Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Марголина Инна Игоревна

Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

                                                                                                   Составитель: Марголина Инна Игоревна,

учитель начальных классов Красноборской СОШ

                                                                                                   Тосненского района Ленинградской области

Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Части речи».

Цель урока: совершенствовать знания учащихся об особенностях изученных частей речи – имён существительных, имён прилагательных, глаголах, местоимениях.

Задачи урока:

1). Совершенствовать умение уч-ся сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их.

2). Совершенствовать умение в употреблении различных частей речи в предложениях, текстах.

3). Поддерживать интерес уч-ся к родному языку, используя инновационные технологии.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фонограмма песни «Чудетство»(сл.М.Яснова, муз.Г.Гладкова), «градусники», карточки с названиями частей речи, рисунки вазы, лукошка, дуба, сирени, гриба, карточки со словами-предметами(малина, вишня, слива, груша, яблоко, лимон, помидор, гриб, лук, огурец, морковь, свёкла), карточки с распечатанным на них стихотворении А.Барто «Зайка»(на каждого ученика), заготовка таблицы «Грамматические признаки частей речи»(на каждого ученика), фишки.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: нетрадиционный урок в форме дидактической игры «Аукцион» с использованием инновационных технологий ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы».

Пояснения к проведению дидактической игры «Аукцион»:

За день до начала урока уч-ся получили задание выяснить в толковом словаре (или в интернете) значение слов «аукцион», «аукционер», «аукционист», «гонг». К уроку учитель готовит модель гонга, который будет извещать о начале лота (этапа урока) и о его конце; фишки, которые будут получать уч-ся за правильные ответы и выполненные задания.

Содержание работы на уроке

Методический комментарий

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-аукцион. Мне бы хотелось,  чтобы вы сейчас «измерили» своё настроение. На партах лежат «Градусники». Отметьте, то настроение, чувства, которые вы сейчас испытываете. (Дети отмечают).

ГРАДУСНИК

                  Ф.И._______________________________________________

радость

безразличие

страх

   волнение

   интерес

До урока

После урока

                                2. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

 Здесь у нас аукцион –

                                                Подведёт итоги он.

                   Тот, кто больше, лучше знает,

  Тот награду получает.

- А что же означает слово «аукцион»? Какое определение даётся в толковом словаре?

                       Аукцион (лат.) – публичная продажа товаров в заранее             установленное     время и в назначенном месте, при которой покупателем   товара считается лицо,   предложившее за него наивысшую цену. (Дети зачитывают определение из толкового словаря. Одновременно на экране появляется запись этого определения).

              - Сегодня на уроке вы будете покупателями товара, т.е. «аукционерами».   Я сегодня не учитель, а «аукционист», т.е. лицо, проводящее аукцион.

Кто сможет определить, как образованы слова «аукционер» и «аукционист»? (От слова «аукцион» при  помощи суффиксов –ер-, -ист-).

-Кроме этого, на аукционе используется гонг. Кто выяснил значение этого слова в толковом словаре?

                     Гонг (индонез.) – ударный музыкальный инструмент в виде металлического диска, издающего звуки от удара колотушки; применяется также для подачи сигнала (Одновременно с ответом ученика на экране появляется определение).

- На нашем аукционе удивительный товар! (Выставляется карточка)

Части речи

- Его вы можете приобрести за свои знания. Для этого вам нужно вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, уметь распознавать их и употреблять в предложениях и текстах.

3.Ход дидактической игры.

  1. - Итак, «продажа» товара начинается.

    Товар первый – Имя существительное (на доске – карточка)

( Дети, поднимая руки, рассказывают об этой части речи. После каждого ответа задаю вопрос: «Кто больше?» При затруднении задаются наводящие вопросы).

Круг вопросов:

  1. Что называется именем существительным?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Что обозначает имя существительное?
  4. Назвать постоянные признаки.
  5. Назвать непостоянные признаки.
  6. Роль в предложении.

(За каждый верный ответ даётся фишка)

Продано!!!

  1. Упражнения.

  1. По какому грамматическому признаку сгруппированы предметы. Найти лишние предметы.

Ваза (рисунок)                                                  Лукошко (рисунок)

Малина                                                               свёкла

Вишня                                                                  помидор

Слива                                                                   гриб

Груша                                                                   лук

Яблоко                                                                 огурец

Лимон                                                                  морковь    

                                                                               

(Слова сгруппированы по склонениям: в «вазе» (1 скл.) должны «лежать» слова-предметы 1 скл. В первой группе «лишние» слова: яблоко, лимон. В «лукошке» (2 скл.) находятся слова 2 скл. Во второй группе «лишние» слова: морковь, свёкла. Слово «свёкла» дети должны перенести в первую группу слов.)

-Почему слово «морковь» не относится ни к первой, ни ко второй группе? Докажите (Слово «морковь» относится к 3-ему скл., т.к. является существительным женского рода с Ь на конце).

  1. - С «тарабарской грамотой» вы уже знакомы. Вот еще одно предложение. Догадайтесь, где нужно поставить Ь.

