Турнир знатоков русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Цели проведения мероприятия: привитие любви к великому русскому языку, формирование интереса к нему как к учебному предмету, повышение общей языковой культуры; развитие интереса к изучению русского языка.

Задачи:

1. Прививать интерес к русскому языку, развитию речи учащихся образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками.

2. Развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку.

3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову; совершенствовать навыки коллективной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Турнир знатоков русского языка27.51 КБ
Файл igra_znatoki.pptx756.96 КБ

Предварительный просмотр:

 «Турнир знатоков русского языка»

Цели проведения мероприятия: привитие любви к великому русскому языку, формирование интереса к нему как к учебному предмету, повышение общей языковой культуры; развитие интереса к изучению русского языка.

Задачи:

1. Прививать интерес к русскому языку, развитию речи учащихся образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками.

2. Развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку.

3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову; совершенствовать навыки коллективной работы.

Предполагаемые результаты: закрепить знания и умения, полученные на уроках; повысить общую языковую культуру, привлечь учащихся к активности в проведении предметных недель.

Ход мероприятия

Учитель. Ребята, сегодня мы собрались на «Турнир знатоков русского языка». Освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не побоитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: четко проговаривать слова, правильно ставить ударение в словах, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета.

Сегодня будут задания, которые потребуют от вас хороших знаний. Нам предстоит выяснить и выбрать лучших знатоков русского языка.

1 команда: «Всезнайки»

Мы смекалку очень любим,

Ей готовы жизнь отдать.

На вопросы все мы будем

По порядку отвечать.

2 команда: «Непоседы».

Кто весел, тот смеется,

Кто хочет, тот добьется.

Кто ищет, тот всегда найдет.

- Итак, предлагаю начать наш турнир.

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнованье:

Успех решает не судьба,

А только ваши знания!

   Разминка «Назови одним словом».

Храбрый человек... (храбрец);

Болтливый человек... (болтун);

Ленивый человек... (лентяй);

Мудрый человек... (мудрец);

Богатый человек... (богач);

Грубый человек... (грубиян);

Сильный человек... (силач);

Веселый человек... (весельчак).

1) 1.В каких словах по 100 согласных? (стог, стол, стон, стоп)

Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2 , 3)

2.Сколько горошин может войти в стакан? (Сами они войти не могут).

Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)

3. Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным)

Что самое первое мы делаем утром? (просыпаемся)

4. Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)

За чем во рту язык? (за зубами)

5.Как разделить 5 картофелин точно на двоих? ( сделать пюре)

Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дадут)

6.Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)

В каком году люди больше едят? (в високосном)

7. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки)

У кого есть шляпка без головы, а нога без сапога? (у гриба)

8. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква б)

В это время для болельщиков загадываются  «Логические загадки»

  1. Что стоит посередине земли? (Буква «М».)
  2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
  3. Сколько солнц светит в середине ночи? (Ночью солнце не светит.)
  4. В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда. (Буква «О».)
  5. Что находится в начале книги? (Буква «К».)
  6. Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)
  7. Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
  8. Что у зайца впереди, а у цапли позади? (Буква «Ц».)
  9. Чем кончается всё? (Буквой «Ё».)
  10. Что находится в середине капусты? (Буква «У».)
  11. Сколько жирафов плавает в Черном море? (Жирафы не плавают.)
  12. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)

 

1.письмо в конверте

2.весёлая азбука

Из букв составить слово (алфавит)

3. А знаете ли вы?

4. Слоговой аукцион 

5.  Игра «Цепочка слов»  

6. Исправь ошибки

даны слова с орфографическими ошибками; надо найти ошибки, исправить их)

молчю, шырокий, чищю, марской, речьной, горот, госьти

снигирь,  тетрать, чюлок,  жыраф, ирочька, косьти, щюка

7. Переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово.

Коршун-шнурок

Маяк-ямка

Кулон-клоун

8.Из одного слова несколько слов?

Маршак говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной»

-Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались,      т.е.       из      букв   слова      «КАРТОФЕЛЬ»    составить

        

                 2 слова из 3 букв

                2 слова из 4 букв                всего 8 слов

                2 слова из 5 букв

                2 слова из 6 букв

        /ель, рак, рот, кот, кат …

        пора, крот, факт, торф, кафе …

        кофта, катер, трель …

        кафель, форель, лекарь, токарь …)

        

9. Сосчитай, сколько звуков и сколько букв в словах:

Юла-  … зв., …б.

Коньки — … зв., …б.

чайник - … зв., …б.

