Урок русского языка по теме "Части речи" во 2 классе. Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Травкина Наталья Николаевна

Урок - обобщение по теме "Части речи". Проводится во 2 классе. На этом уроке дети не просто обобщают знания об изученных частях речи, а делают это в игровой форме, путешествуя по необычной стране с названием "Морфология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

(обучающиеся с ЗПР)

Тема урока: «Части речи. Обобщение»

Цели: Обобщить знания учащихся об изученных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Развить умение узнавать части речи в тексте; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, классифицировать.

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? Вас ждет множество удивительных открытий. Оцените, с каким настроением вы пришли на урок (выкладывают на край стола кружочки разного цвета в зависимости от настроения). Я думаю, ребята, по дороге знаний вас ждёт много открытий, и эта дорога не может быть неинтересной. И мы с вами…

Учиться будем дружно,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!

2.Сообщение темы и цели урока.

(на интерактивной доске карта острова Морфология)

Остров Морфология

- Сегодня мы с вами побываем на необыкновенном острове, который называется Морфология. Но злой волшебник стёр с карты все названия и нам нужно на уроке всё восстановить. Сумеем? Тогда в путь!

3.Работа в группах. (3 группы)

1)Деление на 3 группы (способ «разрезанная открытка»)

- Поиграем в группы слов?

Кто из вас играть готов?

2)Выбор задания для групп (карточки с заданиями на столе)

  • 1карточка. Догадайся, о какой части речи идёт речь и выполни задание: Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?

Сова, дуб, сосна, жаворонок, окунь, щука, бежит, берёза, кукушка, лещ.

  • 2карточка. Догадайся, о какой части речи идёт речь и выполни задание: Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый мальчик.

  • 3карточка. . Догадайся, о какой части речи идёт речь и выполни задание: Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?

Варит, пилит, приседает,

Скачет, медленный, летает,

Покричит, помолчит,

Попищит, постучит.

4.Проверка.

1)Дети называют, какие группы слов они определили и записывают названия на карту.

2)Называют лишние слова, доказывают.

5.Наблюдение над ролью различных частей речи в русском языке. Обеднённость русского языка при неиспользовании некоторых частей речи.

-Как вы думаете, зачем в русском языке нужны различные части речи?

-Попробуйте составить одно предложение, используя одну (любую) часть речи.

-Получается?

-Почему?

На доске: Дудочка заиграла ещё быстрее, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

- Злой волшебник пробрался в нашу страну и пытается по очереди уничтожить различные части речи.

- Сначала он уничтожил все имена существительные (читается предложение без имён существительных).

- Затем вернул все существительные, а уничтожил имена прилагательные (читается предложение без прилагательных).

- Потом оставил и существительные, и прилагательные, а попытался уничтожить глаголы (читается предложение без глаголов)

Вывод:

- Когда страна процветала? (когда использовались все части речи)

- Когда страна беднела? (когда какие-либо части речи не использовались)

- Какое предложение вам захотелось написать?

Физкультминутка:

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

6.Упражнение в составлении предложений.

- Мы не дадим злому волшебнику проникнуть в нашу страну. Мы сейчас составим такие предложения, в которых постараемся использовать все части речи.

Детям раздаются листочки, на которых написана схема: имя прилагательное ------ имя существительное ------ глагол ------ имя существительное.

Дети по очереди записывают на листочке по одному слову, составляя предложение. Читают. Наиболее удачные предложения записывают в тетрадь, обозначают части речи.

7.Соревнование у доски.

Разыгрываются задания (дети достают записку с заданием)

Из каждой группы дети по очереди выбегают к доске, записывают слова  заданной части речи.

Проверка с доказательством.

8.Упражнение в нахождении в тексте заданной части речи.

- Из учебников чтения выпишите слова определённой части речи (часть речи определяет сам ученик).

Задание выполняется на время.

Проводится выборочная проверка.

9.Упражнение «Волшебная палочка».

Дети встают в круг, волшебная палочка идёт по кругу, дети называют слова заданной части речи по команде учителя: хлопок – имя существительное, хлопок – имя прилагательное и т.д.

10.Определение частей речи из «зазеркальных» слов.

На доске: Варкалось, хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

- Сможете ли вы определить части речи «зазеркальных» слов?

- Почему вам это удалось?

11.Обобщение.

Производится по таблице на доске.

Части речи

Что обозначают

На какие вопросы отвечают

12.Выставление оценок.

- Я благодарю всех за работу, вы славно потрудились.

Хочу отметить сегодня отличную работу Саши и Вани Шестакова. Они прекрасно справились со всеми заданиями, сделали их быстро и аккуратно. Эти ребята получают пятерки.

Лиза, Лёша, Ваня Емельянов и Альбина тоже работали хорошо. Они справились почти со всеми задачами. Им я ставлю четверки.

Настя, Слава, Антон, Толя, Катя, Милана и Игнат успели сделать не все задания, но они очень старались, и я благодарю их за работу.

13.Итоги урока.

- Вот и закончился наш урок. Но как вы думаете, все ли страны острова Морфология мы посетили? Может, там есть страны, о которых мы сегодня не говорили, но вы их знаете? И наверняка есть страны, знакомство с которыми вам ещё предстоит.

- А теперь поднимите кружочки, которые покажут, с каким настроение вы заканчиваете урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-ем классе по теме "Обобщение и систематизация ЗУН по теме "Состав слова"

  Урок русского языка в 3 классе по теме « Обобщение и систематизация ЗУН по теме: состав слова», образовательная программа «Школа 2100».      Цели урока: 1....

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б  классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес...

Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Обобщение изученного материала о предложении"

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение изученного материала о предложении.Цели:обобщить полученные знания о предложении;развивать умение составлять предложения,находить в них главные члены,о...

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Приставки" (Обобщение)

На примере урока русского языка хотелось показать, как эффективно можно использовать групповую работу на разных этапах урока. Разнообразие форм работы на уроке позволяет повысить интерес к предмету, м...

Урок русского языка во 2-ом классе по теме «Заглавная буква в именах (обобщение)».

    Закрепление умения употреблять заглавную букву при написании имен;       вызвать эмоциональное стремление к поисковой, исследовательской работе над происх...