Урок русского языка по теме : "Правописание частицы не с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кабалина Валентина Викторовна

Технологическая карта урока русского языка  в 3  классе по  теме : "Правописание частицы не с глаголами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_06.05.19.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (ЗАНЯТИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ)

Технологическая карта урока (занятия, мероприятия)      РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема урока (занятия, мероприятия): Правописание частицы не с глаголами

Класс 3   Дата проведения  06.05.19       ФИО педагога  КАБАЛИНА В.В.

Тип урока: Изучение нового материала

Личная цель педагога (учебная, а не содержательная):  Создать условия для формирования навыка правописания частицы НЕ с глаголами.

Критерии достижения цели:

  • дидактический материал подобран в соответствии с темой (перечислить); упражнения   в учебнике по теме, карточки для работы в парах
  • формы работы подобраны с учетом репрезентативных систем (А – 16, В – 10, К – 8);
  • в процессе выполнения заданий формируются не только декларативные знания (правило правописания частицы не с глаголами, но и процедурные знания (составление памятки по правописания частицы не с глаголами);
  • большинство детей смогут успешно  справиться  с заданиями с/р по данной теме и смогут применить правило правописания частицы не с глаголами
  • Оборудование и материалы:  Компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint «Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» Часть 2.
  • Условные обозначения к графе «Психологические аспекты учения»

РС - репрезентативные системы  (А – аудиальная, В – визуальная, К - кинестетическая)

ПС - познавательные стратегии

ИА - интеллектуальные акты (ОЧП - операции чувственного познания,  ОЛП – операции  логического познания, АСП – операции аналитико-синтетического познания, УА -  управленческие акты).  

Условные обозначения к графе «Нацеленность на результат»

П – познавательные УУД

Р – регулятивные УУД

К – коммуникативные УУД

Л – личностные УУД

План-конспект урока русского языка

Этапы урока в соответствии со структурой деятельности

Содержание занятия, урока

Психологи

ческие аспекты учения

(РС, ПС, ОЧП, ОЛП, АСП, УА)

Нацелен

ность

на результат

(формирова

ние УУД–П,Р,К,Л)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ориентировочный этап

Мотивацион-

ный блок 

Первичное целеполагание, тема (ПЦ)

Актуализация (А), мотивация (М), проблемная ситуация (ПС), проблема (П)

Приветствие детей.

Приветствуют учителя.

К

А: Прочитайте слова. Что общего? Докажите.

Что знаете о глаголах? Обсудите в паре, что знаете о глаголе и приготовьтесь рассказать.

-Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Что еще знаете о глаголе?

ПС: Предлагает  поработать с пословицами: (Слайд)

Прочитайте следующие строчки:

Ошибается  тот,  кто  ничего   делает.

Откладывай  на  завтра,  то,  что  можно  сделать  сегодня.

-Почему данные высказывания звучат бессмысленно?

-Что нужно добавить?

-Перед какой частью речи стоит НЕ?

-Докажите, что это глагол.

-Добавьте НЕ и запишите глаголы.

П: - У вас получились разные варианты. Почему?

 не делает (неделает),

не откладывай (неоткладывай)

В каком месте возникло затруднение?

Почему возникло затруднение?

-Это глаголы

Вспоминают, отвечают (В, А) на вопросы.

Работа в паре

Проговаривают, что повторили.

Смотрят (В) на доску. Слушают (А) задание.

Читают (А), записывают (К) в  тетрадь.

Отвечают  (А) на вопросы.

Обнаруживают проблемную ситуацию:

Не  

Понимают недостаточность имеющихся знаний:

РС-А, В

ОЛП (выделение существенного признака)

АСП(сопоставление, обобщение)

ОЛП (построение суждения, выделение существенного признака)

ОЛП (построение суждения, установление причин)

К

П

Р

М:  Хотите узнать, когда и как пишется НЕ с глаголами?

-Да

УА (принятие решения)

Л

Р

Целеполагание (цель (Ц) вытекает из проблемы), критерии  достижения цели (КЦ) (как поймём, что цель достигнута)

Ц:  Какую цель  поставим на урок? 

КЦ: как поймём, что цель достигнута?

Ставят цель: (А) Научиться правильно писать НЕ с глаголами. (СЛАЙД)

Определяют критерии достижения  цели (СЛАЙД)

1. Расскажем правило правописания НЕ с глаголами.

2. Применим правило правописания НЕ с глаголами в самостоятельной  работе.

РС-А

УА (целеполагание)

ОЛП (рассуждение)

УА (програмирование)

Р

П

Р

Исполнительский этап

Действия (задачи, шаги: как мы это будем делать, зачем?)

Поиск способов решения проблемы и оценка их целесообразности.

Контроль (промежуточный ПК и итоговый). Применение способа для решения типовых задач.

Отделение способа от предметного содержания.

Может быть перенос способа на решение широкого круга проблем.

-Что мы будем делать для того, чтобы прийти  к  достижению цели?

Помогает формулировать шаги, фиксирует их записью на доске.

Шаг 1. 

1. Какое значение придаёт глаголу частица НЕ?

Я предлагаю вам прочитать  текст на слайде.

Что отрицает его герой, что утверждает? Какая служебная часть речи помогла выразить отрицание? Прочитайте стихотворение без «Не». Что изменилось?

Как пишется Не с глаголами?

Выпишите частицу не вместе с глаголом, перед которым она находится. Обведи частицу.

Как она пишется с глаголом?

 - Сформулируйте правило.

Вывод: частица НЕ  пишется с глаголами раздельно.

Прочитайте правило в  учебнике на странице 124. Расскажите друг другу.

ПК:  Сможете рассказать правило?

