Конспект открытого урока русского языка в 3-м классе ("Школа России") по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Габдрахманова Галина Николаевна
Конспект открытого урока русского языка в 3-м классе ("Школа России") по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» Цели: • дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов; • формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; • развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость; • воспитывать любовь к Родине, к русскому языку. Оборудование: • компьютер; • мультимедийная установка; Форма проведения: Сюжетная игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 3-м классе ("Школа России") по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели:

  • дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов;
  • формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
  • развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к Родине, к русскому языку.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийная установка;

Форма проведения: Сюжетная игра.

Ход урока

1. Организационный момент:

Итак, начинается урок!
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте!

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в давние времена… Скажите как Россия называлась в древности? Приложение (слайд)Правильно, мы побываем на Руси могучей, в гостях у славного богатыря русского Алеши Поповича Приложение (слайд).

Поможем Алеше Поповичу преодолеть преграды все при помощи знаний наших, победить Змея Тугарина, вернуть Руси золото, а Алешу познакомим с правилами письма грамотного.

Ведь нужна Руси не только сила богатырская, но и головушка умная.

Видите, помощь необходима Алеше, не справится он без наших знаний.

А какие качества на уроке помогут нам справится с трудностями?.......

И вот уже нужны ваши знания… С их помощью вы Алеше поможете камень столкнуть, чтобы вход в пещеру закрыть. Ведь знания - …………….

это сила (дети) Приложение (слайд).

2. Актуализация знаний.

Скажите ребята, слово «сила» какой частью речи является?

Давайте вспомним грамматические признаки имен существительных:

  • Что такое имя существительное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Что обозначает?
  • Что включает в себя понятие «предмет»?

(УЧИТЕЛЮ) Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (столстенаокноножницысани), лиц (ребёнок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупамукасахарсливкикислота), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука, бактерия, вирус, микроб), фактовсобытийявлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (РоссияБайкалОренбургЕвропаАзия), а также качествсвойствдействийсостояний (добротаглупость, синева, бег, решение, толкотня).

Молодцы! Справились, и Алеша камень одолел. Приложение (слайды).

Но не получилось остановить Тугарина и забрать золото. Отправился Алеша с друзьями вслед за Змеем. Приложение (слайд).

Подошли к реке глубокой, а моста нет, только дерево через реку переброшено.Страшно нашим героям… Приложение (слайд).

Поможем им страх преодолеть и через реку перебраться.

3. Словарная работа.

Картинный диктант.

Словарная работа у нас сегодня в форме картинного диктанта. Приложение (слайды).

Называем предмет, показываем букву безударного гласного и устно объясняем, в какой части слова он находится, эту часть выделяем.

  • берёза;
  • ворона;
  • деревня;
  • медведь;
  • картина;

А на 2 группы можно разделить? По какому признаку?

Кто?

Что?

Приложение (слайд).

  • Как называются слова первой группы, отвечающие на вопрос что?
  • Как называются словавторой группы, отвечающие на вопрос кто?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока…

- Что мы вспомним сегодня на уроке?

- Чему мы должны научиться? (различать)

Набрался храбрости Алеша Попович, видя, как мы работаем, и перешел с друзьями реку глубокую по бревнышку. Приложение (слайды).

А нам надо новыми знаниями овладеть, но сначала немного передохнём

Физминутка «Внимательные руки».

Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – хлопаем в ладоши, если неодушевленное –присесть.

  • царь;
  • яблоко;
  • кольчуга;
  • колдунья;
  • метла;
  • Тугарин Змей;
  • собака;
  • часы;
  • конь;
  • коса;
  • друг;
  • день;
  • золото;
  • туман;
  • соловей;
  • лес.

Отдохнули, отправляемся с нашими друзьями дальше.

4. Изучение нового материала.

1) Знакомство с правилом.

Откройте учебник на странице 12. Прочитаем правило, приведем примеры.

А дальше наши герои попадают в пещеру, из которой не могут найти выход. Приложение (слайды).

Выполним упр.16 с.12– найдет Алеша выход.

2) Работа с учебником (комментированное письмо).

Упражнение 16 с.12 (работа со толковым словарем по заданию учебника)

А теперь придумайте предложение с любым из этих слов. Назовите в своем предложении имена существительные и определите к какой группе они относятся.

3) Фонетический разбор.

Найдите в упражнении слова, где количество звуков меньше, чем количество букв.

4) Работа с предложением (синтаксический разбор)

Запишем предложение, дадим характеристику и найдем грамматическую основу.

А вот и выход! Приложение (слайд).

Куда же дальше путь держать? Приложение (слайд).

Камень сказочный указал путь в лагерь Тугарина. Долго ли, коротко ли шли герои наши дорогой своей нелегкой, но только добрались до лагеря. Стали думать, как Тугарина победить, да золото восвояси вернуть. Но врагов оказалось видимо – невидимо, одолевают Алешу, без нас он не справится. Приложение (слайды).

Необходимо выполнить следующее задание. Приложение (слайд).

5. Закрепление полученных знаний.

1) Самостоятельная работа (с применением дифференциации). Творческое применение полученных знаний.

Индивидуальные карточки на разный уровень сложности. (Приложение)

Дети выбирают карточку по желанию.

Сделаем вывод.

Справились – вернули золото народу русскому Приложение (слайд), а себя и Алешу знаниями обогатили, грамоте научили.

Победили войско Тугарина, забрали золото. Приложение (слайды).

6. Итог урока.

  • Над какой частью речи работали?
  • Чему учились на уроке?
  • Что нового узнали?

Алешу правилам обучили, и сумел он закончить летопись грамотно. Приложение (слайд).

Алеша Попович благодарит вас за помощь, за активную работу на уроке и дарит вам целое море цветов. Приложение (Слайды).

7. Домашнее задание. Приложение (Слайд ).

Правило с.12, упражнение 17.

найдите сведения в дополнительных источниках информации или  придумайте свою версию о том, почему существительные, называющие растения или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

Конспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе школы I вида Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении

Конспект  открытого урока по изобразительному искусству  во 2 классе школы I вида  Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении...

Конспект открытого урока русского языка в 3-Б классе УМК «Гармония» Тема: «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

Конспект  урока русского языка УМК «Гармония»  Тема:«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»...

Конспект «открытого» урока русского языка во 2 – В класс по теме «Закрепление. Звук [ж], буква Ж ж»

Тема«Закрепление. Звук [ж], буква Ж ж»Задачи урока   ·     развивать умения проводить звуковой анализ слов;·     уметь выделять звук [ж] и обозна...

Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...

Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...