Урок русского языка в 3 классе по теме "Части речи. Что такое суффикс?"
материал по русскому языку (3 класс)

Пасечник Марина Геннадьевна

Данный урок представлен в разделе «Части слова».

Нацелен на овладение знаниями о суффиксе, как части слова, его основных признаках;

умениями находить суффикс в слове и определять его значение; навыками образования новых слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка44.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1

Что такое суффикс?

Урок русского языка в 3А классе

Автор урока: Пасечник Марина Геннадьевна,

учитель начальных классов

2021 год

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

3

Дата

10.11.2021

Тема урока:

Что такое суффикс

Цели:

Создание условий для воспитания: мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Создание условий для развития:

Регулятивных УУД:

- умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательных УУД:

- умения ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

 - умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- умения преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативных УУД:

-умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

- умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Организовать деятельность учащихся на овладение:

Знаниями: о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; значениях суффиксов

Умениями: нахождения суффикса в слове и определения его значения

Навыками: образования новых слов.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Приёмы и методы формирования самооценки

 рефлексивная самооценка, взаимооценка, проверка по эталону, самооценка по шкале;

Средства/оборудование

мультимедийный проектор;

компьютер;

экран;

мультимедийная презентация в программе PowerPoint;

карточки для групповой работы;

оценочные листы;

карточки для самооценки и рефлексии;

классная доска с оформлением;

      учебник для третьего класса; авторы В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

Основные термины, понятия:

суффикс

Формы организации деятельности учащихся

Работа в парах

Работа в группах

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

 

Ход урока

Этапы урока

Дидактические задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I.Организационный момент

(1 минута)

Проверить готовность учащихся к уроку

Приветствует учащихся, создает благоприятную рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу

Учащиеся готовы к уроку

 II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(5 минут)

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Откройте тетради, положите их под наклоном, запишите число (9 ноября), «Классная работа».

- Начнём работу с минутки чистописания.

-Попрошу определить вас, с какой буквой мы будем сегодня работать, прочитав скороговорку:

 Водовоз вёз воду из-под водопровода.

- Что Вы можете сказать о словах, которые используются в скороговорке? (В скороговорке встречаются однокоренные слова)

- Докажите, что слова однокоренные.

 (слова –водовоз, водопровод- сложные)

- Какие слова можно назвать сложными?

-  Пропишите правильно и аккуратно заглавную и строчную согласную букву «в» в тетради.

А на следующей строчке запишем слово, лексическое значение которого я сейчас прочту: передвижение воздушных масс, символизирует живое дыхание Вселенной; словарное слово, состоящее из 5 букв и 5 звуков, 2 согласных звука мягкие, третий-твёрдый. Первый гласный звук ударный. (Ветер).

- Запишите транскрипцию слова ветер.  [в*эт*ир].

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Работают в тетради.

Читают скороговорку.

Анализируют и делают выводы.

Вспоминают определение однокоренных слов; выделяют корень; определяют лексическое значение.

Выполняют письмо по образцу.

Записывают слово и транскрипцию в тетрадь.

Предметные – вырабатывают

каллиграфический почерк на уроке

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

III.Этап актуализации опорных знаний.

(5 минут)

Актуализировать прежние знания, навыки, умения, непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке.

- Подберите фразеологизм со словом ветер.    (Ветер в голове.)

- Подберите однокоренные слова к слову ветер.  (Ветерок, ветрище.)

- Запишите их через запятую

- Разберите по составу слово ветер.

- Какие части слова выделили?                              

(Повторить определение корня, окончания)         

Отвечают на вопросы

Записывают слова в тетрадь.

Отвечают на вопрос (окончание, корень)

IV. Этап создания проблемной ситуации (с затруднением)

(5 минут)

Создание проблемной ситуации, в результате решения которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

-Разберите по составу слово ветерок.

Как называется часть, которая осталась?

- Разберите по составу слово ветрище?

- Как думаете, для чего нужна новая часть в словах?

- Одинаковое ли значение у слов ветерок и ветрище? (Разное.)

 -Почему? (Два разных сочетания букв изменили значения слова ветер по-разному)

-Давайте попробуем определить тему урока.

- О какой части слова мы будем сегодня говорить? (О части, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

-С какими частями слова уже знакомы? (корень, окончание).

-Где находится новая часть слова? (после корня, перед окончанием)

_ Откройте учебник на странице 84, прочитайте определение и назовите тему урока.

(Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).

- О какой части слова пойдёт речь?

-Правильно, тема урока «Что такое суффикс?»

- Какую задачу нам сегодня предстоит решить?

(Нам предстоит определить, могут ли суффиксы изменить, уточнить значение слова).

-Поставьте себе цель на урок. Чему вы хотите научиться? Что узнать?

Высказывают свои предположения о названии новой части слова.

Делают вывод о том, что новая часть нужна для образования новых слов.

