Главные вкладки

    Повышение грамотности письменной речи слабослышащих обучающихся на уроках русского языка и развития речи посредством использования фольклорного материала
    материал на тему


    Подписи к слайдам:

    Методическая наработка по теме
    «Повышение грамотности письменной речи слабослышащих обучающихся на уроках русского языка и развития речи посредством использования фольклорного материала».Учитель Серова Н.Г.г. Нефтеюганск2009-2010 учебный год.
    Класс 4 «в»Специальный класс для слабослышащих детей2 отделение 2 вариант (дети со сложной структурой дефекта)
    Сильные стороны
    Слабые стороны
    Задачи
    Через что?
    Умеет самостоятельно читать текст.Умеет списывать текст объёмом 55-60 слов с изученными орфограммами.Может самостоятельно составить и восстановить деформированное предложение из 3-4 слов.Может пересказать текст небольшой по объёму по вопросам.
    Не всегда понимает содержание прочитанного без помощи учителя.При письме пропускает буквы, допускает ошибки на изученные орфограммы, ошибается при переносе слов.Испытывает затруднения при составлении предложений и восстановлении деформированных предложений из большего количества слов.Не может самостоятельно пересказать текст большой по объему, затрудняется в изменении грамматических форм слова
    Простроить работу над пониманием прочитанного текста (Пересказ по плану, по вопросам, по схематическим рисункам, пополнение словаря)Формировать умение составлять развернутые предложения, восстанавливать деформированные.Формировать умение пересказывать текст, умение изменять грамматическую форму слов в предложении.
    Упражнения, словарная работа, ответы на вопросы, постановка вопросов, использование фольклорного материала, использование компьютерных технологий(презентации, тренажеры, карточки в электронном варианте)
    ПРОДВИЖЕНИЕ РЕБЁНКА (ЛЕРА)
    «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». ( А.М.Горький)
    Цель:
    Выстроить процесс работы по использованию фольклорного материала на уроках русского языка и развития речи для повышения грамотности письменной речи слабослышащих обучающихся.
    Задачи:
    Подобрать и изучить теоретический материал по теме.Изучить опыт других педагогов.Разработать памятку для детей по работе с пословицей(поговоркой, скороговоркой).Разработать механизмы работы: -механизм работы с деформированным предложением; -механизм работы по изменению падежных окончаний существительных.Подобрать речевой материал (фольклорный) для изучения отдельных тем. Подобрать приёмы работы.Разработать диагностический материал.Простроить работу с родителями.
    Конечный результат:
    Ребёнок умеет грамматически правильно построить предложение: восстановить деформированное предложение:Лера-60% Таня-80% Семён-70% правильно изменить падежные окончания существительных в предложении:Лера-50% Таня-60% Семён-50%Дети знают значение 15 пословиц.Внятность произношения:Лера-35% Таня-60% Семён-50%Восприятие фраз:Лера-60% Таня-70% Семён-60%
    Конечный продукт:
    Методическая наработка по теме «Повышение грамотности письменной речи слабослышащих обучающихся на уроках русского языка и развития речи через использование фольклорного материала». Подборка фольклорного материала .Подборка электронных детских презентацийНабор заданий в электронном варианте.Разработки уроков
    Изученный теоретический материал:Богданова Л.Я. «Использование краеведческого материала на уроках русского языка»Дмитриева А. С. «Использование малых фольклорных жанров на уроках русского языка в начальных классах»Мухина «Использование краеведческих материалов на уроках русского языка и литературы».Пивнева Н.И. «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературного чтения, как средство развития речи младших школьников» (опыт работы).Смольникова Л.Г. «Использование малых форм фольклора на уроках русского языка».
    Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах: поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол),изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
    Детский фольклор по функциональной роли:произведения, связанные с игровыми действиями (пестушки и потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки); произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни, заклички, молчанки, прибаутки, небылицы, скороговорки или чистоговорки).
    По объёму материала:большой фольклорный жанр (сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр) малый фольклорный жанр (частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, скороговрки).
    Приёмы работы:
