Урок русского языка по теме :" Части речи. Повторение." 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Запровская Елена Николаевна

Урок - повторение изученного материала .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

3 класс

УМК «Гармония»

Тема урока:  «Части речи. Обобщение».

Учитель: Запровская Елена Николаевна

 Вид урока: повторение, систематизация и обобщение знаний

Цель урока: систематизировать и обобщить знания о частях речи.

Задачи:

  1. Развивать любознательность, наблюдательность, учить делать выводы и обобщения
  2. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся
  3. Воспитывать любовь к родному городу.

Ход урока:

1.Чистописание:  Гг // (3-4 раза), город, горожанин

- Кого называют горожанином?

- Как называются эти слова? (однокоренными)

-Образуйте однокоренное прилагательное. ( городской )

- При помощи какой части слова образовали прилагательное? ( суффикс ск)

- Обратите внимание на написание корней.

2.Письмо по памяти (стихотворение петербуржской школьницы Лены Ивановой)

В нашем городе в белые ночи

Над Невой повисают мосты…

-О каком городе идет речь в стихотворении?

- Кроме Невы, что в стихотворении является опознавательным знаком С-Пб? (белые ночи)

- Подготовим текст для письма по памяти. (Дети называют орфограммы, учитель обозначает их на доске.)

- Какое слово для вас самое трудное в написании?

/Проговаривают, записывают, проверяют/

3.Повторение изученного о частях речи

1) - А теперь я предлагаю вам прочитать и определить по какому признаку я разделила слова на 3 группы? ( по частям речи )

Шпиль                           мраморные                                создал                                                  Нева                              неповторимое                           стоит                                               колонны                        гранитная                                   застроили                                    украшения                    золотой                        

/Дети отвечают, на доске появляется запись/

(1столбик – это имя существительное, т.к. обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что?

2столбик …..,  3столбик ….)

- Итак, сегодня на уроке мы подводим итог тому, что мы знаем о частях речи.

2)  - Я предлагаю вам все слова разделить на две группы. По какому признаку это можно сделать? (по числам)

/Запись в 2 столбика. Проверка./

Вывод: все части речи изменяются по числам / таблица дополняется/

-Изменяются по числам или  имеют число? Докажите.

- Но есть одно слово, которое не изменяется по числам? (Нева)

3) – Почему существительные записаны разным цветом? (по родам)

- Определите, если это возможно род у этих слов. /определяют род/

- Что можно сказать о роде существительных?

- У всех ли имен прилагательных определили  определять род? (нет)

- Как определить род у прилагательных? (по сущ., по вопросу, по окончанию)

- У каких прилагательных не смогли определить род? Почему?

- Смогли ли определить род у глаголов? (Только в прошедшем вр.)

Вывод: у сущ. Род постоянная категория, у прил. и гл. непостоянная, только в ед.числе, у гл. в прош.вр.)  /таблица добавляется /

4) – А какие еще постоянные категории у существительных знаете? (нариц., собств., одушевл.,неодушевл.) /таблица дополняется/

- Определите эти признаки у наших существительных.

5) –Составьте из этих слов словосочетания прил.+сущ.

!/обратить внимание/ неповторимое украшения

 - Почему не получается? (разные  число и род)

- Что измените, чтобы прилагательное согласовалось с существительным?

- Из словосочетаний составьте предложения. /вспомнить, что такое предложение/

6) РАБОТА С ТЕКСТОМ

Нева – красавица. Ранним утром розовеют воды Нева. Легкий туман плывет над Нева. Днем свинцовые волны разбиваются о гранитные берега Нева. В сумерках Нева становится загадочной.

- Я предлагаю свои предложения.

- Какое слово повторяется? (Нева)

- Связаны ли в предложениях слова по смыслу? (нет)

- Измените. /Дети изменяют устно, учитель на доске/

- Как мы изменяли слово? (по падежам)

- /Повторить падежи/  /таблица добавляется/

Вывод: существительные изменяются по падежам.

- Прочитайте предложения еще раз. Это текст? Докажите.

-  Все ли нравится в  тексте? Спешите текст, заменяя слово Нева.

- Чем? (река, она)

- Какие орфограммы пропущены?

- Каким предложением можно дополнить текст? /устно/

(Я люблю гулять невскими берегами.

Нева – украшение нашего города.)

7) – Разбор 3 предложения по членам предложения.

Вывод: Какими членами предложения могут быть сущ., прилаг., глагол? /таблица дополняется/

3.Итог урока

- Сегодня мы обобщили знания о частях речи. Таблица, которая у нас получилась станет основой для морфологического разбора, т.е. разбора слов, как часть речи.

- На уроке мы говорили о нашем городе, которым невозможно не любоваться, не восхищаться, потому что он какой…

/Дети подбирают прилагательные. Устно или письменно по времени/

Учитель заканчивает:

И майской ночью в белом дыме.

И в завыванье зимних пург –

Ты всех прекрасней , несравнимый,

Блистательный Санкт-Петербург!         Н.Агнивцев