Главные вкладки

    Конспект открытого урока русского языка в 3-Б классе УМК «Гармония» Тема: «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Якименко Тамара Дмитриевна

    Конспект  урока русского языка

    УМК «Гармония»

     

     

    Тема:

    «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_rus._yaz.docx61.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока русского языка в 3-Б классе

    УМК «Гармония»

    Тема: 

    «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

                                                               

                                                                Урок разработан

    учителем начальных классов

    ГБОУ «СОШ №29»

    Якименко Т.Д.

    (учитель 1 категории)

    Используемые технологии:

    • технология проблемного обучения;
    • информационно-коммуникативные технологии;
    • игровые технологии;
    • здоровьесберегающие технологии.

    Формы работы:

    • индивидуальные;
    • парные;
    • групповые.

    г. Севастополь

    2015г.

    Тема урока: Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах.

    Тип урока:    открытие нового знания (ОНЗ).

    Цели:

    • Ознакомление с новой орфографической трудностью (орфограммой), на месте которой возникает необходимость двойного выбора (слышим [ца], а обозначать можем -ца, или -тся, или -ться). Знакомство со способом ее решения и первичное закрепление.
    • Закреплять изученный материал по теме «Глагол».
    • Развивать мышление, умение логически рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, памяти, внимания, умение действовать по алгоритму, орфографической зоркости.
    • Воспитывать уважение к мнению одноклассника, умение отстаивать своё мнение, положительной мотивации на учение.

    Планируемые результаты:

    Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы;  оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получать опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

    Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.

    Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, карточки для индивидуальной и групповой работы.

    Ход урока:

    I.Организационный момент. (Слайд №2).

    Прозвенел и смолк звонок.

    Начинаем наш урок.

    Мы за парты дружно сели,

    Друг на друга посмотрели.

    Посмотрели на гостей

    И за знаниями скорей!

    Пальчиковая гимнастика «Дом»:

    Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) 

    Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

    Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

    Чтоб вокруг забор стоял,

    Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

    И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

    - Откройте тетради, положите их под наклоном. Внимательно спишите с доски число, классная работа». Обратите внимание на ошибкоопасные места.

     

    II.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    -Прочитайте запись на экране. (Слайд 3.)

    Грамоте учи[ца] - всегда пригоди[ца].

    - Что это? (Пословица.)

    - Как вы понимаете эту пословицу?

    (В школе мы учимся, чтобы много знать. Знания пригодятся в жизни.)

    - А чему мы учимся на уроках русского языка?

    (На уроках русского языка учимся грамотной устной и письменной речи).

    - Эта пословица будет девизом нашего урока.

    - К ней мы вернёмся позже. А сейчас отгадайте  загадку: (Слайд 4.)

    Обозначаю в каждом предложении

    Все действия и все движения,

    Я важен, как в футболе гол.

    Так кто же я такой? ...(Глагол.)

    - Что помогло вам отгадать загадку? Над чем мы будем работать на уроке?

    III. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.

    1. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. А кому трудно, можете воспользоваться подсказкой на экране. (Слайд 5.)

    Глагол- это…

    Глаголы изменяются по….

    Глаголы настоящего и будущего времени изменяются  по … и …

    Глаголы прошедшего времени изменяются  по …и …

    Инфинитив- это…

    Глаголы в неопределённой форме отвечают на  вопросы…

    2.Работа с копилкой глаголов (работа в парах). Слова  из копилки на каждой парте (стеречь, вырасти, учить, сажал, улетели, живёт, споёт, думают, захотят).

    - А сейчас поиграем в игру «Мои друзья». На каждой парте есть копилка глаголов. Вы будете работать в паре.

    - Мои друзья – все глаголы настоящего времени (дети берут карточки из копилки и показывают учителю, одна пара прикрепляет их на доску).

    - Докажите, что это глаголы настоящего времени. (Они отвечают на вопросы «что делает?», «что делают?» и обозначают действие, которое происходит в момент речи.)

    - Мои друзья – глаголы прошедшего времени (работа проводится аналогично)

    - Мои друзья – глаголы будущего времени (аналогично).