    Работа над пониманием и заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, загадок, потешек.Дополнение предложения, текста.Восстановление деформированных предложений.Восстановление деформированных текстов.Соотнесение иллюстрации и текста (пословицы, потешки, песенки, сказки).Подбор предложений к данной схемеИллюстрирование
    Использование материалов устного народного творчества на уроках русского языка и развития речи
    Тема
    Виды упражнений
    Имя существительное
    Нахождение существительных в народной песенке, пословице, сказке ит.д.Дополнение пословиц существительным.Закрепление словарных слов на материале сказок, пословиц и т.д.Определение склонения существительных.Вставить окончание и определить падеж существительных в пословице.Определение рода и числа существительных в народных произведениях.
    Имя прилагательное
    Нахождение прилагательных в загадках, потешках и т.д.Вставить в пословицу подходящее по смыслу прилагательное.Выписывание словосочетаний (прил+сущ) из песенок, пословиц, скороговорок и т.д.Определение рода прилагательных в произведениях народного творчества.
    Глагол
    Нахождение глаголов в народной песенке, пословице и т.д.Упражнения в написании НЕ с глаголами на материале устного народного творчества.Определение времени глаголов в произведениях УНТИзменение времени глагола в тексте.
    Предложение
    Восстановление пословиц, поговорок из деформированных.Подбор предложений к данной схеме.
    Текст
    Нахождение ответов на вопросы в тексте.Восстановление деформированных текстов.
    Организация работы по использованию фольклорного материала:
    Учитель:Подбор и использование Фольклорного материала на уроках:-слуховая работа;-фонетическая зарядка;-изучение нового материала;-закрепление, упражнения.Подбор и использование фольклорного материала для домашнего задания.Организация работы с родителями по использованию фольклорного материала в работе по проекту.
    Воспитатель:Закрепление отрабатываемого речевого материала на самоподготовке.Закрепление словаря на внеклассном чтении и на занятияхтворческим трудом.Повторение и закрепление материала на «Часах общения»
    Сурдопедагог:Отработка внятности речевого материала с уроков
    Родители:Заучивание пословиц, поговорок.Изготовление книжек-малышек.Подготовка сообщений по теме проекта
    Малый педсовет, тетрадь взаимосвязи, родительские собрания, портфолио ИТРР
    Памятка по работе с пословицей (поговоркой, скороговоркой):Прочитай пословицу.Найди незнакомые(непонятные) слова.Выясни значение незнакомых (непонятных )слов.Еще раз прочитай пословицу (поговорку, скороговорку).Попробуй объяснить ее смысл.Если не можешь справиться сам, обратись за помощью.Выполни нужное задание.Выучи пословицу.
    Механизм научения составлению предложений из деформированных :
    Словарная работа (выяснение значений незнакомых слов)
    Восстановление предложения с помощью учителя.
    Восстановление предложения с опорой на схему
    Самостоятельное восстановление предложений.
    Механизм научения изменению падежных окончаний имён существительных:
    Изменение окончаний с помощью учителя
    Изменение окончаний с опорой на схему
    Изменение окончаний с опорой на падежные вопросы
    Самостоятельное изменение окончаний.
    Презентации: сказки, пословицы, фразеологизмы, загадки (слуховая работа, фонетическая зарядка, изучение нового материала, упражнения)
    Карточки в электронном варианте (этап закрепления, контроля)
    Электронные тренажеры (совершенствование навыка)
    Физминутки (зарядка для глаз)
    Р:
    Активизация познавательной деятельности.Развитие связной речи, закрепление словаря.Совершенствование умений работы с компьютером.Развитие слухового восприятия.Совершенствование внятности произношения.
    Спустя рукава.
    Засучив рукава.
    «Дежурный» звук [С]
    Работа над словарными словами
    У нашего свата ни друга, ни брата.
    Употребление в связной речи слов, отвечающих на вопросы Кого? Чего?
    Актуализация знаний
    Примеры упражнений:
    Закрепление по теме «Изменение существительных по падежам»:Вдоль по (реченька) лебёдушка плывёт, Выше бережка (головушка) несёт, Белым (крылышко) помахивает, На цветы (водица) стряхивает. (Песенка)Задание: Поставь слова в нужный падеж.Тема: «Три времени глагола» А люли, люли, люли, Все давно уже уснули. Один Ванечка не спит, Он в окошечко глядит. Под окошком петушок, Кукарекает-поет. Ванечка на двор пойдет, Петушка-то уберет. (колыбельная)Задание: найди глаголы, определи их время.
    Карточки (электронный вариант).
