Урок русского языка "Из прошлого - в настоящее" 4 класс Программа Гармония
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок по русскому языку. На котором организовано наблюдение за безударными  личными окончаниями глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r_.yaz_._chetkauskas.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

по теме:

«Из прошлого - в настоящее».

Программа «Гармония».

Составил: учитель начальных классов Четкаускас Наталья Владимировна.

2015 г.

Тема: «Из прошлого – в настоящее».

Цель: Организовать наблюдение за окончаниями глаголов настоящего времени, за их способностью передавать значения числа и лица - личные окончания.

               Потренировать в использовании «окошек» на месте безударных гласных в окончании, в написании ь в форме 2_го лица.

                              Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Актуализация знаний. УУД Коммуникативные ууд: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения.

Регулятивные ууд: учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока

  1. Ученик читает тему урока.    Слайд №1

- Послушайте шутку, которую придумали в народе.

-Что в ней смешного?

Слайд №2

-Ты где, брат Иван?

-В горнице.

-А что делаешь?

- Помогаю Петру.

-А Петр, что делает?

-Да на печи лежит.

- Какое слово помогает понять, что действия происходят давно в старину? (Горница)

УУД Познавательные ууд: учатся искать и выделять необходимую информацию в учебнике

Коммуникативные ууд: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные ууд: учатся

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Слайд №3

Горница- комната в крестьянской избе.

- Когда совершаются действия: до разговора или в момент речи?

- Работаем в Т.П.О. стр. 35 № 309.

-Справа на строчках укажите время и число глаголов.

УУД Познавательные ууд: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания

Коммуникативные ууд: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные ууд: учатся планировать свою деятельность

Слайд №4

Текст шутки

-Глаголы употреблены в форме настоящего времени, ед. ч.

-Слева подпишите местоимения, что помогут определить местоимения? (Лицо)

-Найдите форму одного итого же слова.

Делаешь       делает

-Поставьте ударения и определите опасные места в этих словах.

-Какой глагол создает комичность ситуации?      

(Помогаю)

-Почему смешно?

-У этого глагола определите опасные места. В какой части слова?( в приставке и в корне.)

-Сегодня мы с вами наблюдаем за глаголами  в форме настоящего времени.

-А что обозначает форма настоящего времени?

-На какие вопросы отвечает?

-Как вы думаете все ли вы уже знаете о написании глаголов  в форме наст.  вр.?

-Сегодня все наше внимание будет направлено за наблюдением личных окончаний глаголов.

3 Постановка проблемы.

УУД Познавательные ууд: учатся использовать речь для регуляции своего действия.

Коммуникативные ууд:  учатся учитывать разные мнения  и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные ууд: учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Слайд№5

Говорить       петь

-Прочитайте слова.  К какой части речи относятся эти слова?

-В какой форме стоят?

- Работаем в паре. У кого на парте стоит флажок, те ребята работают со словом   «говорить», а у кого нет флажка, те ребята  работают со словом « петь».

- Упражнение № 310 в Т.П.О.

Запишите форму глаголов и выделите окончания. Поставьте ударения.

Самостоятельная работа.

-Проверяем устно, а потом на слайде № 6, 7  по очереди «говорить, петь».

-Какие окончания выделили? Что заметили?

-А теперь  глагол  писать. Слайд №8.

- Запишите глагол в форме 3-го лица ед.ч   и   мн.ч.

-Ученик у доски. (пишет     пишут)

-Что заметили? ( окончания безударные).

-Прочитаем важные сведения в учебнике.  Стр. 104

Работа над правилом.

-Посмотрите сколько частей в этом тексте?

-Познакомьтесь самостоятельно.

-Какие сведения вам хорошо знакомы?

УУД Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

Коммуникативные ууд: задают вопросы для организации собственной деятельности:

Регулятивные ууд: учатся

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учатся  предвидеть уровень усвоения

Слайд №9

- Как называются окончания глаголов в форме наст. вр.? (личными)

-Почему личные окончания?

-Какие орфограммы встречаются в окончании глаголов? (безударные гласные)

Проверьте себя.

На доске ответы.

Слайд №10

-Глаголы, которые мы сегодня писали

 Делаешь           пишет

Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками……

-Почему мы сегодня выполнили эту физминутку?

-В форме какого времени использованы глаголы?

-Как определили?

  1. Закрепление.

УУД Познавательные ууд: учатся структурировать знания,

оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные ууд: учатся  выражать свои мысли.

Регулятивные ууд: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

-Всегда трудность вызывает написание личных окончаний глаголов. Особенно глаголов 2-го лица ед. ч.

-Эти глаголы чаще всего встречаются в диалоге.

-Послушайте такой диалог, и подумайте, хорошее ли объяснение дала птица?

-Выразительное чтение 2-х учеников.

-Хорошее ли объяснение дала птица?

-А как вы бы ответили?

-Запись предложения по предложенному началу…

Слайд №11

Когда ты слыш.шь выражение зима на носу, то………..

Догадыва.ешься

Дума.шь

-,что скоро наступит зима.

-Найдите глаголы, выделите окончания. Отметьте орфограммы.

-Определите у глаголов все что можете.

-Слово птенец, мальчик иностранец, объяснил словом птицы, он ее детеныш.

-Как ты считаешь?

Слайд № 12

Пиш.шь птенец, об.ясня.шь- ………

-Выделите корень у однокоренных слов, поставьте ударение.

-Выделите окончания глаголов. Что заметили?

-Как же нам следует поступать если мы встретили глагол наст. вр.

2-го лица? (окончание пропускаем, на конце подчеркиваем орфограмму.)

Слайд №13

Вопросы тестирования.

Правильный ответ отмечен буквой. Вы их выписываете в строку.

В Р Е М Я.

Гл.   2-го л.   н.в.

ЕШЬ

ИШЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Части речи" 2 класс (Программа "Школа России")

Урок «открытия» новых знаний. Задачи: Образовательные: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;Развивающие: создать условия для разви...

Конспект открытого урока русского языка в 3-Б классе УМК «Гармония» Тема: «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

Конспект  урока русского языка УМК «Гармония»  Тема:«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»...

Урок окружающего мира "Кладовые земли" 4 класс Программа Гармония

Урок о полезных ископаемых. Полезные ископаемые нашей области....

Урок русского языка во 2 «г» классе. Программа « Начальная школа XXI века».Тема: «Значение фразеологизмов. Учимся применять орфографические правила».

Урок нацелен на формирование у учащихся представлений о фразеологизме как  единице языка,     особенностях его строения и употребления в речи;отработку умений решать орфографи...

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...

урок русского языка "Корень слова",3 класс, программа "Школа России"

Итоговый урок по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...