Мелестная девеж(ь) притясла комейный боромож(ь).

- Объяснить, как определили. Доказать.

(Слово «девежь» является существительным, т.к. отвечает на вопрос «кто?». К нему можно подставить слова «она», «моя». Это существительное женского рода с шипящим на конце, поэтому пишется с Ь)

Дополнительный вопрос: могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям. Привести примеры.

  1. Повторение правописания окончаний существительных 2 скл. В Р.п. мн.ч.

- Списать, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.

( текст задания выводится на экран)

На деньги, вырученные на аукционе, купили несколько килограмм… апельсин…, мандарин…, макарон…, а также по паре (ботинки,валенки,сапоги) и несколько пар (носки).

Ответ: килограммов, апельсинов, мандаринов, макарон, ботинок, валенок, сапог, носков.

                                                  - Продано!!!

Вывод: на экран выводится 1 часть таблицы «Грамматические признаки частей речи». По ней обобщаются знания об имени существительном (см. конец конспекта).

Каждый ученик имеет эскиз данной таблицы на отдельном листе бумаги. Соответствующие графы таблицы заполняются коллективно.

  1.      - Продолжаем аукцион. О следующем «товаре» догадайтесь сами.

-Что это за часть речи?

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь;

Меня вам надо знать, беречь!

                           

                      Имя прилагательное.

- На экране вы видите тест «Признаки прилагательного». Укажите верные утверждения и проверьте себя.

     (После теста проводится блиц-опрос по нижеприведённым вопросам).

Круг вопросов:

- Что называется именем прилагательным?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает имя прилагательное?

- Назвать постоянные признаки.

- Назвать непостоянные признаки.

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- Роль в предложении.

Продано!!!

  1. Упражнения.

  1. – Глядя на рисунки, составьте словосочетания, учитывая «загадку» корней. На аукционе победит тот, кто подберёт больше определений к данным существительным.

 

         Рисунок дуба                Рисунок куста сирени          Рисунок гриба

Ветвистый могучий              душистая свежая                  съедобный, маленький,

столетний дуб                        пышная сирень                    молодой, ароматный гриб

(Дети записывают «свои» словосочетания)

- Записать словосочетания, определить род и число прилагательных. Устно доказать правописание окончаний прилагательных, которые требуют проверки.

  1. Работа со стихотворением А.Барто «Зайка» (стихотворение распечатано для каждого ученика на отдельном листе бумаги).

Зайку бросила хозяйка,-

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

- У вас на партах маленькое стихотворение. Кто узнал его? Кто автор?

- Найдите в тексте имена существительные.

- Найдите имена прилагательные. (Нет).

- Вот и попробуем к каждому существительному подобрать имена прилагательные.

(Дети самостоятельно записывают предложения, подбирая прилагательные к существительным).

Примерный вариант текста:

Игрушечного зайку бросила маленькая хозяйка. Под сильным дождём остался бедный зайка. С высокой скамейки слезть не мог, весь до последней ниточки промок.

- Определить, каким членом предложения выступают имена прилагательные в предложениях (определение).

  1. Минутка отдыха.

- Послушайте весёлую песенку, которая называется «Чудетство». А самый внимательный, сможет найти в некоторых словах спрятавшиеся словосочетания (звучит фонограмма песни «Чудетство». На экране – текст песни).

                          Чудетство   (сл. М.Яснова, муз. Г. Гладкова)

                          В Чудетство откроешь окошки.

Счастливень стучит по дорожке.

Цветёт веселютик у речки,

И звонко поют соловечки.

И где-то по дальним дорогам

Бредут носомот с бегерогом.

Там ёлки стоят как светёлки,

Под ними лежат хихиголки.

И ждут нас три друга у бора:

Забава, Потеха, Умора.

Мы с ними в Чудетство скорее войдём.

Спешит торопинка под самым окном.

Пойдём, лишь откликнется эхо,

Умора, Забава, Потеха.

- Найдите спрятанные в некоторых словах этой песни словосочетания.

(чудесное детство, счастливый ливень, весёлый лютик, соловьиный человечек, светлая ёлка, торопливая тропинка).

Вывод: на экран выводится 2 часть таблицы «Грамматические признаки частей речи». По ней обобщаются знания об имени прилагательном (см. далее).

                                                 

После заполнения второй части таблицы, учащимся предлагается сравнить грамматические признаки имён существительных и имён прилагательных.

- Найдите сходства и различия между этими частями речи.

  1. Занимательное упражнение.

-Замени крылатое выражение близким по значению словом (выполняется тест «Подбор глаголов-синонимов»).

-Какой частью речи вы заменили крылатые выражения. (Глаголами).

- Итак, на «продажу» выставляется следующий «товар» –

                                           Глагол.

Учащимся предлагается выполнить тест «Признаки глаголов»

  1. Упражнения.

  1. -Найдите глаголы в тексте про зайку. Выполнить морфологический разбор любого глагола.

   Образец:  бросила – гл. (что сделала?), н.ф. – бросить, в прш.вр., в ед.ч., ж.р., сказ.