    Тема: Употребление в связной речи существительных, отвечающих на вопросы О КОМ? О ЧЁМ? Прочитай прибаутку. Вместо точек вставь подходящее слово, измени окончание. — Чух, чух, дятел, Дома ли Яков? — Нет дома Якова, В город уехал: Сам на … В новенькой … . Жена на … — В новом … . Детки на кошках — В новых сапожках. (баран, лошадка, шапка, сарафан)Тема: Употребление в связной речи существительных, отвечающих на вопросы КОГО? ЧЕГО?Прочитай считалку, измени окончания существительных, стоящих в скобках: Вышел месяц из (туман), Вынул пышку из (карман): — Буду деточек кормить, А тебе, дружок, водить!
    Фрагмент урока русского языка на тему «Род имён существительных».
    Давно-давно на Руси люди устраивали «Посиделки» , на которых собирались обычно люди разных возрастов. На посиделках можно было попить чай с сухарями, послушать бабушкины сказки, заняться рукоделием или вязанием, поучаствовать в конкурсе загадок или частушек, попеть или поплясать. Часто на посиделках занимались играми. Так , игра «Бирюльки» очень нравилась детям и взрослым. В бирюльки играть означало «заниматься пустым делом» . бирюльки- это с много мелких вещей, игрушек малого размера, которые хранились в красивой коробочке. Бирюльки насыпались горой. Вытащить из неё игрушку , не пошевелив при этом остальные, было совсем не просто. После знакомства с правилами игры «Бирюльки», нужно было выполнить грамматическое задание: вытащив предмет (бирюльку), назвать слово и определить его род.
    Фрагмент урока математики по теме «Внетабличные случаи умножения и деления»
    Урок проводился по русской народной сказке «Гуси – лебеди».-Побежала Машенька дальше, видит- стоит яблоня.-Яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?-Стряси с меня яблоки, тогда скажу.-Поможем Машеньке стрясти яблоки?На доске нарисована яблоня с яблоками (красные, зелёные и жёлтые), на яблоках примеры . Дети берут яблоки, решают примеры с остатком, затем находим «лишний» пример.-Молодцы, помогли Машеньке. Побежала она дальше, увидела речку. Речка попросила сдвинуть камень. А чтобы сдвинуть камень, нам надо решить задачу.Работа по решению задачи
    Работа с родителями
    Родительские собранияВедение портфолио ИТРРСовместные праздники, КТДРабота по проекту
    Следят за:- правильным произношением поставленных звуков;- правильном произношением изученных слов;- правильным построением предложений- правильным произношением падежных окончаний;- введением изученных слов в развёрнутую речь;- состоянием ЗУА.
    Диагностика1.
    Восстанови предложения: (сентябрь)со, жили, старичок, старушкою.заслонила, яблоня, веточками, её.спустился, ещё, Морозко, ниже.дома, печет, старуха, блины.поехал, лес, старик, в.старуха, пирог, кинула, ей.к, подошла, бабка, возу.петух, а, сидит, дома.на, петух, лавку, вскочил.лиса, журавлём, с подружились.Восстанови предложения: (январь)1.журавль, цапля, жили-были, болоте, на.2.стало, журавлю, жить, скучно, одному.3.вот, они, в, себе, живут, избушке.4.дед, рыбы, и, наловил, домой, везёт.5.колотить, прибежали, и, начали, волка, люди.6.ходит, по, петух, и, избе, молчит.7.внучка, была, них, у, Машенька.8.стала, у, она, жить, в, медведя, избушке.9.к, вышли, бабушка, воротам, дедушка, и.10.сидел, у, волк, долго-долго, проруби.
    Диагностика 2.Вставь подходящие слова, измени окончания:1.Вошла Машенька в избушку, села у (чего?) на лавочку.2.Медведя дома не было, он по (чему?) ходил.3.Будешь кашу варить, меня (чем?) кормить.4.Стала Машенька думать, как ей от (кого?) убежать.5.А дедушка поднял (что?) короба, смотрит, а там Машенька.6.А ведьма ищет (кого?), не может найти.7.Съешь мое лесное (что?).8.Дровосеки дали (кому?) дров.9.Подавился петушок бобовым (чем?).10.Взяла Машенька самую большую (что?).(зернышко, окно, курочка, лес, яблочко, ложка, каша, крышка, медведь)
    Речевой материал для проверки внятности произношения:творчествофольклорсказкапотешкаскороговоркаприбауткапословицанародпадежзагадкаизбаколодецлаптикороблукошкосениселомельницасклонениеокончаниеприставкакореньсуффикссуществительноеприлагательноеглаголпредложениеошибкапесенкаколыбельная
    Речевой материал для РСВ:Сейчас урок русского языка.Будем писать чисто и красиво.Делу время – потехе час.Тише воды, ниже травы.Кто не работает, тот не ест.Ученье свет, а неученье тьма.Береги нос в большой мороз. В гостях хорошо, а дома лучше.Волка ноги кормят. Когда я ем — я глух и нем. Кончил дело — гуляй смело.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.Одна голова хорошо, а две — лучше. Пишет как курица лапой. Поспешишь — людей насмешишь.Тише едешь — дальше будешь. Худ обед, коли хлеба нет. Волшебная сказка.Как называется сказка?Русская народная сказка.Прочитай скороговорку.Это пословица.Сейчас минутка чистописания.Составь пословицу.Будем отгадывать загадку.Определи род в слове ЗАГАДКА.Обвёл вокруг пальца.У ёлки иголки колки.Держи язык за зубами.
    Знание пословиц
    Сентябрь: Лера – 0, Таня – 0, Семён -0Январь: Лера – 5, Таня – 6, Семён -6
    Восприятие фраз
    Внятность произношения

