Конспект урока русского языка. Предлог. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Засеева Регина Андреевна

план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_klass_predlog.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Образовательная система: «Школа России»

УМК: Рамзаева К.Б.

Школа: МБОУ ООШ с.Сунжа им Р.Бедоева

Учитель: Засеева Регина Андреевна

Класс: 2

Тема урока: «Предлог»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: познакомить с предлогом как с частью речи, его роли в предложении

Планируемые результаты:

  1. Предметные: осознавать предлог как часть речи, умение находить предлоги в предложении, устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога.
  2. Метапредметные:
  • регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, осуществлять самоконтроль, планировать свою деятельность в соответствии с целью урока, оценивать себя и других.
  • коммуникативные: умение грамотно строить устный ответ в соответствии с поставленными задачами, слушать собеседника и учителя, вести диалог, работать в паре.
  • познавательные: умение ориентироваться в учебнике, проводить анализ учебного материала, строить причинно-следственные связи.
  1. Личностные: прививать интерес к русскому языку, формирование личностных качеств: взаимопомощь, взаимовыручка.

Материалы и оборудование: учебник «Русский язык 2 класс 2 часть», презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин)

I. Организация класса

-Здравствуйте, ребята!  Присаживайтесь.

- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи. Очень хочется, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постараемся узнать новое.

Приветствуют учителя

0,5

II. Актуализация знаний

Словарная работа: (Образец)

Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, бл*стит, у*кая.

-Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание этих букв.

-Какие орфограммы встретились?

-Прочитайте еще раз глазками эти слова и скажите, по какому признаку их можно разделить на группы?

-Откройте тетради, запишите число и классная работа. Самостоятельно запишите слова в три группы.

-Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

-Прочитайте вторую группу слов. Какая же часть речи в этой группе? Докажите.

-Ну и осталась последняя группа. Какая часть речи у нас осталась?

-Как распределяли слова по группам?

-Поднимите руку те, кто выполнил это задание без ошибок.

-Молодцы! А остальным нужно еще повторить.

- Береза, пищит, зеленый, мороз, под, блестит, узкая.

-Безударные гласные и парные согласные.

-Эти слова можно разделить на три группы по частям речи: имя сущ., имя прил., глагол.

Записывают число, классная работа и слова по группам.

1.Береза, мороз.

2.Пищит, блестит.

3.Зеленый, узкая.

-В первой группе существительные. Отвечают на вопрос «что?» и обозначают предмет.

-Вторая группа – это глаголы. Отвечают на вопрос «что делает?» и обозначают действие предмета.

-Имя прилагательное. Отвечают на вопрос «какой?  какая?», обозначают признак предмета.

-По вопросу, по значению.

5

III. Целеполагание. Мотивация и самоопределение к деятельности

-Какое слово не попало ни в одну из групп? Почему не записали к существительным, прилагательным, глаголам?

-Кто знает, как можно назвать слово «под»?

-Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

-Правильно, сегодня мы будем говорить о предлогах. Тема нашего урока: «Общее понятие о предлоге».

-Какова же цель нашего урока? Кто скажет?

-Отлично, с темой и целью урока мы определились, идем дальше.

-слово «под» не попало ни в одну группу. Потому что оно не относится к этим частям речи.

-слово «под» - это предлог.
-да, но не говорили об этом подробно.

-сегодня мы будем говорить о новой части речи, о предлоге.

-цель урока: познакомиться с новой частью речи, с предлогом.

3

IV. Проблемное изучение нового материала

  1. Постановка проблемной ситуации

  1. Формулировка выводов

  1. Сравнение выводов с правилом в книге

-Обратите внимание на слайд. Перед вами стихотворение В.Левина, что вы заметили?

Образец:

Гулял____ улице щенок –

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял ____ метель и ___ солнцепёк,

И ____ дождём гулял и мок.

И если даже шёл снежок,

Гулял ____ улице щенок.

Гулял ___ жару, ___ мороз и __сырость,

Гулял, гулял, гулял и вырос.                              (В.Левин)

-Вы уже заметили, что в нем пропущены слова. Подумайте и скажите, что это за слова.

-Кто хочет прочитать стихотворение, но уже с предлогами?

-Какие предлоги используются в этом стихотворении?

- Понятно ли нам, о чем идет речь без предлогов?

- Зачем тогда нужны предлоги в предложении?

-Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

-Какой вывод мы из этого сделаем?

-Верно. Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос. Предлоги пишутся раздельно с другими словами, и они не изменяются.

-Откройте учебник на странице 109, найдите правило, прочитайте его и, проверьте, все ли правильно мы сказали. О чем мы еще не сказали?

-Хорошо, молодцы!

-На самом деле в русском языке около 200 предлогов. Но мы с вами будем работать с самыми распространенными.

-В этом стихотворении пропущены предлоги.

Гулял по улице щенок –

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял в метель и в солнцепёк,

И под дождем гулял и мок.

И если даже шел снежок,

Гулял по улице щенок.

Гулял в жару, в мороз и в сырость,

Гулял, гулял, гулял и вырос.

