Главные вкладки

    Урок русского языка по теме :" Части речи. Повторение." 3 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Запровская Елена Николаевна

    Урок - повторение изученного материала .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка

    3 класс

    УМК «Гармония»

    Тема урока:  «Части речи. Обобщение».

    Учитель: Запровская Елена Николаевна

     Вид урока: повторение, систематизация и обобщение знаний

    Цель урока: систематизировать и обобщить знания о частях речи.

    Задачи:

    1. Развивать любознательность, наблюдательность, учить делать выводы и обобщения
    2. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся
    3. Воспитывать любовь к родному городу.

    Ход урока:

    1.Чистописание:  Гг // (3-4 раза), город, горожанин

    - Кого называют горожанином?

    - Как называются эти слова? (однокоренными)

    -Образуйте однокоренное прилагательное. ( городской )

    - При помощи какой части слова образовали прилагательное? ( суффикс ск)

    - Обратите внимание на написание корней.

    2.Письмо по памяти (стихотворение петербуржской школьницы Лены Ивановой)

    В нашем городе в белые ночи

    Над Невой повисают мосты…

    -О каком городе идет речь в стихотворении?

    - Кроме Невы, что в стихотворении является опознавательным знаком С-Пб? (белые ночи)

    - Подготовим текст для письма по памяти. (Дети называют орфограммы, учитель обозначает их на доске.)

    - Какое слово для вас самое трудное в написании?

    /Проговаривают, записывают, проверяют/

    3.Повторение изученного о частях речи

    1) - А теперь я предлагаю вам прочитать и определить по какому признаку я разделила слова на 3 группы? ( по частям речи )

    Шпиль                           мраморные                                создал                                                  Нева                              неповторимое                           стоит                                               колонны                        гранитная                                   застроили                                    украшения                    золотой                        

    /Дети отвечают, на доске появляется запись/

    (1столбик – это имя существительное, т.к. обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что?

    2столбик …..,  3столбик ….)

    - Итак, сегодня на уроке мы подводим итог тому, что мы знаем о частях речи.

    2)  - Я предлагаю вам все слова разделить на две группы. По какому признаку это можно сделать? (по числам)

    /Запись в 2 столбика. Проверка./

    Вывод: все части речи изменяются по числам / таблица дополняется/

    -Изменяются по числам или  имеют число? Докажите.

    - Но есть одно слово, которое не изменяется по числам? (Нева)

    3) – Почему существительные записаны разным цветом? (по родам)

    - Определите, если это возможно род у этих слов. /определяют род/

    - Что можно сказать о роде существительных?

    - У всех ли имен прилагательных определили  определять род? (нет)

    - Как определить род у прилагательных? (по сущ., по вопросу, по окончанию)

    - У каких прилагательных не смогли определить род? Почему?

    - Смогли ли определить род у глаголов? (Только в прошедшем вр.)

    Вывод: у сущ. Род постоянная категория, у прил. и гл. непостоянная, только в ед.числе, у гл. в прош.вр.)  /таблица добавляется /

    4) – А какие еще постоянные категории у существительных знаете? (нариц., собств., одушевл.,неодушевл.) /таблица дополняется/

    - Определите эти признаки у наших существительных.

    5) –Составьте из этих слов словосочетания прил.+сущ.

    !/обратить внимание/ неповторимое украшения

     - Почему не получается? (разные  число и род)

    - Что измените, чтобы прилагательное согласовалось с существительным?

    - Из словосочетаний составьте предложения. /вспомнить, что такое предложение/

    6) РАБОТА С ТЕКСТОМ

    Нева – красавица. Ранним утром розовеют воды Нева. Легкий туман плывет над Нева. Днем свинцовые волны разбиваются о гранитные берега Нева. В сумерках Нева становится загадочной.

    - Я предлагаю свои предложения.

    - Какое слово повторяется? (Нева)

    - Связаны ли в предложениях слова по смыслу? (нет)

    - Измените. /Дети изменяют устно, учитель на доске/

    - Как мы изменяли слово? (по падежам)

    - /Повторить падежи/  /таблица добавляется/

    Вывод: существительные изменяются по падежам.

    - Прочитайте предложения еще раз. Это текст? Докажите.

    -  Все ли нравится в  тексте? Спешите текст, заменяя слово Нева.

    - Чем? (река, она)

    - Какие орфограммы пропущены?

    - Каким предложением можно дополнить текст? /устно/

    (Я люблю гулять невскими берегами.

    Нева – украшение нашего города.)

    7) – Разбор 3 предложения по членам предложения.

    Вывод: Какими членами предложения могут быть сущ., прилаг., глагол? /таблица дополняется/

    3.Итог урока

    - Сегодня мы обобщили знания о частях речи. Таблица, которая у нас получилась станет основой для морфологического разбора, т.е. разбора слов, как часть речи.

    - На уроке мы говорили о нашем городе, которым невозможно не любоваться, не восхищаться, потому что он какой…

    /Дети подбирают прилагательные. Устно или письменно по времени/

    Учитель заканчивает:

    И майской ночью в белом дыме.

    И в завыванье зимних пург –

    Ты всех прекрасней , несравнимый,

    Блистательный Санкт-Петербург!         Н.Агнивцев


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок русского языка « Глагол как часть речи" ( повторение)

    Тема : Глагол как часть речи.( повторение)Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к родному языку;Через воспитание любви к Р...

    Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

    Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых являетс...

    Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

    Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

    Конспект урока русского языка на тему "Части речи" 2 класс

    План-конспект урока русского языка можно использовать на этапе закрепления по теме"Части речи"....

    Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс

    Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс...

    Урок русского языка по теме: «Части речи. Повторение и закрепление изученного» в 4 классе

    Цели        Цели:Повторить изученный материал по теме  «Части речи»Развивать умение применять изученные орфограммы.Формировать самостоятельное мышление у...

    Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)

    Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...