Конспект урока русского языка "Предлог, как часть речи" (2 класс) УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гайфулина Алсу Рифатовна

Цели деятельности учителя:

- формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи.

- формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать, что такое предлог, как часть речи;

- знать, как употребляются предлоги в речи;

- уметь находить предлоги в предложении и тексте;

- уметь писать предлоги отдельно от других частей речи.

 

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Предлог, как часть речи"74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»

Дата: 21.04.2019                                                                                                                                   Учитель: Саматова Т.М.

Школа: МОУ Байгазинская СОШ                                                                                                     Студент: Гайфулина А., 46 группа

Класс: 2                                                                                                                                                 Методист: Галиуллина Н.К.

Урок: 1

Цели деятельности учителя: 

- формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи.

- формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать, что такое предлог, как часть речи;

- знать, как употребляются предлоги в речи;

- уметь находить предлоги в предложении и тексте;

- уметь писать предлоги отдельно от других частей речи.

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть (УМК «Школа России»).

Челябинск, 2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.  Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: показ презентации

1 мин

- Ребята, давайте поздороваемся с вами глазами! Своими глазками покажем, с каким настроением мы пришли на урок. Сегодня вместе со мной вы отправитесь в путешествие.

«Не на небо, не на землю

И не в город, не в село.

В книгу с вами мы пойдем, и урок сейчас начнем»

Приветствовать учителя

Л: самоопределение, смыслообразование

II. Актуализация знаний

Словесный: слово учителя, беседа

Наглядный: показ презентации

Практический: выполнение задания

 5 мин

- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа.

- Назовите весенние месяцы.

- Назовите второй месяц весны. Что вы знаете об этом слове?

- Найдите опасное место, запишите. Поставьте ударение, определите сколько слогов, букв, звуков.

- Проверим по словарю, правильно ли мы написали это слово.

Выполнять задание, отвечать на вопросы

- Март, апрель, май.

- Апрель, оно словарное. Апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы.

- АпрЕль, слово- апрель. Ап-рель -2 слога,6 букв, 5 звуков.

Р: целеполагание, планирование

К: сотрудничество с учителем

П: структурирование знания, синтезировать

III. Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя, беседа

Наглядный: показ презентации

Практический: выполнение задания

Словесный: слово учителя, беседа

Наглядный: показ презентации

 5 мин

- Ребята, посмотрите на экран. Кто-то рассыпал слова. Давайте соберем их и посмотрим, что у нас получилось.

(Птицы, на, принесли, весну, крыльях, тёплую)

- Составьте и запишите предложение. Что у вас вышло?

- Ребята, что такое предложение?

- Назовите основу получившегося предложения. Как её ещё можно назвать?

- Какие знакомые части речи встретились?

- Что такое существительное? Глагол? Прилагательное?

- Какое слово вызвало у вас затруднение?

- Ребята, послушайте внимательно загадку и подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока.

В речи очень нужен я

Все слова мои друзья.

Иногда похож на букву,

Иногда похож на слог.

Вы меня узнали?

Ну, конечно, я …

- Предположите тему нашего урока?

- А, чтобы вы хотели про него узнать? Какие цели поставим на урок?

- Птицы принесли на крыльях тёплую весну.

- Предложение - это одно слово или целый ряд грамматически связанных друг с другом слов.

- Птицы принесли. Главные члены предложения.

- Существительное, глагол, прилагательное.

- Имя существительное – слово, обозначающее предмет. Глагол – слово, обозначающее действие предмета. Прилагательное – слово, обозначающее признак предмета.

- Слово «на».

- Предлог.

- Тема урока: «Предлог как часть речи»

- Цель: узнать, что такое предлог и нужен ли он в речи. Узнать и научиться писать предлоги раздельно с остальными частями речи.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

Работа с учебником

Практический: выполнение задания

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: выполнение задания

Наглядный: показ презентации

Словесный: слово учителя, беседа

Работа с учебником

Практический: выполнение задания

 13 мин

- Ребята, сейчас внимательно послушайте сказку, а затем ответьте на мои вопросы.

Жили в одном из городов русского языка предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те сильно обиделись на задир.

Когда с предлогами ставили Существительные, они так далеко отодвигались от них, что между ними помещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже переехали в другой дом и перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

- Ребята, что делали предлоги не правильно? А вы в классе ссоритесь? В классе надо жить дружно.

- Что самое главное вы услышали в этой сказке?

- Все верно, запомните, ребята, что предлоги в предложениях пишутся с другими частями речи всегда раздельно.

- А сейчас давайте узнаем, что нам рассказывает о предлоге тетушка Сова. Откройте учебник на стр. 109.

- Что такое предлог?

- Для чего служат предлоги?

- Перед какими словами пишутся предлоги?

- Перед какими словами никогда не пишутся?

- Откройте учебник на стр. 108, упр. № 183. Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.

- Что значит на полянке? У тропинки? С бугорка? Под ёлкой?