Можем двигаться дальше к достижению нашей цели? Какой следующий шаг?

Шаг 2. Работа по электронному учебнику: работа с правилом.

Организует работу по составлению памятки 

1.Прочитать  слово с Не.

2. Задать вопрос.

3. Определить часть речи.

4.  Если глагол, то пишу раздельно 

Учитель вывешивает памятку на доску.

ПК: Предлагает повторить правило, выполнить  интерактивное задание.

-Какой 3  шаг?

 

Планируют шаги: (А)

  1. Узнать, как пишется НЕ с глаголом. Прочитаем в учебнике правило.
  2. Послушаем правило правописания НЕ с глаголами в электронном приложении.
  3. Потренируемся в применении знаний правила правописания НЕ с глаголами.
  4. Напишем с/р

Слушают (А) и смотрят  (В) на интерактивную доску 

Открывают (К) учебник, читают (А,В) правило.

Работают в парах

Проводят  промежуточный  контроль процесса достижения цели.

Слушают (А) и смотрят  (В) на интерактивную доску. 

Работают устно (А,В), фронтально.

Выполняют (А,В, К ) упражнения на интерактивной доске.

РС-А, В

УА (планирование)

РС-А,В

ОЧП (воспоминание)

ОЧП (восприятие, проговаривание)

УА (коррекция)

УА (контроль)

ОЧП (восприятие, проговаривание, запоминание)

ОЛП (построение определения понятия)

РС-А,К,В

ОЧП (предметное манипулирование)

ОЛП (построение определения понятия)

УА (контроль)

П

К

П

Р

Р

П

Р

П

Физкультминутка

Шаг 3. Организует работу по применению правила  с  установкой  на  памятку.

  1. с. 124  № 224 устно
  2. с.124 № 223 письменно

Упражнение в написании глаголов с частицей не

- Сейчас я буду читать вам пословицы, вам нужно их записать.

1) Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. (Если ты чего то не умеешь, не нужно этого делать, а свое дело домашнее задание, уборка в комнате нужно делать добросовестно)

2) Не гордись званием, а гордись знанием. (Не нужно гордиться тем, что видно снаружи, гордись тем, что ты знаешь, что у тебя внутри)

3) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. (Как правило, откладывание на завтра – это откладывание навсегда, поэтому делайте все сегодня)

4) Лёжа пищу не добудешь. (Нужно заниматься делом, чтобы достигнуть цели)

5) Не потрудишься — счастья не узнаешь. (Прежде чем хотеть счастья, веселья, нужно потрудиться)

- Объясните смысл пословиц.

Подчеркните глаголы двумя чертами. Подчеркните частицу не.

- Как написана частица не с глаголами? Почему? Какое значение вносит?

ПК:  

Теперь мы  сможем  приступить к  выполнению с/р? Оцените свою готовность. 

Шаг 4. Организует проведение  самостоятельной работы. 

Обращает внимание на последовательность действий в  памятке в  процессе выполнения с/р. 

Посмотрите на экран. Спишите, раскройте скобки. Подчеркните частицу не перед глаголами.

1) Москва, что гранит: никто Москву (не)победит. 2) Кто в Москве (не)бывал, красоты (не)видал. 3) Кто (не)сеет, тот (не)жнёт. 4) Кто сегодня обманет, тому и завтра (не)поверят. 5) Смелого да умелого и страх (не)возьмёт, и враг (не)побьёт. 6) Торопливость делу (не)помогает.

- Как пишется частица не перед глаголами?

- Какое значение придает частица не?

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.                        

К: Организует взаимопроверку, и фронтальную проверку. Дает установку на внимательную проверку и исправление ошибок при необходимости.

                           

Кто смог справиться  с работой без ошибок? Оцените  свою работу. Кто доволен своей работой? В  чем  причина неудачного выполнения?

Выполняют (А,В,К) тренировочные упражнения  применяя памятку.

Проводят оценку готовности к  выполнению с/р.

Выполняют с/р (В,К), пользуясь памяткой.

Работают в парах: (А,В,К) проверяют работы друг друга, исправляют ошибки (при наличии)

Сверяют свои ответы с вариантом на доске.

Оценивают свои работы.

РС-А,К,В

ОЧП (восприятие, проговаривание, воспоминание)

УА (контроль)

РС-А,К,В

АСП (сопоставление, обобщение)

РС-К,В

УА (оценка)

УА (контроль и коррекция)

УА (контроль и коррекция)

УА (оценка)

К

П

Р

К

Л

Р

П

Р

К

Контрольно-оценочный этап

Результат и оценка

(интеллектуальная и личностная рефлексия)

- Давайте вспомним цель нашего урока.

 

РИ : - Как пишется частица Не с глаголами?

- Какое значение вносит частица не?

РЛ: - Кому сегодня на уроке было интересно? Что именно? Что получилось хорошо? А над чем еще нужно поработать? Поблагодарите друг друга.

Вспоминают  (А) цель урока, называют критерии ее достижения.

Делают вывод, (А, К).что цель урока достигнута.

Дети по желанию отвечают, поясняют. (К, А)

РС-А

ОЧП (воспоминание)

ОЛП (доказательство)

УА (фиксация результата)

ОЛП (построение суждения, вывод)

Р

Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Технологическая карта к уроку русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" (3 класс)

Технологическая карта к уроку русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" (3 класс)...

Разработка урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами», 3 класс

Комбинированный урок в 3 классе в УМК "2100" ознакомление учащихся, с помощью средств мультимедиа,  с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями. На занят...

Урок русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» .

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами"...

Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами".

Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами"....

Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»Цель урока: Ознакомление с ролью частицы НЕ и ее раздельным написанием с глаголами.Планируемые результаты:·...