Анализируют слова и делают вывод о том, что суффиксы придают словам различные оттенки значений, то есть и сами имеют значение.

Вспоминают определение корня и окончания.

Самопроверка

Сверяют свой вывод с эталоном в учебнике (правило)

Высказывают свои предположения о целях работы на уроке.

Озвучивают цель урока

«Могут ли суффиксы влиять на значения слов?»

Предметные: узнают определение суффикса слова, научатся

находить суффикс в слове и выделять его.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: Выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование.

V. Этап открытия новых знаний

(6 минут)

Получение новых знаний обучающимися в результате самостоятельного исследования.

- Вспомните, какие слова образовали от слова ветер.

-Какие суффиксы использовали для образования новых слов?

-Изменилось ли значение слов?

-Для того, чтобы ответить на вопрос «Могут ли суффиксы влиять на значения слов?», предлагаю провести мини-исследование «Влияние суффиксов на значения слов».

-Давайте разделимся на группы и поработаем с другими словами. Каждая группа получит набор слов, которые нужно объединить в группы (выделить суффиксы, рассказать, по какому признаку объединяли слова).

I группа: домище, ветрище, зверюшки, столик, жарища, избушка.

II группа: мышонок, каменщик, медвежонок, лисёнок, тракторист, мясник.

III группа: сероватый, храбрец, красноватый, черноватый, упрямец, глупец.

ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ

Увеличительное          Уменьшительно- ласк.                   

домище                                                   зверюшки

ветрище                                                  столик

жарища                                                   избушка

  Профессия,                            Название      

род занятий                   детёнышей животных    

 тракторист                                           мышонок

мясник                                                  медвежонок

каменщик                                             лисёнок

Оттенок цвета                             Признак лица

сероватый                                            храбрец

красноватый                                        упрямец

черноватый                                          глупец

- Можно ли сделать вывод о влиянии суффикса на значение слова?

-Оцените свою работу в группах с помощью оценочного листа (Приложение 1)

-Все ли было понятно? Были затруднения?

Называют слова: ветерок, ветрище

Высказывают своё мнение

Работают в группах.

Группы представляют классу результат своей работы.

Названия групп и суффиксы вывешиваются на доску.

В результате выступления каждой группы появляется вывод о влиянии суффикса на значение слова.

Формулируют вывод на основании результатов мини-исследования (работы со словами)

Осуществляют самооценку и взаимооценку групповой работы.

Предметные: осознают значения суффиксов.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: учитывают разные

мнения и высказывают собственное

Познавательные УУД:

анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Регулятивные УУД: проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи.

Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность

Физминутка (2 минуты)

Снять усталость и напряжение.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели,

На меня все посмотрели.

Правильное выполнение движений.

Личностные УУД: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни.

VI. Этап первичной проверки понимания

(5 минут)

Создать условия для построения учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Включение нового знания в систему знаний.

- Давайте вспомним какую проблему обозначили в начале урока? (узнать, как суффиксы влияют на значение слова.)

-Нашли ответ на интересующий нас вопрос?

-Предлагаю продолжить работу в этом направлении.

-У вас на партах лежат конверты, в которых находятся слова. Составьте из них предложение. (Не все слова войдут в ваше предложение)

Желтые карточки (Я увидел след крошечной лапки (или огромной лапищи)

Голубые карточки (На крыльце показался маленький котёнок (или злой котище)

Зеленые карточки (Во дворе рос небольшой кустик (или огромный кустище)

- Какие получились предложения?

- Как изменился смысл предложения?

- Какой вывод можем сделать?

(Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет   свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит лексическое значение слова.)

- Откройте учебники на с. 91, посмотрите в таблицу с суффиксами.

-Как вы думаете, слова с каким значением можно образовать с помощью этих суффиксов? (Слова-названия профессий или рода занятий.)

 -Приведите примеры слов с такими суффиксами. (Тракторист, сварщик, боксёр, школьник, летчик, учитель, вратарь, банкир)

Оцените свою работу в паре.

Выполняют работу в парах.

Работают с таблицей.

Определяют лексическое значение суффиксов. Приводят примеры слов с заданными суффиксами.

Взаимопроверка

Предметные: образовывают слова с помощью суффикса; осознают значения, вносимые в слово суффиксами.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: контролируют процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

выявляют особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

VII. Этап закрепления с самопроверкой по эталону

(6 минут)

Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону;

 Создать ситуации успеха для каждого;

Предоставить возможности выявления причин ошибок и их исправления

-Следующее задание выполните самостоятельно. Работаем на стр.92 с упр.171

- Прочитайте задание. Всё понятно?

-Что надо сделать? (Образовать слова с помощью суффиксов)

Выполните задание в тетрадях.

Взаимопроверка по эталону на доске

-Поменяйтесь с соседом тетрадями, проверьте работу.

-Сверьтесь с доской

-Какое значение придали суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное.)  

Кто выполнил работу без ошибок? У кого были затруднения? Почему?

