Урок русского языка на тему "Части речи" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Монгуш Жанна Соскур-ооловна

Урок русского языка с презентацией  в 4 классе на тему "Части речи. Обобщение"  УМК "Школа России" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: русский язык
Класс: 4 Б
Дата: 26.10
Тема: Части речи

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для совершенствования знаний учащихся об особенностях изученных частей речи – имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий; совершенствовать умения сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; способствовать развитию умения употреблять различные части речи в предложениях, текстах; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке;

Планируемые предметные результаты: Научатся проводить наблюдение за грамматическими признаками слов на основе смыслового вопроса; сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; употреблять различные части речи в предложениях; выполнять морфологический разбор слова

Формируемые УУД:
Метапредметные: 

Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явление, факты;

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;             Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные результаты:

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке

Оборудование: предметные картинки, презентация, карточки с правилами, карточки для д/з, карточки с порядком фонетического разбора.

                                                                 

                                                                     Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ӏ.Организация начала урока

Приветствие детей.

- Посмотрите, какой сегодня солнечный день. Солнце освещают всю землю, оно всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности и уверенности в знаниях.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

ӀӀ.  Актуализация знаний

  1. Минутка чистописание

- На минутке чистописания выполняем слуховой буквенный диктант. Запишите красиво и правильно буквы в строчку.

1.  Какая буква повторяется в скороговорке «Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила»?

2. непроизносимое согласное в слове «солнце».

3. Буква, который обозначается безударный гласный звук в слове «Москва»

4. Буква, обозначающая звук, парный по глухости и звонкости звуку [ф];

5. Буква, которая в алфавите стоит перед буквой  «п»

- Составьте слово. А теперь запишите слово и пословицу.

 Записывают число и классная работа.

Отгадывают буквы и записывают в тетрадь. Составляют слово.

Записывают пословицу.

Ласковое слово, что весенний день.

ӀӀӀ. Сообщение темы урока. Определение целей.

- В русском языке огромное количество слов. Как же разобраться с ними? Для этого слова делятся на группы по определенным признакам. Как  называются эти группы слов?

- Какие задачи поставим?

Слушают, отвечают на вопросы.

Сформулируют тему урока

Задачи: повторить известные части речи и научиться их различать, распознавать их; 

Закрепление о обобщение приобретённых знаний.

-  С давних пор существует страна под названием  Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название. Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее. Первым вступило в спор имя существительное.

- Как вы думаете, о чём оно утверждало?

 -  По наблюдениям ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает. 
И я предлагаю вам провести грамматическое исследование и сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи. Прочитайте отрывок из стихотворения А. А. Фета. 
(Слайд)

- Мальчики сосчитайте все слова в стихотворении
А девочки сосчитают имена существительные.
-  Какие части речи преобладают в этом тексте?

-  Да, действительно, почти одни существительные. Поэт передаёт главную мысль произведения: что любовь – прекрасное чувство на Земле. Нежные чувства, спокойствие. И звучит поэтично, глубоко, красиво и выразительно.

-  Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. А кто сделает вывод?

 - Расскажите о грамматических признаках имени существительного. Слайд

(вернуться к слайду)

Учитель: Что обозначает условное обозначение около слова?

(У доски с комментированием выполняет морфологический разбор один ученик) 
Ручья – (чего?),н.ф. ручей, сущ., неодуш., м.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл. 

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

- Имя существительное – самая главная часть речи

Читают отрывок выразительно

Шепот, робкое дыханье, 
Трели соловья, 
Серебро и колыханье 
Сонного ручья.
3

Свет ночной, ночные тени, 
Тени без конца
3
Ряд волшебных изменений 
Милого лица.
3

-22 слова. 

-14 слов. 

-существительных 14, а других частей речи 8.

- Любовь.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?  Что? В предложении чаще всего выражается дополнением и подлежащим

.

Физминутка для глаз

Вы показали умение давать характеристику имени существительного и сделали вывод о значимости его в речи. Но в спор вступила другая часть речи – глагол. 
- Как вы думаете, что говорил глагол?
- Чтобы выяснить, прав ли глагол, понаблюдаем за ними в высказывании А.М.Горького. Слай

 Прочитайте высказывание.

- Какой полезный совет дает автор?

- Да, ребята - книга путеводитель по жизни. Она открывает свои тайны и открывает дорогу знаниям.
- Назовите глаголы, которые встретились в тексте.
-Прочитайте текст, убрав глаголы. Что вы заметили? Слайд

-  Какой вывод можно сделать из наблюдений? -Расскажите о морфологических признаках глагола.

-Посмотрим, как вы умеете разбирать глаголы по составу. 

По вариантам:
1 вар. Любите, научит; уважать, окрыляет.

2 вар. Перелетают, сделаем, читают, стучишься.
- Итак, мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи и показали умение выполнять их разбор по составу. Но спор вступила еще одна часть речи – имя прилагательное.

(Глагол – самая важная и нужная часть речи.)

«Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку».

Любите, научит, уважать, окрыляет.

