Урок русского языка по теме "Части речи" 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Дылье Светлана Геннадьевна

 В уроке представлена работа по совершенствованию умения различать самостоятельные и служебные части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Части речи: самостоятельные и служебные.

 

Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных,  коммуникативных) учащихся в процессе совершенствования умения распознавать самостоятельные и служебные части речи.

Задачи урока: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

Планируемые результаты:

1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.

2. Метапредметные: (целеполагание, планирование, контроль, оценка; операции анализа, сравнения, обобщения).

3. Предметные: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- карточки,

- учебник « Русский язык» 4 класс авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Вы тихонечко все сели,

Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, раз и два,

Начинаем, детвора?

– А девиз у нас, каков?

« Больше дела, меньше слов»

2. Актуализация знаний. Мотивация

На доске предложение

Прочитайте и вставьте пропущенные буквы

Какие знания нам для этого придётся применить?

  1.  Со…нце  ст…яло низко над г…р…зонтом.

 -Какое словарное слово вам здесь встретилось?

       -Запишите. Самопроверка. Оцените себя.

- Ребята, какие знакомые части речи встретились в этом предложении?

 3. Постановка учебной задачи и ее решение

- на какие группы вы бы разделили названные части речи?

      - Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

      - Назовите тему урока.

- Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно.

-Для определения цели урока выполним парную работу(карт 1)

- возникли ли трудности? (Затруднения фиксируем - неточно знаем отличительные  признаки ч.р.)

- Значит, какую цель мы ставим сегодня на уроке?  Уточнить и пополнить знания и умения о частях речи )

-сформулируйте каждый свои задачи. Чему хотим научиться на уроке?

- А  это те задачи, которые мы перед собой поставим на сегодняшний урок:

Узнать, чем отличаются служебные и самостоятельные части речи? 
Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? 
Какие части речи важнее? 
Можно ли обойтись без служебных частей речи?

 

-какие ранее изученные знания нам понадобятся?

4.  Решение учебной задачи.

Проектная задача – работа в группах.

- мы знаем, какие части речи существуют, но неточно знаем отличительные признаки. Предлагаю   создать справочный  плакат о частях речи, используя справочники. Для помощи на обратной стороне карточек есть наводящие вопросы. Как будете готовы, плакат на доску.

Выступление  группы.

-части речи, которые вынесены на доску  относятся к самостоятельным или служебным?

- о каких признаках расскажете?

-подведем итог: что можете сказать об особенностях сам. частей речи?

- а предлог к какой группе ч.р. относится? Какие еще ч.р.отнесем к служебным?

 - как думаете, можем ли мы определить такие же признаки у служебных ч.р.?

- с какими трудностями встретились?

 - какой вывод сформулируете?

4. Физминутка:  Называю слова разных частей речи. Если это существительное- руки верх, прилагательное- в сторону, глагол- хлопок.

(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).

- а теперь ответим на вопрос – какая ч.р. важнее?

Проблемная ситуация. Слайд 11

- с помощью каких слов удалось восстановить текст?

- В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно) 

- Запишите в тетрадь 1 предложение. 
(Самопроверка) 
- Выпишите сочетания “предлог + существительное”. 
- Для чего служат в предложении предлоги? 
(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении) 
взаимопроверка


- Подчеркните грамматические основы предложений. 
- Какую роль в предложении выполняют союзы? 
(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте) 

-подведем итог: можем ли мы выделить какую-то ч.р.?

5. Первичное закрепление.

- чтобы ваши знания о ч. Р. Стали более прочными, что надо делать?

- выполним задания.

Учебник, стр. 68, упр. 114

1в-1предлож.

2в-2 предлож.

-что тебе нужно было сделать?

- удалось ли тебе выполнить задание?

-ты сделал все правильно или были ошибки?

-ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

6. Обобщение

- я думаю, пора проверить свои силы в определении ч.р.

Сам.раб. слайд 12 на карточках, сравнение с эталоном.

7.  Оценка

- вернемся к нашим вопросам.

- давайте проверим, на все ли поставленные вопросы нашли ответы?

-как считаете, какие проблемы мы сегодня решили?

Карточка каждому

8. итог.

-какая цель стояла перед нами?

-достигли  ли вы цели? Что узнали?

- почему важно уметь определять ч.р?

-какое значение имеют для вас полученные знания?

- можно сказать, что вы сегодня стали грамотнее, чем вчера?

-какую работу понравилось выполнять?

 лист самооценки.

9. дом.зад.

С.67, упр.11

Напишите мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...