    - Какие  слова не попали ко мне в друзья?

    ( Дети перечисляют оставшиеся объекты.)

    - Почему эти глаголы не смогли попасть ко мне в друзья?

     (Это глаголы неопределённой формы.)

    - Докажите. (Они отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», у них нельзя определить время, лицо, число и род.)

    - Запишите эти глаголы в тетрадь и выделите окончания.

    IV.Выявление места и причины затруднения.

    - А сейчас вернёмся к пословице. (Слайд 6.)

    Грамоте учи[ца] - всегда пригоди[ца].

    - Найдите в ней глаголы. (Учи[ца], пригоди[ца].)

    - Докажите, что это глаголы. (Обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделает?»).

    - Давайте произнесём их.

    - Какие звуки слышим на конце глаголов? ([ца])

    - А кто знает, как нужно писать эти слова?(Дети высказывают предположения. Одни говорят, что нужно писать –ца, другие - -тся, а третьи - -ться.)

    На доске вывешиваются карточки с сочетаниями -ца, -тся, -ться. (Слайд 7.)

    - С какой трудностью мы столкнулись? (Какое сочетание писать?)

    - Я хочу открыть вам один секрет русского языка: у глаголов – ца не пишется, а пишется только –тся или –ться. (Слайд 8.)

    Грамоте учит.ся – всегда пригодит.ся. (Слайд 9.)

    Каллиграфическая минутка.

    – Пропишите сочетания -тся и -ться в тетради по образцу, записанному на доске.

    - Чем они различаются? (Мягким знаком перед -ся.)                                     

    V.Фиксация затруднения и постановка цели деятельности.

    - Кто может решить эту орфографическую задачу и объяснить, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?

    - Почему не можете? (Потому что не знаем правила.)

    - Какую цель поставим?

    - Узнать, когда в глаголах  пишется  –тся, а когда –ться. (Слайд 10.)

    VI.Построение проекта выхода из затруднения.

    - Где вы можете получить эти знания? (Прочитать в учебнике правило, спросить учителя, открыть сами.)  

    - Правило будем открывать сами.

    - Давайте дадим характеристику глаголам. (Слайд 11.)

    –Определите, в какой форме употреблены глаголы учиться и  пригодится? Что для этого нужно сделать? (Поставить вопрос.)

    учит.ся 

    пригодит.ся 

    Что делать?

    Что сделает?

    Неопределённая форма

    Будущее время, 3 лицо, ед.ч.

    –ться

    –тся

    - Если глагол «учиться» неопределенной формы, то какое он имеет окончание? (-ть) А что такое -ся?(Постфикс.)

    - Так какое сочетание будем писать в глаголах неопределённой формы? (-ться)

    - Какое окончание имеет глагол «пригодится»? (-ит) Какое это окончание? (Личное.)Есть ли в окончании ь?(Нет)

    - Как будем писать глаголы 3-го лица? (С сочетанием –тся.)

    - Сделаем вывод. (Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать - ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся. )

    - Мы по форме слова определили с ь пишется глагол или без него? Как по другому можно определить? (По вопросу.) (Слайд 12.)

    - Запомнить это правило вам поможет стишок. (Слайд 13.) Прочитайте его.

    Прежде чем глагол писать

    Не забудь вопрос задать.

    Если мягкий знак в вопросе,

    То его в глагол мы вносим.

    - Вы можете пользоваться любым способом.

    Составление алгоритма. Работа в группах. (Слайд 14.)

    – А теперь давайте обобщим все наши рассуждения и выводы. Составим алгоритм «Как решать новую орфографическую задачу». (Приложение 1)

    - Соедините части предложений и расставьте их в правильном порядке так, чтобы получился алгоритм.

    1.Определяем, к какой части речи относится слово.

    2. Если это глагол, ставим вопрос и определяем форму глагола.

    3. Если неопределённая форма глагола, пишем сочетание –ться.

    4. Если форма 3-го лица, пишем сочетание –тся.

    – Сверим теперь свои выводы со сведениями предлагаемыми авторами учебника. (Учебник с. 17 № 382.)

