Урок русского языка по теме: «Части речи. Повторение и закрепление изученного» в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кривова Ольга Ивановна

Цели

       Цели:

  • Повторить изученный материал по теме  «Части речи»
  • Развивать умение применять изученные орфограммы.
  • Формировать самостоятельное мышление учащихся.
  • Формировать познавательные интересы учащихся.
  • Развивать речь учащихся.
  • Прививать интерес к русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka_znaniy_4_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

«Части речи. Повторение и закрепление изученного» в 4 классе

Цели:

  • Повторить изученный материал по теме  «Части речи»
  • Развивать умение применять изученные орфограммы.
  • Формировать самостоятельное мышление учащихся.
  • Формировать познавательные интересы учащихся.
  • Развивать речь учащихся.
  • Прививать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • Проектор
  • Карточки

Ход урока:

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок

Все ли у нас готово на урок?

Все ли на месте? Все ли в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

«Все, что надо – под рукой!».

2. Тема и цель урока

Сегодня мы отправляемся на ярмарку знаний. Кто знает значение этого слова?

-  Прочитайте, как дается определение слова «ярмарка» в толковых словарях.  (Слайд )

-  Это слово пришло в русский язык из немецкого. Буквально переводится как «яр» - год, «маркт» - рынок, т. е. ежегодный рынок.

ЯРМАРКА - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.

        Толковый словарь Ожегова

В старину товар продавался в лавках. В каждой лавке был свой хозяин.(слайд)

На ярмарке, куда мы отправляемся, разные лавки открыла целая семья:

Семья самостоятельная, для нас весьма занимательная!

 Мама — Существительное, дама очень мнительная;

Папа — Глагол — сущий балабол;

Дочери:

Числительное (в маму впечатлительная)

И Местоимение (везде с чужим мнением).

Сыновья:

Наречие (очень недоверчивое)

Да Прилагательное, ласково-внимательное.

Что это за семья? Кто мне скажет?

Правильно. Вот мы с вами сегодня на уроке вспомним и постараемся закрепить свои знания о частях речи. Откройте тетради и запишите число, классная работа, тему урока.

3.   Лавка имя существительное.

1)Работа с загадками:

Разгадайте их и напишите отгадки (слайд):

- Растет она вниз головою.

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрет.

        (Сосулька)

- У дома побывал – всё окно разрисовал.

У реки погостил – во всю реку мост мостил.

        (Мороз)

- От него -  здоровье, сила и румяность щёк всегда.

Белое, а не белила, жидкое, а не вода.

        (Молоко)

- На носу сидим,

На мир глядим,

За уши держимся.

        (Очки)

-   Запишите отгадки.

-   Что общего у этих слов?  ( Имена существительные, стоят в единственном числе, в именительном падеже, нарицательные, неодушевленные)

-   Проверьте свою запись. Кто допустил ошибки?

-   Какое слово лишнее?      

-   Как изменяются имена существительные?

-   Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?

2)Работа на карточках:

Карточка 1.

Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи склонение и падеж существительных. Придумай название рассказу.

                             ________________________________

Лес состоял из огромных дубов и ясеней. Их могучие ств__лы великолепно ч__рнели на прозрачной зелен__ (               ) орешников и рябин. Поднимаясь выше, они стройно рисовались на ясном неб__ (             ). Зяблики проворно бегали по дорожк__  (               ). Осторожный за__ц прокрадывался вдоль опушк__ (              ). Белка прыгала с ветк__  (                ) на ветку (                  ).

Фамилия, имя_____________________________________.

Карточка 2.

Вставь пропущенные окончания, укажи склонение, падеж:

Спать в кроват__

Прыгать на кроватк__

Играть на площадк__

Стоять на площад__

Шел по деревн__

На краю деревн__

Стоял около избушк__

Отдыхал  в август__

Фамилия, имя _______________________________

Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения (слайд)

Откройте дневники и положите туда карточку – это ваше домашнее задание.