непонятная речь, хотя существительных много. В нашей жизни мы не можем обойтись без действий, т.е. без глаголов. 

Ученики с комментированием выполняют разбор по составу глаголов из данного высказывания.

- Итак, мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи и показали умение выполнять их разбор по составу. Но спор вступила еще одна часть речи – имя прилагательное.

-Имя прилагательное – тоже важная и нужная часть речи. В чём же её важность?

- Прочитайте высказывание А.Н. Толстого, и скажите, какую роль выполняют имена прилагательные? Слайд

- Найдите в тексте имена прилагательные, которые использовал автор для оценки русского языка

-Какие ещё есть прилагательные в этом предложении?

- К каким существительным они относятся?

- А что такое имя прилагательное?
- Сделайте вывод о роли имени прилагательного в нашей речи.
1 ряд – выпишите имена прилагательные и сделайте разбор по составу

2 ряд – сделайте морфологический разбор 1 прилагательного

3 ряд – просклонять словосочетание русский язык

яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный

(русский, весеннего)

народ, дождя

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? В предложении чаще всего выражено определением

Прилагательные обогащают речь, украшают, делают её ярче, выразительнее, описывают свойства и качества предмета

Физминутка

СЛАЙД

Я называю слова разных частей речи. Если это:

МАШИНА, ОНА, ПЯТЬ, ПОЛЕТЕЛ, СМЕЛЫЙ, МЫ,  ХОРОШО, СОЛНЦЕ, ДОБРОТА, ДЫШАТЬ, КРАСИВЫЙ, ДОМАШНИЙ, СМЕЛО, ОДИННАДЦАТЬ, ВЫ.

Итак, мы выяснили, что имена прилагательные так же важны и нужны в нашей речи, как и другие части речи. Но в спор вступила еще одна часть речи.

Ученик читает стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

- Поняли вы что-нибудь? (нет)

- А как вы думаете, почему?

- Для чего существуют местоимения в речи?

-  И так, без местоимений наша речь бедна. Проверим, умеете ли вы употреблять местоимения.

 - Замените выделенные существительные местоимениями.  Слайд Работа с текстом

Проверка по эталону. Слайд

Не названы существительные. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

Они делают нашу речь удобной и разнообразной. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного

Теперь мысленно побывайте в памятных местах города Кызыла.  А сейчас составим предложение об уведенном, употребляя все части речи.

-  Без какой части речи мы не можем обойтись, составляя предложения? (без предлогов).

-  Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)

- Записываем с комментированием одно предложение и выполняем синтаксический разбор.
Памятники рассказывают нам об истории народа. (по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, по составу …….)

Рефлексия.

  1. Групповая работа «Как я понял?»
  2. Какие цели мы ставили в начале урока?
  3. Какое у вас настроение на  конце урока?

Домашнее задание

На «5» - написать сочинение «На каникулах».

На «4» - раскладушку «Части речи»

На «3» -  упражнение

Впереди у нас еще много нераскрытых тайн русского языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке. Вы добросовестно трудились.

                          Оценочный лист ученика

Умения

Самооценка

1

Морфологический разбор имен сущ-х

2

Разбор глагола по составу

3

Изменение имен прилагательных по падежам

4

Физминутка

5

Местоимение. Работа с текстом

6

Синтаксический разбор предложения

7

Рефлексия

                                        Итоговая оценка

http://volna.org/wp-content/uploads/2014/11/fizminutka_k_urokam_russkogho_iazyka_chasti_riechi_5.png

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?  Что? В предложении чаще всего выражается дополнением и подлежащим

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?  Что? В предложении чаще всего выражается дополнением и подлежащим

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? В предложении чаще всего выражено определением

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? В предложении чаще всего выражено определением

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
В предложении чаще всего выражается сказуемым.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?  Что? В предложении чаще всего выражается дополнением и подлежащим

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?  Что? В предложении чаще всего выражается дополнением и подлежащим

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?  Что? В предложении чаще всего выражается дополнением и подлежащим

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? В предложении чаще всего выражено определением

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? В предложении чаще всего выражено определением

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? В предложении чаще всего выражено определением

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
В предложении чаще всего выражается сказуемым.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
В предложении чаще всего выражается сказуемым.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
В предложении чаще всего выражается сказуемым.

Порядок фонетического разбора

1)Запиши слово. Разбей его на слоги и укажи их количество. Поставь ударение.

2) Напиши транскрипцию

3) Определи признаки каждого звука: гласный — ударный/безударный, согласный — звонкий или глухой, мягкий или твёрдый

4) Посчитай количество звуков и букв.

Порядок фонетического разбора

1)Запиши слово. Разбей его на слоги и укажи их количество. Поставь ударение.

2) Напиши транскрипцию

3) Определи признаки каждого звука: гласный — ударный/безударный, согласный — звонкий или глухой, мягкий или твёрдый

4) Посчитай количество звуков и букв.

Порядок фонетического разбора

1)Запиши слово. Разбей его на слоги и укажи их количество. Поставь ударение.