    - А существует ли такая опасность в правописании существительных? Сейчас мы это проверим.

    - Скажите, кто помогает вам в школе добывать знания? (Учительница.)

    - Какой частью речи является это слово? (Существительным.)

    - Какие звуки произносим на конце? ([ца])

    - А какие буквы напишем? Где мы можем проверить написание этого слова? (В словаре.)

    - Откройте словарик и посмотрите, как пишется это слово. (Слово «учительница» пишется с –ца на конце.)

    - Запишите в тетрадь.

    - Найдите в этом столбике ещё существительные с сочетанием –ца на конце. (Улица, яичница.)

    - Запишите их в столбик и подчеркните сочетание –ца.

    - Какой вывод можно сделать? (Если [ца] в имени существительном, то обычно так и пишем –ца.)

    Физминутка (Слайд 15.)

    Потянуться, отдохнуть,
    Глубоко теперь вздохнуть.
    Встать, умы
    ться,
    Кашу съесть,
    Поскакать легонько,
    На коленочки присесть.
    Встать, попрыгать, посмея
    ться,
    Покружи
    ться, покачаться,
    Поклони
    ться, распрямиться
    И опять начать труди
    ться.

    VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    - А сейчас потренируемся в правописании -тся и –ться

    По рисунку вспомнить пословицу :
                 
    Любишь ката[ца], люби и саночки возить. (Слайд 16.)
                 Друзья познаю
    [ца]  в беде. (Слайд 17.)

    VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    1.Выполнение задания в учебнике с. 18 № 385.  Первую загадку записываем вместе, объясняя написание новой орфограммы. Вторую загадку дети записывают самостоятельно, с дальнейшей проверкой.

    2.Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Засели дом» (дополнительно). (Приложение 2)

    – Вам нужно заселить дом: в первом подъезде будут «жить» глаголы настоящего времени, 3 лица, ед. ч.; а во втором подъезде – глаголы неопределенной формы.

    У детей на столах карточки такого вида:

                                       

    • Ученик готови[ца] к уроку.

               Ребята любят готови[ца] к празднику.

    • Маша старае[ца] чисто писать.

    Нужно стара[ца] соблюдать чистоту.

    • У меня на носу переноси[ца].

    Уборка класса переноси[ца] на среду.

    • В нашей школе есть тепли[ца].

    В печке тепли[ца] слабый огонёк.

    - Оцените свою работу

    Проверка коллективно.

    - Оцените свой результат:    6 -      отлично

                                                      4-5 -     хорошо

                                                      Меньше 4 - надо потренироваться.

    - У кого ошибки? Назови причину?

    - Молодцы! Вы сумели найти и исправить свои ошибки, понять их причину.

    IX. Итоги урока. Инструктаж выполнения домашнего задания.

    – Почему на месте сочетания звуков [ца] есть орфограмма (опасность)?
    – Какие рассуждения надо провести, чтобы не допустить ошибки при письме?
    – Пользуясь алгоритмом, дома  выполните упражнение № 384 на с. 18.

     (Слайд 18.)

    X.Рефлексия. (Слайд 17.)

    - Оцените свою деятельность на уроке, заполнив листы самооценки (приложение 3):

    1.Я понял (а), как надо действовать при написании буквосочетаний -тся,  -ться.

    2. Я умею применять алгоритм написания буквосочетаний

    -тся,  -ться,  и могу объяснить другим, как надо действовать при написания этих буквосочетаний.

         

    3. Я испытываю  трудности при написании буквосочетаний -тся,  -ться.

    4. Моё настроение.

               

    Оценивание учителем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

    План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

    Тема: «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

    Конспект урока русского языка по УМК "Гармония"...

    Конспект «открытого» урока русского языка во 2 – В класс по теме «Закрепление. Звук [ж], буква Ж ж»

    Тема«Закрепление. Звук [ж], буква Ж ж»Задачи урока   ·     развивать умения проводить звуковой анализ слов;·     уметь выделять звук [ж] и обозна...

    Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

    ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...

    Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

    Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...