3)Работа в тетрадях и у доски (3 человека по 1 предложению)  (слайд)

-   Ответьте письменно на вопросы:

Где сидели пчёлы? (ветка, сирень)

Где пел скворец? (верхушка, черемуха)

Где росли грибы? (опушка, лес)

-   Объясните написание окончаний существительных.

-   У кого получились другие предложения?

-   Слова каких частей речи вы использовали в предложениях?

-   В последнем предложении замените одно существительное однокоренным словом другой части речи, так, чтобы смысл предложения не изменился. (На лесной опушке росли грибы).

-   Какая это часть речи?

4) Образуйте от существительных прилагательные в мужском роде и запишите их:

 -природа

- рыба

- пух

- солнце

- ветер

4. Лавка имя прилагательное

1) Если я права, поднимите руки вверх, пожалуйста.

  • Прилагательное изменяется по временам.
  • Прилагательное в предложении – второстепенный член.
  • А именно, обстоятельство.
  • Род прилагательного зависит от существительного.
  • А падеж зависит от глагола.
  • Во множественном числе прилагательное не изменяется по родам.
  • Прилагательное отвечает на вопросы где, куда, откуда, как.
  • Прилагательные обозначают признак предмета.

2) Допишите окончания и определите число и род имен прилагательных:

стар..  платье                                        весел..  игра

син..  платок                                        бел..  облако

зелен..  трава                                        зимн..  холод

свеж..  мясо                                        красив..  книга

громк..  музыка                                        тих..  ветерок

стар..  дуб                                                спел.. яблоко

Измените эти прилагательные так, чтобы они были в разных падежах.

ФИЗМИНУТКА

Меж еловых мягких лап

Дождик  кап-кап-кап

Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох.

Где листок к листу прилип,

Вырос гриб-гриб-гриб.

Кто нашел его, друзья?

Это я, я, я!

4.  Лавка глагол

1)

-   Подберите слово, соответствующее схеме                               ит

-   Что вы можете о нем сказать?

-   Что еще вы знаете о глаголах?

2) Следующее задание будет в учебнике. Откройте книги на стр.18. упражнение 365.

Выпишите в столбик глаголы и покажите их строение, укажите время.

Измените их так, чтобы они стояли в неопределенной форме.

3) Работа над фразеологизмами.  

-   Прочитайте.

Зарубить на носу.

Бить баклуши.

Заткнуть за пояс.

Водить за нос.

Бездельничать.

Победить.

Запомнить.

Обманывать.

-   Какое задание вы можете предложить к этим словам и словосочетаниям.

Итак, глагол – это часть речи…

7. Лавка местоимение

1)Задание на внимание:

Найди лишнее слово:

Я, они, на, ты.                                        На – предлог

Я, Яна, ты, вы.                                        Яна – имя

Он, она, они, оно.                                Они  - мн. число

Мы, я, вы, они.                                        Я – ед. число

Он, она, они, мы.                                        Мы – 1 лицо

2) Почему местоимение так называется?

Чем по своей работе отличается от имен?

Как изменяется?

Почему необходимо в речи?

8. Заключение.

Мы посетили несколько лавок. В следующий раз зайдем к остальным членам семьи. А при каких условиях семья будет успешной?

Члены нашей семьи растерялись – надо их собрать вместе:

1)Из слов составить предложение, обозначить части речи.

За , дружно, столом, большая, сидела, круглым, семья.

Проверка работы

2 )Подведем итоги:

-   Оценивание ответов и письменных работ.

-   Какие задания были самыми интересными для вас? Самыми трудными?

-   Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе

Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"...

Открытый урок русского языка « Глагол как часть речи" ( повторение)

Тема : Глагол как часть речи.( повторение)Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к родному языку;Через воспитание любви к Р...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых являетс...

Урок русского языка по теме :" Части речи. Повторение." 3 класс.

Урок - повторение изученного материала ....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс

Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)

Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...