

    5.Индивидуальная работа.

    6.Организация проверки и оценки своих действий.

    Оборудование:

    1.Карточки с тестовыми заданиями.

    2.Карточки для индивидуальной работы.

    3.Мультимедийное сопровождение.

    4.Схема-таблица «Спряжение глаголов».

    5.Листы с дифференцированными заданиями.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

            -Давайте улыбнёмся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей.

           -Запишем число и тему урока.

    II.Повторение имеющихся знаний.

    (Слайд 2)        

               -Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий, и поистине волшебный русский язык».

              -Чем же интересен русский язык? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн.)

    -Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что ни слово, то тайна, новый секрет.

    -Над секретами какой части речи работаем в последнее время? (Над глаголами)

    -Что вы знаете об этой части речи? (Изменяется по временам и числам, в прошедшем времени единственного числа – по родам, в будущем и настоящем времени – по лицам)

    -Как называются окончания у глаголов прошедшего времени? (родовые)

    -Как называются окончания у глаголов настоящего времени? (личные)

    (Слайд 3)

    -Какую орфографическую задачу научились решать? (Определять букву безударного личного окончания глаголов)

    -Какие буквы чаще всего «спорят» на месте этой орфограммы? (Е и И)

    -Над какой темой работали на прошлом уроке? (Правильные действия – правильная буква)

    -Как понимаете данное утверждение? (Если правильно определишь спряжение глагола, то правильно выберешь букву в окончании)

    III.Постановка темы и цели урока.

    -Сегодня мы продолжим работать по теме «Правильные действия – правильная буква».

    -Какова же цель сегодняшнего урока? (Повторить действия определения буквы в безударных личных окончаниях глаголов)

    -Молодцы!

    IIIV.Повторение алгоритма действий «Как узнать букву в безударных личных окончаниях глаголов»

    -Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить действия по выбору буквы в безударных личных окончаниях глаголов.

    -Кто может назвать порядок действий?

    Слайд 4

    V.Работа над решением поставленных задач. Самопроверка и самооценивание.

    (На доске записаны слова)

    Вод.т                                                 по кни.к.

    Ход.т                                                 ст.р.ной

    Помож.т                                            с.льнее

    Выруч.т

    Узна.шь

    Стан.шь

    -По какому признаку разбиты слова в два столбика? (глаголы и существительные)

    -В каком столбике орфографические задачи в корне слова?

    -Пойдёт к доске и решит эти орфографические задачи …., доказывая выбор букв. (1 ученик)

    -А мы с вами решим орфографические задачи 1 столбика. Вам надо по правильным действиям узнать правильную букву. В рабочую тетрадь запишите в строчку буквы, которые вы выбрали. (И, И, Е, И, Е, Е)

    -Проверим. К доске пойдёт …. и  вставит нужные буквы.  

    -Кто согласен?  Кто не согласен? Почему?

    -Проверьте свои ответы и поставьте «+», если ответ правильный. Посчитайте количество плюсов и запишите число на полях.

    (Дополнительно дать карточку с индивидуальным заданием).

    -Проверьте ответ у ….. Кто согласен с выбором букв? Кто не согласен? Почему?

    (Дополнительно дать карточку с индивидуальным заданием).

    VI.Работа по учебнику. Самопроверка и самооценивание.

    -Данные слова встречаются в упр. №431 учебника стр. 38. Прочитайте задание.

    -Пословицы – это тоже достояние нашего народа. О каких только жизненных ситуациях не говорят они, чему только не учат!

    -Как вы их понимаете?

    -Спишите пословицы в тетрадь, укажите время глаголов.

    -Для тех, кто выполнит работу раньше, дополнительно задание третьего квадратика. (Самостоятельная работа)

    Слайд 5

    -Проверьте свою работу по слайду знаком «+» и на полях укажите числом количество верных ответов. Те, кто выполнил дополнительное задание, тоже проверьте его и запишите рядом второе число, обведя в кружочек.

    VII.Физкультминутка.

    -Если я назову глагол – исключение, то вы хлопаете над головой, а если нет, то приседаете.

    Держать, бродить, смотреть, брить, загладить, слушать, листать, дышать, переступить, вертеть, красить, думать, гудеть, стелить, терпеть.

    VIII.Упражнение в написании личных окончаний глаголов. Дифференцированная работа.

          1.Самостоятельная работа.

    -Для того, чтобы с вами никогда так не случалось, как говорится в первой пословице и уметь грамотно писать, нам надо уметь применять свои знания на практике.

    -Ребята, перед вами лежат листы с заданиями четырёх уровней.

    1 уровень. По неопределённой форме, записанной в скобках, решить орфографические задачи. Указать спряжение глаголов.

    Все мы (испытывать) испытыва.м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега.т с полей. Солнце (обливать) облива.т весенний лес светом. Птицы (строить) стро.т гнёзда. (Оживать) Ожива.т природа.

    2 уровень. Решить орфографические задачи. Указать спряжение глагола.

    Под прямыми лучами солнца та.т снег. Ве.т теплом. Мартовское равноденствие буд.т природу. Ему втор.т ручей. Скоро высоко в небе повисн.т жаворонок.

    3 уровень. Решить орфографические задачи. Указать спряжение глагола.

    Смотр.шь на прозрачный лёд и вид.шь, как под этим льдом ручей гон.т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня.т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп.тся согнать их в одно место.

    4 уровень. Подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы. Указать спряжение.

    ___________весна. _________солнце. _________тёплый ветерок. Последний снег ________ в лесу. Природа __________. Звери _________ приближения весны.

