Урок закрепление по теме:"Буквосочетание ЧУ-ЩУ."
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Тип урока: Урок закрепления (комплексного применения знаний и умений)

Ведущий метод: Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.

  Цель урока:

Предметная: Способствовать закреплению навыка правописания буквосочетаний ЧУ—ЩУ. Способствовать развитию творческих способностей детей.
Личностная: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, аккуратность письма.
Метапредметная (Формировать УУД):
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные умения: определять основание для написания слов с буквосочетаниями чу—щу и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

- уметь находить изученную орфограмму в слове;

- уметь писать слова с буквосочетаниями чу—щу используя правило.

Метапредметные умения:Познавательные умения:

- уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями чу—щу и обосновывать своё мнение;

- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.

Регулятивные умения:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.

Коммуникативные умения:

- уметь слушать и понимать речь других;

- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные умения:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

- проявлять интерес к изучению темы

Задачи: 

1.     Развитие орфографической зоркости.

2.     Развитие умения применять свои знания на практике.

Термины и понятия: Буквосочетания; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; орфограмма.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Используемые учебники и учебные пособия: «Русский язык» 2 класс, 2 часть под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Используемое оборудование: 

1.     Экран .

2.     Проектор.

3.     Компьютер.

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку  в программе pptx
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку по теме:

« Упражнения в написании слов сбуквосочетаниями чн, чк, жи, ши, ча, ща, чу, щу" (19 декабря 2014 год)

2 класс.

Тип урока: Урок закрепления (комплексного применения знаний и умений)

Ведущий метод: Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.

  Цель урока: 

Предметная: Способствовать закреплению навыка правописания буквосочетаний ЧУ—ЩУ. Способствовать развитию творческих способностей детей.
Личностная: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, аккуратность письма.
Метапредметная (Формировать УУД):
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы.
-
 Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные умения: определять основание для написания слов с буквосочетаниями чу—щу и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

- уметь находить изученную орфограмму в слове;

- уметь писать слова с буквосочетаниями чу—щу используя правило.

Метапредметные умения:Познавательные умения:

- уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями чу—щу и обосновывать своё мнение;

- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.

Регулятивные умения:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.

Коммуникативные умения:

- уметь слушать и понимать речь других;

- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные умения:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

- проявлять интерес к изучению темы

Задачи: 

  1. Развитие орфографической зоркости.
  2. Развитие умения применять свои знания на практике.

Термины и понятия: Буквосочетания; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; орфограмма.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Используемые учебники и учебные пособия: «Русский язык» 2 класс, 2 часть под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Используемое оборудование: 

  1. Экран .
  2. Проектор.
  3. Компьютер.

Используемые ЦОР: 

  1. Презентация к уроку  в программе pptx

ХОД УРОКА:

  1. Психологический настрой на работу

-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я думаю, что кто-то пришёл весёлый, а кто–то не очень.

У вас на столах лежат «тучки» и «солнышки», покажите какое настроение у вас в данный момент. А теперь повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу. Всё хорошее в жизни начинается с улыбки.

Очень хорошо, начнём наш урок с улыбок.

– Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие по зимнему лесу.

( Слайд 2) Зимний лес приготовил для вас разнообразные задания. Как вы считаете, сможете выполнить эти задания? Будете стараться? Ну что ж отправляемся в путь.

Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Определение темы урока

– Дети, назовите какие звуки обозначают буквы ч, щ, ж, ш? 
– Что их всех объединяет? (Все шипящие)
– С какими буквосочетаниями работали на прошлом уроке?
–  Нужно ещё поработать над этой темой? Почему?
–  Давайте сформулируем тему урока.
– Сегодня будем упражняться в написании слов с буквосочетаниями -чк-, -чн-, -жи-, -ши-, -ща-, -ча-, -чу-,-щу-. 
( Слайд 3)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.( Регулятивные УУД)

III. Минутка чистописания

– ( Слайд 4) Кто это нас встречает?  (Старичок-лесовичок) 
– Какой шипящий звук есть в этих словах? Дайте ему характеристику. 

 1. Письмо буквы, соединений

- Откроем тетради. А теперь посмотрите, какую букву Старичок – лесовичок просит написать вас (букву Ч). (Написать на доске заранее, прописать с детьми в воздухе прописать в тетрадях заглавную и строчную в чередовании)

- Какие орфограммы с этой буквой вы знаете? (ча, чу, чк, чн)

УУД: познавательные (группировка и классификация объектов; умение делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса).

2Работа с деформированным предложением. (слайд 5) 

 - Лесовичок просит составить про него предложение.

(В зимнем лесу ребята встретили лесовичка.) (Письмо по памяти. Читают 2 – 3 ученика, одно хоровое чтение ОРФОГРАФИЧЕСКИ) (пустой слайд 6 – в это время дети записывают предложение,)

- Запишите его. (затем вернуться в слайд 5)

- В данном предложении подчеркните грамматическую основу. 

- Из чего состоит грамматическая основа? (проверка)

Уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы. (Познавательные УУД)

IV. Работа по теме урока 

  1. ЧК, ЧН

– Лесовичок зовёт нас за собой.  Посмотрите на картинку (слайд 7) Кто это? (Cиничка)

- Где живут синички? (в лесу)

– Почему мы подкармливаем птиц зимой?
– У кого около дома есть кормушка?

- Прочитайте стихотворение

Прилетела к нам синичка.
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.

- Какие буквосочетания мы повторяем? Как вы думаете какое задание придумал лесовичок по этому тексту?

– Выпишите из текста слова с сочетанием ЧК. А какое ещё сочетание вы знаете?

- Как пишутся такие буквосочетания ЧК, ЧН? 