- Оцените письменную работу друг друга используя круги самооценки.

2) Дифференцированные задания

А теперь, ребята, вам предстоит сделать выбор.

-У вас на столах лежат карточки с заданиями двух уровней сложности.

   1 уровень. Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом  

Столик – гвоздик,

учитель – ___________ ,

маленький – _________ ,    

       

медвежонок – _________,    

котище – ___________ ,    

доброта – ___________ .

2 уровень. Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки.

-Выбери то задание, с которым ты уверенно справишься. Выполни его самостоятельно в тетради.

-Вложи карточки в тетрадь. Не забудь заполнить таблицу самооценки.

Вопросы

Ответы

1

Какое было задание?

2

Удалось выполнить задание?

3

Задание выполнено верно или не совсем?

4

Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?

5

Какую себе поставишь отметку?

Я проверю ваши работы и выставлю оценки.

Выполняют самостоятельно упр. 171 с последующей взаимопроверкой по эталону.

Объясняют значение используемых суффиксов.

 

Осуществляют взаимооценку с помощью разноцветных кругов. (Первая половина круга оценка ученика, вторая-оценка учителя).

Рисуют на полях тетради шкалу самооценки.

Работают с разноуровневыми заданиями по карточкам.

Рефлексивное оценивание

Оценивают свои знания в предложенной области.

Осуществляют выбор задания доступного уровня сложности.

Оценивают выполненное задание и заносят результаты в таблицу.

Регулятивные УУД: анализировать собственные знания: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины

Коммуникативные УУД:

характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

VIII. Этап предоставления информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(2 минуты)

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Для закрепления, пройденного материала, я предлагаю вам домашнее задание на выбор.

1) Учебник с. 94 упр. 176.

2)+ к упр. 176 письменно составить предложение с одной парой прилагательных

3)+ к упр. 176 придумать и записать 3 пары своих слов с такими же суффиксами.

Внимательно слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

IX.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(3 минуты)

Организовать самооценку учащимися результатов своей учебной деятельности

-Итак, какой части слова был посвящён сегодняшний урок? (суффиксам)

- О какой роли суффикса мы сегодня говорили?

 (Суффиксы:

   -образуют слова, изменяют лексическое значение слов

   - помогают ярче выразить эмоции

   - точнее передают смысл высказываний)

-Поднимите желтые карточки те, кто достиг своей цели на уроке, красные- кому еще есть над чем поработать.

-Обратимся к кластеру. Можем ли мы дать ответ на вопросы.

Сможете ли вы продолжить кластер?

На какой вопрос мы искали ответ?

Что такое суффикс?

Какое место в слове занимает суффикс?

Как обозначается суффикс?

Для чего служит суффикс?

Какие бывают суффиксы по значению?

           

           

Имеет ли значение суффикс?

- Мы познакомились с новой частью слова – суффиксом.

-Перед вами лежат таблички, определите, что вы теперь понимаете, знаете, умеете. Отметьте знаком +

Понимаю, знаю, умею

+ или -

1

Понимаю, что такое суффикс

2

Умею находить суффикс в слове

3

Знаю значения, которые может иметь суффикс

4

Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов

-Положите карточки в тетрадь по русскому языку. И следующий урок мы начнем с разбора трудностей, возникших на уроке.

-Урок окончен.

Обобщают пройденный материал.

Рефлексивное оценивание достижений

Повторяют правило.

(Который находится.., служит…)

Заполняют таблицу.

Оценивают эффективность собственной работы на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Приложение 1

Оценочный лист групповой работы

 

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои  обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++  у меня всё получилось -+  были затруднения, но я справился

-    у меня не получилось работать в группе

++  у тебя всё получилось  -+  у тебя возникли затруднения,

       но ты справился

-      у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

 

Мы работали слаженно и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."

Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....

Урок русского языка 4 класс Тема: "Части речи. Закрепление пройденного материала".

Эта презентация поможет учителям, родителям и детям закрепить свои знания по теме: "Части речи"....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Части речи"

Конспект урока по теме "Части речи"...

Урок русского языка. 4 класс Повторение. Части речи

УМК "Школа России" Повторение в конце учебного  года. Предусмотренна работа в группах, парах, индивидуальная, фронтальная. При помощи интерактивной приставки Mimio вносятся все записи на доску....

Конспект урока русского языка (4 класс). Тема: «Части речи. Глагол». УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: совершенствование умения определять и изменять  форму  глагола;  закрепление умения нахождения глаголов в тексте; развитие умения определять грамматические пр...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: сочинение басни по картине «Кошка в клетке».Планируемые результатыПредметные: знать, что такое басня, ее основные признаки; уметь составлять басню, исходя из пла...

Урок русского языка 2 класс УМК Школа России ".Что такое родственные слова?"

Научатся находить  и образовывать родственные слова.Употреблять их в речи .Познакомятся с признаками родственных слов....