Вывод: на экран выводится 3 часть таблицы «Грамматические признаки частей речи». Ведётся работа с этой частью таблицы на основе теста «Признаки глагола» из ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы».

Уч-ся под руководством учителя обсуждают и заполняют каждую позицию в таблице, приводят примеры.

  1. Обобщение.

-Наш аукцион подходит к концу. Вы показали прекрасные знания по теме «Части речи».

-Давайте обобщим все то, о чем сегодня говорили.

Вернемся к предложению из «тарабарской грамоты».

Мелестная девежь притясла комейный боромож.

-Значение слов нам непонятно, но части речи такие же, как и в русском языке. Узнайте их.

-Кто сможет доказать?

Мелестная – вопрос: какая?, окончание –ая, обозначает признак предмета – прилагательное.

Девежь – вопрос: кто? или что?, обозначает предмет – существительное.

Притясла – вопрос: что сделала?, суффикс глаголов прошедшего времени –л-, обозначает действие предмета – глагол.

Комейный – вопрос: какой?, окончание – ый, признак предмета – прилагательное.

Боромож – вопрос: что?, обозначает предмет – существительное.

  1. Итог урока.

- На каком необычном мероприятии вы присутствовали? (аукционе)

- С какой целью мы посетили аукцион? (повторяли грам.признаки частей речи)

- Что понравилось? Запомнилось?    

 - Некоторые части речи русского языка вам уже знакомы, а со многими вам предстоит познакомиться в старших классах. Я надеюсь, их изучение будет таким же успешным.

- Вот и закончился наш аукцион. У каждого свои чувства, отметьте их на «градусниках» настроения.

-А сейчас мы с вами определим  самых «состоятельных» аукционеров. Они богаты самым ценным, что может быть у человека – знаниями. Это …. (подсчитываются фишки, которые заработали дети во время урока).

  1. Домашнее задание.

- Закончить составление таблицы «Грамматические признаки частей речи» (4 колонка – личные местоимения). По желанию – написать отзыв об уроке.

                                Таблица частей речи и их грамматических признаков

Существительное

Прилагательное

    Глагол

Личные местоимения

ЗНАЧЕНИЕ

      Предмет

     Признак

     предмета

 Действие, состояние

Указывает на предмет

ВОПРОСЫ

     К                    

                       

                   ТО?

     Ч

                      ОЙ?    

                       АЯ?

  КАК             ОЕ?

                       ИЕ?

ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?

   

       КТО?

     ЧТО?

ЧИСЛО   Ед.

               Мн.

                  +

       изменяется

                 +

      изменяется

           +

изменяется

              +

     постоянно

РОД  муж.

          Жен.

          Ср.

                  +

       постоянный

                 +

       изменяется

           +

Изменяется в прош. вр. ед.ч.

              +

Изменяется в

3-ем л. ед.ч.

СКЛОНЕНИЕ

                   +

                  --

           --

              --

ПАДЕЖ

                   +

                  +              

           --

              +

  1 спр.

 11 спр. 

                   --

                  --

           +

              --

  1-е   ЛИЦО

  2-е  ЛИЦО  

  3-е  ЛИЦО

                   --

                  --

           +

Изменяется

в наст. и буд. врем.

              +

     постоянно

    ВРЕМЯ

                  --

                  --

           +

              --

1 мин.

Цель – получить сведения об эмоциональном отношении детей к данной форме урока.

2 мин.

Цель – пополнить словарный запас уч-ся новыми для них понятиями.

10  мин.

Цель – совершенствовать умение группировать слова по грамматическому признаку.

Упражнения данного вида помогают уч-ся применять знания грамматических признаков частей речи независимо от смыслового значения слова, развивают чувство языка.

Цель – закреплять навыки грамотной речи

Цель – систематизировать знания уч-ся об имени существительном.

15 мин.

Цель - активизировать знания учащихся об имени прилагательном.

Цель – расширять и активизировать словарный запас детей

Умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.

Цель - систематизировать знания уч-ся об имени прилагательном.

Умение сравнивать части речи по грамматическим признакам.

15 мин.

Данный тест помогает учителю в занимательной форме перейти к следующему этапу урока.

Тест «Признаки глагола» из ИУМК помогает сэкономить время на повторение грамматических признаков данной части речи.

Умение определять глаголы в тексте, проводить морфологический разбор глаголов.

5 мин.

Цель – определить эмоциональное состояние уч-ся после проделанной работы.

Составление с детьми данной таблицы помогает обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Части речи» в конце четвёртого года обучения русскому языку.

Кроме этого, таблица помогает учащимся видеть те категории, которыми обладает та или иная часть речи и не допускать ошибки в морфологическом разборе слов. (Например, некоторые уч-ся пытаются определить склонение у глаголов и спряжение у существительных.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....

"Прямая речь". Конспект урока русского языка в 4-м классе с презентацией ("Школа России")

Конспект урока, презентация, приложения в виде карточек для парной, групповой, самостоятельной работы....

Методическое пособие. «Влияние изучения имени прилагательного на уроках русского языка на развитие речи учащихся 2 класса»

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками....

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...