Урок русского языка 2 класс. Тема: "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по теме "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс

Сообщение темы и целей урока, мотивация на обучение.

Начало урока с метафоры (нейро-лингвистическое программирование, далее НЛП Павловой)

Здравствуйте, дети, я предлагаю вам сесть удобнее  и послушать интересную историю из восточной сказки. Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих подданных «О, мои верные слуги,-обратился он  к ним, у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить её .» Он повёл своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная дверь с замком. «тот , кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым помощником,»- сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи стали неуверенно толкать дверь, но они все были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим они отходили от двери, Но только один подданный внимательно осмотрел дверь, потрогал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкнул её и – о чудо!  Дверь стала поддаваться, появилась сначала маленькая щель, а потом дверь открылась шире..и распахнулась настежь

«Ты станешь первым помощником, потому что полагаешься не только на

то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои собственные силы.»

Как вы думаете, ребята, почему слуге удалось открыть эту дверь?

Итак, молодцы, вы правильно ответили, а теперь каждый из вас постарается поверить в свои силы, и мы начинаем трудиться на уроке.

   

Открываем тетради, число, классная работа, приготовили зелёную пасту. Кто всё написал, делает упражнение для глаз ( смотрим на дверь) вправо, влево, вверх, вниз, центр.(НЛП)

     

         Минутка чистописания. Чтобы узнать какая буква у нас сегодня, мы должны-первое –вспомнить какой сегодня день недели, молча вспоминаем, второе- эта буква даёт звонкий , парный звук.

СРЕ Д А

Верно. Это буква Дд

Ддж Ддз Дди …..продолжи ряд  ( буквы прибавляем по алфавиту)

Чтобы выполнить задание по чистописанию, мы вспомнили день недели. А что же такое неделя? Как вы понимаете значение этого слова?

Ответы.

Молодцы, записываем словарное слово НЕДЕЛЯ…вы пишете, а я вам расскажу, откуда  оно произошло. Это единица счёта времени, равная семи дням. Но слово неделя не всегда имело такое значение. Вначале неделей назывался день отдыха – от не делать, (записываем глагол не делать, кто мне подскажет, как писать частицу не?) то есть день свободный от дел. А то, что мы сегодня называем ,неделей называлось седьмицей-семидневкой, первый день семидневки назывался понедельником. Позже на смену семидневка пришло слово неделя.

Внимание на экран – там вы сможете прочитать название темы сегодняшнего урока, я усложняю задание, не даю ключ к ответу.

ОРПЧОРПАОРПСОРПТОРПИОРП

АКСРАКСЕАКСЧАКСИАКС

Верно, молодцы, тема «Части речи»

И наша с вами задача вспомнить все, что мы уже с вами знаем о частях речи и ещё пополнить свой багаж знаний.

  1. Основная часть урока. Работа по теме урока

Попробуем объяснить, что такое части речи? При помощи речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Что произносит, человек, открывая рот?

-звуки.

Во что складываются звуки?

-в слова.

Вот эти самые слова собраны в группы по определённым признакам, вот эти самые слова и есть части речи.

Какие части речи мы уже знаем, перечислить и дать краткую характеристику каждой части речи.

Ответы детей, жетоны.

Молодцы, перед вами листочки с заданиями. Посмотрите тексты произведений, какого писателя перед вами? Верно Льва Николаевича Толстого.

Почему Толстой написано с заглавной буквы?

Правильно, потому что это имя собственное.

Читаем первое задание.

Прочитай текст, найди и выпиши имена существительные, определи род, число, падеж и выдели орфограмму, если она есть в слове.

Текст «Собака и её тень»

Кто всё написал, делает пальчиковую гимнастику.

Мы определили число у каждого существительного, ребята, в русском языке встречаются существительные, которые всегда стоят во множественном числе. Давайте запишем некоторые из них.

 Ножницы, шорты, очки.

Читаем следующее, второе задание.   Найди глаголы.    Определи время. Выпиши второе предложение.    Поставь глаголы в настоящем времени и подчеркни главные члены предложения.  

Физкультминутка. (НЛП)               Поднимаем руки вверх на счёт три, тянемся. Пытаемся дотянуться до соседа впереди, откинулись на спинку стула. Ещё раз. Молодцы.

Встали друг за другом на расстояние вытянутой руки, пишем своё полное имя на спине у впереди стоящего, ещё раз.               Подскажите любоё доброе, пишем, теперь тёплое слово….пишем его.              Отлично . повернулись, снова имя, ещё подскажите любое ласковое слово..пишем, теперь родное слово..пишем. повернулись. Улыбнулись друг другу. И тихонечко сели

Смотрим на следующее задание.    Посмотрите на текст, чего  в нём не хватает?

Верно знаков препинания в конце предложений и заглавных букв в начале.

Прочитайте мне первое предложение определив где оно заканчивается. Следующее. Дальше.            Теперь ищем имена прилагательные. молодцы. Нам надо записать имена прилагательные, которые обозначают цвета.          это ……….первое прилагательно записываем в мужском роде,  второе женский род и третье средний.        Обратите внимание какие окончания у этих имён прилагательных, ая, ый, ое.     Как у вопросов на которые они отвечают! Запомните у им.пр жен рода-яя-ая, муж рода ий–ый, а ср.рода-ее-ое.

А теперь пока немного пальчики отдыхают, я вам расскажу интересную историю.

Живёт на свете один проказник. Маленький, ловкий, озорной и смешливый. Это не звук, не буква и к знакам препинания он себя не относит. Он такой один. Он дефис-и всё тут.

 И у прилагательных он частый гость.

С виду дефис очень похож на тире, только короче. Вот такой:- (пишу на доске)

В любую щёлочку пролезет, а уж в важное правило и подавно! Одно такое правило я позвала сегодня.

 Дефис любит цветные прилагательные. поэтому, когда, он встречает сложное цветное прилагательное, то обязательно в него забирается. И тогда утро становится

 розовато-сиреневым (запись),

 или нежно-розовым(запись),

трава- светло-зелёной(запись),

 а небо –ярко-синим.(запись) Замечательно, правда?

3.Подведение итогов урока.

Ребята мы с вами сегодня вспоминали об известных нам частях речи. Назовите мне их.

 Ответы

 А теперь возьмём зелёную пасту и посмотрим на классную работу, нам надо отметить, а что же сегодня нового мы ещё узнали? На экране для вас подсказка.

Неделя, ножницы, шорты, очки, лопнул, наступил, красный, желтая, зелёное, светло-зелёный. (с выделенными орфограммами)

 Перечисляем - словарное слово-неделя, узнали о сущ, которые всегда множественного числа, узнали какие окончания бывают у имён прилагательных. узнали что такое дефис и где мы его можем встретить.

 

А в дальнейшем нам предстоит познакомиться с новыми частями речи.

На листочках с заданием нарисуйте своё настроение, листочки вложите в тетрадь, и передайте мне с последней парты. Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе

Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых являетс...

Урок русского языка по теме :" Части речи. Повторение." 3 класс.

Урок - повторение изученного материала ....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Конспект урока русского языка на тему "Части речи" 2 класс

План-конспект урока русского языка можно использовать на этапе закрепления по теме"Части речи"....

Урок русского языка по теме "Части речи" во 2 классе. Обобщение.

Урок - обобщение по теме "Части речи". Проводится во 2 классе. На этом уроке дети не просто обобщают знания об изученных частях речи, а делают это в игровой форме, путешествуя по необычной стране с на...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...