2) Напиши транскрипцию

3) Определи признаки каждого звука: гласный — ударный/безударный, согласный — звонкий или глухой, мягкий или твёрдый

4) Посчитай количество звуков и букв.

Порядок фонетического разбора

1)Запиши слово. Разбей его на слоги и укажи их количество. Поставь ударение.

2) Напиши транскрипцию

3) Определи признаки каждого звука: гласный — ударный/безударный, согласный — звонкий или глухой, мягкий или твёрдый

4) Посчитай количество звуков и букв.

Порядок фонетического разбора

1)Запиши слово. Разбей его на слоги и укажи их количество. Поставь ударение.

2) Напиши транскрипцию

3) Определи признаки каждого звука: гласный — ударный/безударный, согласный — звонкий или глухой, мягкий или твёрдый

4) Посчитай количество звуков и букв.

Порядок фонетического разбора

1)Запиши слово. Разбей его на слоги и укажи их количество. Поставь ударение.

2) Напиши транскрипцию

3) Определи признаки каждого звука: гласный — ударный/безударный, согласный — звонкий или глухой, мягкий или твёрдый

4) Посчитай количество звуков и букв.

Порядок фонетического разбора

1)Запиши слово. Разбей его на слоги и укажи их количество. Поставь ударение.

2) Напиши транскрипцию

3) Определи признаки каждого звука: гласный — ударный/безударный, согласный — звонкий или глухой, мягкий или твёрдый

4) Посчитай количество звуков и букв.

Порядок фонетического разбора

1)Запиши слово. Разбей его на слоги и укажи их количество. Поставь ударение.

2) Напиши транскрипцию

3) Определи признаки каждого звука: гласный — ударный/безударный, согласный — звонкий или глухой, мягкий или твёрдый

4) Посчитай количество звуков и букв.

Порядок фонетического разбора

1)Запиши слово. Разбей его на слоги и укажи их количество. Поставь ударение.

2) Напиши транскрипцию

3) Определи признаки каждого звука: гласный — ударный/безударный, согласный — звонкий или глухой, мягкий или твёрдый

4) Посчитай количество звуков и букв.

Домашнее задание

1. Разделите слова на три столбика. Подпишите название этих столбиков.

Мраморный, великолепный, скачет, солнечный, потрясающий, гуляет, думает, пишет, сок, часы, чума, чудной, цыплёнок, ароматный, приятный, гул, газета, бормочет, автобус, бежит, странный, деревянный мыслит, вспомнил, жатва, интервью, кипит, купается, кактус.

2. Выполни морфемный разбор слов.

Деревянный, морозный, пароход, прихватить.
3. Выполни фонетический разбор слов

Месяц, подъезд, кактус.

Домашнее задание

1. Разделите слова на три столбика. Подпишите название этих столбиков.

Мраморный, великолепный, скачет, солнечный, потрясающий, гуляет, думает, пишет, сок, часы, чума, чудной, цыплёнок, ароматный, приятный, гул, газета, бормочет, автобус, бежит, странный, деревянный, мыслит, вспомнил, жатва, интервью, кипит, купается, кактус.

2. Выполни морфемный разбор слов.

Деревянный, морозный, пароход, прихватить.
3. Выполни фонетический разбор слов

Месяц, подъезд, кактус.

Домашнее задание

1. Разделите слова на три столбика. Подпишите название этих столбиков.

Мраморный, великолепный, скачет, солнечный, потрясающий, гуляет, думает, пишет, сок, часы, чума, чудной, цыплёнок, ароматный, приятный, гул, газета, бормочет, автобус, бежит, странный, деревянный, мыслит, вспомнил, жатва, интервью, кипит, купается, кактус.

2. Выполни морфемный разбор слов.

Деревянный, морозный, пароход, прихватить.
3. Выполни фонетический разбор слов

Месяц, подъезд, кактус.

Домашнее задание

1. Разделите слова на три столбика. Подпишите название этих столбиков.

Мраморный, великолепный, скачет, солнечный, потрясающий, гуляет, думает, пишет, сок, часы, чума, чудной, цыплёнок, ароматный, приятный, гул, газета, бормочет, автобус, бежит, странный, деревянный, мыслит, вспомнил, жатва, интервью, кипит, купается, кактус.

2. Выполни морфемный разбор слов.

Деревянный, морозный, пароход, прихватить.
3. Выполни фонетический разбор слов

Месяц, подъезд, кактус.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка на тему «Части речи» Учитель: Монгуш Ж.С.

Слайд 3

Минутка чистописание Ласковое слово что весенний день.

Слайд 4

Части речи. Цели: Повторить изученные части речи; Научиться их различать, распознавать;

Слайд 10

Физминутка Существительное Глагол Числительное Прилагательное Местоимение Наречие

Слайд 12

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Слайд 16

Домашнее задание «5» - написать сочинение «На каникулах» «4» - сделать раскладушку на тему «Части речи» «3» - упражнение

Слайд 17

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...