(Самостоятельная работа, проверка с доски (клик 1))

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с текстом. (Регулятивные УУД)
Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания
. (Регулятивные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Проявлять интерес к изучению темы. 
(Личностные УУД)

Уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями чк – чн и обосновывать своё мнение. ( Познавательные УУД)

  1. ЖИ. ШИ

а) повторение правила (Слайд 8)

– Старичок-лесовичок зовёт нас дальше. Но просто так нам не пройти. Отгадайте загадку и вы узнаете, что поможет нам быстро двигаться.

Два березовых коня 
По снегам несут меня. 
Кони эти рыжи, 
А зовут их ... (лыжи). 

– Какой шипящий звук есть в слове лыжи?  (ж)

- Назовите парный зуку Ж. 

– Дайте им характеристику.


- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ? 

Уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи – ши и обосновывать своё мнение. ( Познавательные УУД)

Проявлять интерес к изучению темы. (Личностные УУД)

  1. Словарная работа

( Слайд 9)

– Что это в лесу происходит? Отгадайте загадку:

Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Никого знать не хочу.
Вдоль дороги пробегаю,
И сугробы наметаю.  (Метель)

– Что такое метель? Объясните значение этого слова.

Мете'ль (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.

(слайд 10)

– Вставьте пропущенную букву. Скажите, можно ли её проверить. Написание этого слова нужно запомнить. Пишется с гласной Е. 

Это лексическое значение слова метель, его найдёте в толковом словаре. 
– Запишите слово метель, подчеркните орфограмму.

- Составьте устно предложение со словом МЕТЕЛЬ.

Уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Уметь определять основание для написания слов с непроверяемыми написаниями и обосновывать своё мнение. ( Познавательные УУД)

Проявлять интерес к изучению темы. (Личностные УУД)

Физкультминутка

– Закружила нас метель. Давайте отдохнём.

(если услышите в слове сочетание ЖИ – приседаем, на сочетание ШИ – подпрыгнули: КУВШИН, НОЖИ, ЁЖИК, ПРУЖИНА, ШИНА, МАШИНА, МОРЖИ, ГРУШИ, СНЕЖИНКА, КАМЫШИ)

  1. ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ

А) Правило

– Крутила метель, дорожки засыпала. Куда это мы попали. ( Слайд 11)
Темно кругом, лес густой. Ни птиц, ни зверей и лесовичок спрятался. 
– Да, мы попали в чащу леса.

– Какие буквосочетания спрятались в слове ЧАЩА?  (ча, ща)

– Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?  
– Дайте характеристику звуку щ.
– А какие ещё сочетания с шипящими звуками Ч и Щ вы знаете? Как пишутся сочетания ЧУ, ЩУ?

Б) Работа с карточками в паре.

- А сейчас ребята вы поработаете в паре.

– Чтобы выбраться из чащи вам нужно поработать с карточкой. Посмотрите внимательно, какое задание для вас придумал лесовичок.

(Дети получают карточки, работают самостоятельно)

Сч..стье, ч..чело, щ..ка, рощ.., ч..лан.
Щ..вель, ч..лок, ч..ша, ч..довище, ищ.. .

– Проверим,  какие буквы вы вставили. (Читают слово, называют букву) (спросить по одному слову каждую пару)

V. Обобщение. Работа в группе.

А в следующем задание Лесовичок хочет узнать, насколько вы внимательны. Работать будете в группе.
– Открывайте конверт. Что вы видите? Ваша задача постараться самим определить, в чём заключается задание лесовичка. Даю вам 30 секунд.

- Какая из групп сумела определить задание? (найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее) (если времени достаточно, записать слова кроме лишнего)

УУД: личностные, познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей), регулятивные(действие оценки; саморегуляция), коммуникативные (умение работать в паре и группе; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми).

Уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями ча – ща, чу—щу и обосновывать своё мнение. ( Познавательные УУД)

VI. Итог урока

– Мы хорошо потрудились. 
– Какие правила  мы вспомнили на уроке?

- Потрудились хорошо, со всеми заданиями справились, лесовичок говорит вам спасибо.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)

Оценки за работу на уроке

VII. Домашнее задание (слайд 12)

– Открыли стр. 14, упр. 23. Прочитали задание. Всем понятно. Открыли дневники и записали.

Уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями чу—щу и обосновывать своё мнение. ( Познавательные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. 
(Регулятивные УУД)

VIII. Рефлексия

- Ребята, помните, я в начале урока спрашивала вас о настроении. Урок прошёл. Давайте украсим ёлочку своим настроением. У кого оно солнечное, радостное – укрепите солнышко, а кого немного грустное – тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок закрепление по теме: " Имя существительное"

конспект урока закрепления по теме  " Имя существительное"...

Тема урока: «Закрепление по теме: "Устные приемы сложения и вычитания"» 2класс

Тема урока: «Закрепление по теме: "Устные приемы сложения и вычитания"» Предмет: математика (УМК «Школа России») Педагогические задачи: развивать умение решать задачи и выражения изученных в...

Урок математики. Тема урока: Закрепление пройденной темы.

Цель:создать условия для успешного усвоения учащимися геометрического материала;совершенствовать навык решения текстовых задач;развивать умения анализировать и обобщать....

Урок русского языка ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

Урок по теме "Буквосочетания Чк, Чн, Чт"...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе . Работа по функциональному чтению. Тема Путешествие в типографию. Урок закрепление по темам «Безударная гласная в корне» и «Парные согласные»

Урок закрепление для 4 класса. Урок посторен с использованием нестандартных заданий. Большой уклон в сторону функциональной грамотности: работа с различными по уровню сложности текстами, поиску информ...