-в этом стихотворении используются предлоги: по, в, под.

- нет

- для связи слов

-не получается.

-в предлогу нельзя задать вопрос.

-мы не сказали о том, что предлогов не бывает перед глаголами.

10

V. Первичное закрепление

185 упр.

Физкультминутка

186 упр.

-Найдите упражнение 185. Прочитайте задание.

-Что изображено на картинке?

-Давайте прочитаем предлоги по цепочке.

Теперь запишите их себе в тетрадь. Ниже у вас галочкой отмечено, написание каких предлогов нужно запомнить.

- С двумя предлогами составьте предложения.

- Прочитаем, какие предложения у вас получились.

-Сейчас отдохнем. Вставайте все со своих мест.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

-Присаживайтесь на места.

-Как вы думайте, можно ли в нашей жизни обойтись без предлогов? Почему?

-Найдите упражнение 186. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать с предложениями?

- Верно. Чтобы лучше запомнить предлоги, выполним это упражнение письменно, но так как упражнение большое мы его разделим, первые 3 предложения пишет первый ряд, последние три предложения второй ряд. Предлоги пишите с именами существительными раздельно и подчеркните их одной чертой снизу.

-Проверим, какие предлоги вы вставили в предложения. Читаем предложения по цепочке. У кого не правильно, исправляйте. Будьте внимательны. (проверяют по цепочке)

Вывод по упражнениям:

- Какой можем сделать вывод по выполненным упражнениям?

-Приведите пример предлога с именем существительным, прилагательным, глаголом, когда предлог стоит перед словом.

-Перед какой частью речи нельзя поставить предлог?

-Правильно, предлоги связаны с именами существительными и могут стоять перед прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлог не употребляется.

-Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево.

-на картинке изображены животные на поляне.

Выполняют упражнение в тетради.

Читают предложения.

- нет, мы нес сможем указать место предмета, без предлогов обойтись нельзя, они связывают слова в предложениях по смыслу.

Выполняют упражнение в тетради.

-нужно списать предложения, вставить подходящие по смыслу предлоги и подчеркнуть их

Выполняют задание по рядам.

1.Дети гуляли в лесу.

2.Весной птицы летят с юга на север, а осенью – с севера на юг.

3.Лебеди летели над морем.

4.Хлеб пекут из муки.

5.Мы читали книгу о животных.

6.Апрель с водой, май с травой.

- предлог необходим в предложении для связи там слов и показа места предмета в плоскости

-На машине, в деревне;

-В большом доме

-Предлог нельзя поставить перед глаголом

5

7

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-У вас на партах лежат карточки. Работать будете в парах. Вы должны найти и подчеркнуть все предлоги, которые вам встретятся в тексте.

Образец карточки:

Птицы в клетке, ласточки на ветке, кошка под столом, садик за углом, книжка у подруги, песенка о друге, заяц без хвоста, устный счёт до ста, в гости к дяде Коле, рассказать о школе, из школы к лесу на машине, у друга с мамой в магазине, от дома, около буфета, за поворотом до рассвета, грибы под деревом искал: Кто все предлоги здесь узнал?

-Сколько предлогов вы нашли? Давайте проверим. По очереди называйте предлоги.

-Поднимите руку у кого получилось 22 предлога. Молодцы!

Работают в парах

- 22 предлога.

В, на, под, за, у, о, без, до, в, к, о, из, к, на, у, с, в, около, за, до, под.

7

VII. Итог урока. Рефлексия

- Вспомним, с какой частью речи мы работали на уроке?

-Для чего нужны предлоги в речи?

- С какой частью речи никогда не пишутся предлоги?

Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи даёт.
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.

- Какую цель мы ставили вначале урока?

- Достигли ли мы ее?

-У вас на партах лежат кружочки. Если урок для вас был полезным, нарисуйте веселый смайлик, если ничего нового не узнали, то нарисуйте грустный смайлик.

- Поднимите смайлики. Я очень рада, что каждому из вас урок был полезен и каждый что-то новое для себя взял и запомнил.

-мы работали с предлогом.

-предлоги нужны для связи слов в предложениях.

-Предлоги никогда не пишутся с глаголами.

- познакомиться с новой частью речи, с предлогом.

- да

3

VIII. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание стр. 108 упр. 184 по заданию.

Записывают домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Роль предлогов в речи"

Конспект урока русского языка 2 класс "Роль предлогов в речи" Учащиеся получат первоначальное представление о предлогах в речи с помощью одного известного героя мультфильма "Фиксики" Дедуса....

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

Конспект урока русского языка "Предлог, как часть речи" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи.- формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметн...

Конспект урока русского языка "Предлог" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные- знать, что такое предлоги;- знать какую роль игр...

Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...

Конспект урока русского языка (2 класс) Тема: "Раздельное написание предлогов. Контрольная работа" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний по теме предлог; совершенствование умения писать предлоги с другими словами раздельно;Планируемыерезультаты:Предметные:знать:  что такое предло...

Конспект урока русского языка "Предлог как часть речи" 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи; формирова...