    -Ребята, как вы понимаете, что значат разные уровни? (Разные по степени сложности)

    -Прочитайте задания каждого уровня. Подумайте, какое из заданий будет вам по силам выполнить, чтобы проверить и оценить свои  знания и умения в правописании личных окончаний глаголов

    -Выбрали? Задание выполняем в рабочей тетради. Выделяем орфограмму и доказываем выбор букв.

    -Не забываем про правильную осанку. «Красивым человек делает себя сам!»

      2.Проверка и самооценивание.

    Слайд 6

    -Закончили. Проверим свою работу знаком «+» и поставим на полях число по количеству правильных ответов.

    IX.Обобщение.

    -Итак, ребята. От чего зависит правильный выбор букв в личных окончаниях глаголов? (от правильных действий по определению спряжений)

    -А вы все хорошо запомнили порядок действий по выбору букв?

    -В тетради с ПО стр. 43 в упр.435 прочитайте задание.

    • Вам надо отметить «галочкой» важные действия для верного написания личных окончаний глаголов.
    • Затем пронумеровать основные действия.

    -Если вы верно выполнили задание, то у вас получится памятка «Как узнавать буквы в безударных личных окончаниях глаголов».

    -Сверьте свои ответы с памяткой в учебнике на стр. 139.

    X. Домашнее задание.

    -Мы сегодня на протяжении всего урока повторяли правильные действия к правильной букве. Это поможет вам выполнить упр. 437. Прочитайте задание.

    -Кому понятно задание?

    XI. Рефлексия.

    -Ребята, как вы думаете, удалось ли нам выполнить поставленную в начале урока цель: Повторить действия определения безударной гласной в личных окончаниях глаголов?

    -Посчитайте, сколько всего баллов вы заработали на уроке, и запишите число ниже на полях.

    -А я при проверке оценю вашу работу и поставлю свои результаты. Сравним, совпадут ли ваши с моими. За дополнительное задание дополнительная оценка.

    -А теперь проанализируйте свою работу на уроке. В тетрадях наверху есть кружочек. Если вы считаете, что тему урока усвоили на «отлично», то поставьте «+», а если где-то не уверены, поставьте «полуплюс», а если не поняли, то ставим «минус»

    -Молодцы! Спасибо за урок!

    ФИ ученика____________________________________________________

    1 уровень. По неопределённой форме, записанной в скобках, решить орфографические задачи. Указать спряжение глаголов.

    Все мы (испытывать) испытыва.м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега.т с полей. Солнце (обливать) облива.т весенний лес светом. Птицы (строить) стро.т гнёзда. (Оживать) Ожива.т природа.

    2 уровень. Решить орфографические задачи. Указать спряжение глагола.

    Под прямыми лучами солнца та.т снег. Ве.т теплом. Мартовское равноденствие буд.т природу. Ему втор.т ручей. Скоро высоко в небе повисн.т жаворонок.

    3 уровень. Решить орфографические задачи. Указать спряжение глагола.

    Смотр.шь на прозрачный лёд и вид.шь, как под этим льдом ручей гон.т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня.т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп.тся согнать их в одно место.

    4 уровень. Подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы. Указать спряжение.

    ___________долгожданная весна. Ярко _________ласковое солнце. _________тёплый ветерок. Последний снег ________ в лесу. Природа постепенно __________. Звери _________ приближения весны.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск» Урок русского языка 4 класс «Правильные действия – правильная буква» Учитель начальных классов Шаманова В.И.

    Слайд 2

    «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий, и поистине волшебный русский язык» К. Г. Паустовский

    Слайд 3

    Глагол Число Время Спряжение Род наст. прош. будущ. ед. мн. 3 2 1 М. Ж. Ср. Лицо I II не на -ить на -ить

    Слайд 4

    Правильные действия - правильная буква 1) 2) ? к гл. 3) ? н.ф 6) I - Е II - И 4) н.ф гл. на - ить не на - ить 5)

    Слайд 5

    Правильные действия - правильная буква Проверь: вод и т II (наст. вр) ход и т II (наст. вр) помож е т I (буд. вр) выруч и т II (буд. вр) узна е шь I (буд. вр) стан е т I (буд. вр) Дополнительное задание глазами (Т.п.) по кни ж к е (Д.п.) разум (И.п.) ст о р о ной (Т.п.) книга (И.п.) в труде (П.п.) в беде (П.п.)

    Слайд 6

    Правильные действия - правильная буква 1 уровень испытыва е м I спр. сбега е т I спр. облива е т I спр. стро я т II спр. ожива е т I спр. 2 уровень та е т I спр. ве е т I спр. буд и т II спр. втор и т II спр. повисн е т I спр. 3 уровень смотр и шь II спр. вид и шь II спр. гон и т II спр. выгоня е т I спр. тороп и тся II спр. 4 уровень наступа е т I спр. свет и т I спр. ве е т I спр. та е т I спр. ожива е т I спр. жд у т I спр.

    Слайд 7

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

    Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

    План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».

    В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....

    Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

    Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...

    Урок русского языка "Из прошлого - в настоящее" 4 класс Программа Гармония

    Урок по русскому языку. На котором организовано наблюдение за безударными  личными окончаниями глаголов....

    Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й"

    Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й". 1 класс. УМК Гармония....

    конспект урока русского языка на тему: "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"

    представлен конспект авторского урока по русскому языку: "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"...

    Конспект урока русского языка на тему "Звук и буква "Э""

    Конспект урока по обучению грамоте: Звук и буква "Э" (ПНШ)....