Конспект урока Речь и альтернативная коммуникация
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по предмету "Речь альтернативная коммуникация" тема«Слова, обозначающие число предметов (третий)» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Педан Анжелика Андреевна

Учитель

КОУ «Сургутская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Аннотация: Конспект урока составлен на неговорящего ребенка с умеренной (тяжелой) умственной отсталостью, обучающегося в 3 классе по медицинским показаниям на дому, в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Тема по предмету «речь и альтернативная коммуникация» соответствует программному содержанию Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями, 2 Вариант), с применением элемента проблемной ситуации.

Ключевые слова: умеренная умственная отсталость, речь и альтернативная коммуникация, проблемная ситуация, ритмическая структура слова, графо-моторные навыки.

Тема: «Слова, обозначающие число предметов (третий)» (табл.1)(табл.2).

Цель: Уметь по инструкции показывать предмет, третий по счёту [1].

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

  • закреплять понимание инструкции «Зачеркни», через работу в тетради;
  • учить понимать слово, обозначающее количество предметов (третий), через задание «Зачеркни третий предмет», а так же через решение проблемной ситуации [2].

Коррекционно – развивающая:

  • развитие ритмической структуры, через задание «Разложи животных по вагонам»;
  • развитие графо – моторных навыков, через задания на мелкую моторику и работы в тетради.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать усидчивость, активность и самостоятельность [3].

Таблица 1

Предполагаемые результаты 

Предполагаемые предметные результаты

Предполагаемые личностные результаты

Показ третьего предмета по счёту.

Овладеет навыком сотрудничества со взрослым.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы и технологии обучения: словесный, игровой, практический, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Средства обучения: звонок, паровоз с вагонами (игрушка) и картинка, корзинка для паровоза, картинки и диктофон (игра «Слушать интересно»), звонок велосипеда, игрушка (моделька) машинка, картинки слов (один слог, три слога), тетрадь, карандаши, карточка с кругами.

Таблица 2

Ход урока

Структурный

этап

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Мотивация к деятельности

1. Эмоциональный настрой.

 «И., давай начнём наш урок. Но для начала подадим звонок: Раз, два, три. Теперь попробуй ты».

2. Создание проблемной ситуации.

Перед ребёнком выставляется паровоз с тремя  вагонами: «Посмотри, что я тебе сегодня  принесла. Это поезд. Ты всегда на нём ездишь в  отпуск отдыхать. Давай вместе с тобой построим  дорогу и соберём поезд. Смотри, вот у меня рельсы. Эта тебе, а эта  мне. Соединяем. Смотри, тут ещё детали. Давай  ещё присоединим. Теперь давай соберём поезд. Какой красивый поезд у нас получился. Длинный. Вагонов много. Покажи, где третий вагон? Ты не знаешь? Ты запутался? Сегодня на уроке мы будем разбираться, где же у нас третий вагон в поезде».

Ребёнок нажимает на звонок три раза.

Собирает поезд.

Катает поезд по рельсам.

По просьбе учителя показывает паровоз и вагоны. Затрудняется показать третий вагон.

Организация познавательной деятельности

3. Развитие фонематического слуха звуками транспорта.

Ребёнок катает паровоз по рельсам.

«И., слушай, это же звук поезда. Смотри, у меня три картинки: один, два, три. Покажи, где поезд? Вот поезд. А это звук поезда. Это был первый звук. А сейчас послушай второй звук. О, это же звонок велосипеда. Вот такой. Покажи, где на картинке велосипед? Верно, вот он. Это велосипед. А сейчас послушай третий звук. Это же мотор машины. Покажи, где машина? Всё верно. Давай мы ещё раз с тобой поиграем. Я тебе буду включать звук, а ты мне покажешь, что издаёт такой звук. Слушай. Покажи, что издаёт такой звук? Молодец, правильно. Это поезд. Слушай следующий звук. Покажи, что издаёт такой звук? Молодец, верно». Это велосипед. Теперь слушай последний звук. Покажи, что издаёт такой звук? Молодец, правильно. Это машина. Ты у меня отличник, ты отгадал все три звука. Дай пять!»

4. «И., посмотри, какой у меня ещё есть поезд» (вырезанный поезд с вагонами, картинки животных). «В нём поедут животные. Но их нужно рассадить по своим вагонам. В этом вагоне поедут животные, где мы хлопнем один раз, а в этом вагоне поедут животные, где мы хлопнем три раза.

НАПРИМЕР: Это БЫК. Мы хлопнули один раз. Это короткое слово. Кладём его сюда в первый вагон. Это СО-БА-КА. Это длинное слово. Кладём его в третий вагон. Здесь мы хлопнули три раза». Аналогичная работа проводится с остальными словами (кот, кит, лягушка, курица).

«Отлично. Мы с тобой все слова разложили по своим вагонам. Покажи, где короткие слова? Где мы хлопали один раз. Верно. Молодец. Покажи, где длинные слова? Где мы хлопали три раза».

5. Пальчиковая гимнастика с карандашами.