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка и развития речи.

    Урок русского языка и развития речи.(cлайд №1)...

    Презентация к уроку русского языка и развития речи.

    Презентацию можно изпользовать к любому УМК....

    Методическое пособие. «Влияние изучения имени прилагательного на уроках русского языка на развитие речи учащихся 2 класса»

    Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками....

    Методическая разработка урока русского языка и развития речи в коррекционном классе

    Тема урока: "Закрепление изученных букв. В. Берестов "Как найти дорожку"Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми, обучающихся  по программе 7, 8 вида. Урок ...

    Информационные технологии на уроках русского языка и развития речи. Урок в 1 классе по теме "Красный день календаря — 23 февраля"

    Создание календаря знаменательных дат;Расширение словарного запаса детей словами, связанными с темой 23 февраля;Развитие навыков работы в микрогруппе, навыков взаимопомощи, положительного отношения и ...

    Урок русского языка и развития речи в 3 классе коррекционной школе VIII вида. Тема: «Безударные гласные в слове»

    Цель урока: познакомить с понятием безударная гласная в слове, расширять словарный запас учащихся, учить правильно ставить в словах ударение.Тип урока: урок изучения нового материала.Формы организации...

    Урок русского языка по развитию речи.Коллективное сочинение с использованием фразеологизмов «Широкая Масленица».

    Коллективное сочинение с использованием фразеологизмов.Урок был дан во втором классе, возможно использование материала для 3-4 классов....