- Как называются слова «на, у, с, под»?

С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами – слитно или раздельно?

- Спишите это четверостишье и подчеркните предлоги, а сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли подчеркнуты предлоги (сравнение с учебником).

Слушать сказку

- Предлоги задирали и обижали других частей речи. Иногда бывает.

- Предлог - это слово, и оно пишется раздельно.

Читать стихотворение

- Это часть речи

- Служат для связи слов в предложении

- Употребляются в речи вместе с именами существительными

- Перед глаголами предлогов не бывает

- На полянке у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под ёлкой снег лежит.

- Это значит, что что-то находится на поверхности полянки. Находится рядом с тропинкой. С бугорка, то есть движется вниз. Под ёлкой, значит что-то находится под ней.

- Эти слова называются предлогами.

- Они употреблены с: полянке, тропинки, бугорка, ёлкой. Написаны раздельно.

К: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Динамическая пауза

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение физических упражнений

 2 мин

- А сейчас я попрошу вас всех встать со своих мест. Повторяйте за мной.

Повороты головы вправо и влево – 2 раза, вращения кистями – 2 раза в одну сторону и 2 раза в другую, повороты вправо и влево – 2 раза, потрясти ногами.

Выполнять задание

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

Наглядны: показ презентации

Работа с учебником

 5 мин

- Сейчас мы устно выполним следующее упражнение (184). Прочитайте предложения.

- Ребята, увидели ли вы предлоги? Назовите их.

- С какими существительными они употреблены?

- Какую роль выполняют предлоги в предложениях? Прочитайте предложения без предлогов, что изменилось?

- Все верно, ребята, вы молодцы.

Выполнять задание, отвечать на вопрос

- Без вербы весны не бывает.

По капле дождь, по росинке роса.

Журавли кричат – к дождю.

Лето у ворот – поглядывай в огород.

- Да, увидели, это предлоги «без, по, к, у, в».

- Употреблены с: вербы, капле, росинке, дождю, ворот, огород.

- Роль связи слов в предложении.

Вербы весны не бывает.

Капле дождь, капле роса.
Журавли кричат – дождю.

Лето ворот – поглядывай огород.

- В предложениях потерялась связь между словами.

К: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: выполнение задания

Работа с учебником

 7 мин

- А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. На вашей парте лежат карточки с заданием, вам нужно на свой листок списать предложения и вставить предлоги так, чтобы появилась связь между словами.

Для начала подпишите свой листок в правом верхнем углу, фамилия и первая буква имени. Не забудьте подчеркнуть вставленные предлоги.

Петушок – золотой гребешок сидит __теремке. Ласточка свила гнездо __крышей теремка. Лягушка - квакушка сидит__теремке__окошка. Волчище - серый хвостище прячется __теремком. Лисичка – сестричка _леса _ дорожке бежит __теремку.

Выполнять задание, отвечать на вопросы

Петушок – золотой гребешок сидит в теремке. Ласточка свила гнездо над крышей теремка.

Лягушка - квакушка сидит в теремке у окошка. Волчище - серый хвостище прячется за теремком.

Лисичка – сестричка у леса по дорожке бежит к теремку.

Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя, беседа

Наглядный: показ презентации

1 мин

- Ребята, вспомните, какая тема нашего урока?

- Какая была цель нашего урока?

- Достигли ли мы цели? Как?

Отвечать на вопросы

- «Предлог как часть речи».

- Узнать что такое предлог, как он пишется словами и научится различать предлоги в предложениях.

Мы достигли цели с помощью разных упражнений и дополнительной информации.

П: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: слово учителя, беседа

Наглядный: показ презентации

1 мин

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему новому вы научились на уроке?

- Что вам удалось сделать лучше всего и за что вы можете себя похвалить?

Отвечать на вопросы

- Мы узнали о предлогах, что она пишутся раздельно с другими словами, для чего они нужны в предложении.

- Удалось выполнить все.

К.: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; донести свою позицию до других.

Задание для дистанционного обучения

Видеоурок  (https://www.youtube.com/watch?v=JUBFY31wEg8) отправлен в беседу с родителями.

Составьте из слов предложение, запишите. Ответьте на вопросы.

Реке, треснул, лёд.

- Что вы добавили в предложение?

Что обозначают предлоги?

А для чего же они нужны в речи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....

Конспект урока и презентация "Служебные части речи" 4 класс

Данный материал состоит из конспекта урока с презентацией и приложением....

"Прямая речь". Конспект урока русского языка в 4-м классе с презентацией ("Школа России")

Конспект урока, презентация, приложения в виде карточек для парной, групповой, самостоятельной работы....

Конспект урока русского языка "Занимательные части речи."

Конспект урока русского языка "Занимательные части речи" для 2 класса....

Конспект урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательн...

Конспект урока русского языка " Повторение. Части речи" 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА     Тема: «Повторение. «Части речи»».Цель деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний о частях речи, закрепление уме...