«Посмотри, у меня карандаши. Возьми один карандаш. Давай покатаем его вот так. Умница. Молодец».

«Смотри, какие у нас дорожки. Будем стучать карандашом. Вот так. Теперь ты. Молодец. Ну вот, наши пальчики готовы к работе в тетради».

6. Физминутка. ИКТ «Паровозик с остановками» https://youtu.be/nRp6CvQcqlQ.

7. Работа в тетради. Закрепление выполнения инструкции «Зачеркни».

«Открой тетрадь. Давай найдём страницу, на которой будем работать».

Вдоль строки изображены рельсы, на которых нарисованы маленькие животные: «Посмотри, нужно зачеркнуть всех, кто играет на рельсах. На рельсах играть нельзя, это опасно. Нужно всем помочь. Нужно всех зачеркнуть. Вот так. Теперь попробуй ты. Держи карандаш правильно. Спина у нас прямая…».

8. Работа в тетради. Понимание слова «третий».

 «Посмотри, здесь на дорожке нарисованы мячи. Их много. Давай посчитаем – один, два, три. Это третий мяч. Покажи, где третий мяч? Верно. Вот третий мяч. Его нужно зачеркнуть. Вот так. Теперь попробуй ты. Умница. Давай посмотрим дальше. Здесь нарисованы самолёты. Их тоже много. Давай сосчитаем – один, два, три. Это третий самолёт. Покажи, где третий самолёт? Правильно. Это третий самолёт. Его нужно зачеркнуть. Попробуй зачеркнуть сам. Отлично. Смотрим, дальше. Здесь нарисованы вагоны. Их тоже много. Давай сосчитаем – один, два, три. Это третий вагон. Покажи, где третий вагон? Правильно. Это третий вагон. Зачеркни его сам. Отлично. Ты справился с заданием.

Катает поезд под звук паровоза.

Звенит настоящим велосипедным звонком.

Ребёнок показывает картинку велосипеда.

Показывает картинку поезда.

Показывает картинку велосипеда.

Показывает картинку машины.

Слушает. Смотрит.

Хлопает в ладоши один раз.

Хлопает в ладоши три раза.

Смотрит. Показывает.

Катает карандаш между ладонями.

Отстукивает карандашом ритмы по кругам.

Повторяет за учителем движения.

Ищет нужную страницу в тетради.

Зачёркивает.

Считает. Зачёркивает.

Считает. Зачёркивает.

Считает. Зачёркивает.

Рефлексия учебной деятельности

9. Решение проблемной ситуации.

Подходят к железной дороге и поезду. Который строили в начале урока: «И., вспомни, в начале урока мы не смогли в нашем поезде показать третий вагон. Мы столько заданий с тобой выполнили: считали до трёх, зачёркивали третий предмет. Давай попробуем показать третий вагон. Покажи, где третий вагон». Если ребёнок затрудняется: «Посмотри, как я отсчитываю третий вагон. Один, два, три. Это третий вагон. Покажи третий вагон.

10. Итог урока.

«Давай вспомним, что мы сегодня делали на уроке? Будешь отвечать «Да» или «Нет». В тетради мы писали? А в картинки играли? А звуки мы слушали? А паровозик мы катали? Ты здорово сегодня  позанимался. Молодец. На этом наш с тобой урок закончился. Подаём звонок «Раз, два, три».  

Смотрит. Повторяет. Показывает.

Кивает головой, отвечая на вопрос в знак согласия.

Список источников

  1. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Текст]: метод. пособие / А. В. Хаустова [и др.] ; под ред. А. В. Хаустова. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 177 с.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Изд-ий центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 47 с.
  3. Акимова, Т. А. Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью / Т. А. Акимова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 209-210. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7565/ (дата обращения: 18.05.2021).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Речь и альтернативная коммуникация, 1 класс. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Сказка «Репка», постановка-импровизация.

Технологическая карта урока. ФГОС, вариант (II). Подробно описана деятельность учителя и обучающихся. Используемые технологии - игровая и здоровьесберегающая....

Конспект урока «речь и альтернативная коммуникация» 1 класс Русская народная сказка «Колобок»

Тема: Русская народная сказка «Колобок». Цель: Знакомство с содержанием и героями сказки «Колобок».Задачи:Образовательные: Познакомить с содержанием сказки «Колобок...

Развитие речи на уроках "Речь и альтернативная коммуникация"

Речь и альтернативная коммуникацияПояснительная записка        Цель программы – формирование коммуникативных и речевы...

Презентация к уроку Речь и альтернативная коммуникация для обучающихся 3 класса "Звук и буква З"

Презентация к уроку составлена для обучающихся 3 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 2)...

Презентация к уроку Речь и альтернативная коммуникация для обучающихся 3 класса "Чтение обратных слогов с буквой К"

Презентация составлена для обучающихся 3 класса , обучающихся по программе АООП (вариант 2)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Речь и альтернативная коммуникация» Тема "Зима"

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" . Тема "Зима". Развитие связной речи. Класс 4 (вариант 2) "Особый ребенок"....