Ёж - ... зв., …б.

Деньги - … зв., …б.

майка - … зв., …б.

10. В это время задание команде – по названному корню подобрать однокоренные слова: - ход -,   - нёс-

Учитель. Со всеми заданиями вы справились блестяще! А помог вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.

Подведение итогов. Пока члены жюри подсчитывают баллы, Вам вопросы на смекалку:  От Хобота до Чирикина».

(в некотором сказочном государстве жили-были животные, которых звали … ; догадайтесь, какие животные скрываются под этими именами)

ХОБОТ — слон, ПАНЦИРКА — черепаха,

БУДИЛЬНИК — петух, ПОВТОРЮШКА — попугай,

ГАВЧИК — пёс, ПОРХАЙКА — бабочка,

ДАРЮХВОСТКА — ящерица, ПУЧЕГЛАЗКА — лягушка (жаба),

ДВУГОРБИК — верблюд, СЕТЬКИН — паук,

ДЛИННОШЕЙ — жираф, СТУКАЛО — дятел,

КЛЕШНЯ — рак, ТЕЛЬНЯЖКА — зебра,

КОЛЮЧКА — ёж, ТОЛСТОПУЗ — бегемот,

ЛИСТОЕДКА — гусеница, ФОНТАН — кит,

МЕДОНОСКА — пчела, БЕРЛОГИН — медведь,

МЯУКА — кошка, ЧИРИКИН — воробей.

НОЧНУШКА — сова

Я уверена, что вы знаете много народных пословиц и поговорок.. Я называю начало пословицы, а команда должна продолжить.

 Что посеешь, … (то и пожнешь ).

Волков бояться, … (в лес не ходить ).

За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь ).

Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда).

С кем поведешься, … (от того и наберешься).

Учение – свет, … (а не ученье тьма).

Кончил дело, …(гуляй смело ).

Как аукнется, … (так и откликнется).

Любишь кататься, … (люби и саночки возить ).

(За каждую правильно названную пословицу – 1 балл. За дополнительные баллы можно предложить детям вспомнить еще пословицы )

Учитель. Конкурс 2. «Блиц – опрос».

(Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл)

Слово «белый» по отношению к слову «черный».

Какая десятая буква в алфавите?

Сколько звуков в слове «ель»?

В каком слове 7 гласных?

Его проглатывают, упорно не желая о чем – либо говорить, его держат

за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Сколько гласных звуков в русском языке?

Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем

тобой?

Как уголь превратить в геометрическую фигуру?

Вопросы на смекалку:

1. Как правильно сказать?

-У рыб нет зуб.

- У рыбей нет зубей.

- У рыбов нет зубов.

(Ответ: У рыб есть зубы.)

2. Какую строчку не может прочитать ни один ученый?

(Строчку, прошитую на швейной машинке )

3. Какую часть слова можно найти в земле?

(Корень)

4. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

(Суббота)

Конкурс 6. (Исправить речевые ошибки)

Дедушка и бабушка сидит на лавочке.

У реки росли ивы, березки и другие цветы.

Осенью часто ходят холодные дожди. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА Знатоки РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 5

1 команда: «Всезнайки» Мы смекалку очень любим, Ей готовы жизнь отдать. На вопросы все мы будем По порядку отвечать.

Слайд 6

2 команда: «Непоседы». Кто весел, тот смеется, Кто хочет, тот добьется. Кто ищет, тот всегда найдет.

Слайд 7

Здравствуй, Соня! Живу я хорошо. Я очень рад, ведь теперь у меня есть Шарик. Он доставит тебе это письмо. Твой брат Лев. Куда: орёл, зелёная, 5 Кому: мишкиной соне. Здравствуй, соня! Жыву я харашо . Я очень рад, ведь теперь у меня есть шарик. Он доставит тебе это песьмо . Твой брат лев. Куда: город Орёл, улица Зелёная, дом № 5 Кому: Мишкиной Соне.

Слайд 8

А знаете ли вы? Что такое алфавит? Сколько букв в алфавите? Как по-другому называют алфавит? Какие буквы не имеют звука? Какие звуки всегда твердые? Какие звуки всегда мягкие.

Слайд 9

Слоговой аукцион Вспомните слова, которые начинаются со слога ли -

Слайд 10

малин нана аха еди лив рбу ем- ляник пельси еб гурец а с Игра «Цепочка слов» р с а з а н р о о

Слайд 11

Исправь ошибки (даны слова с орфографическими ошибками; надо найти ошибки, исправить их) молчю , шырокий , чищю , марской , речьной , горот , госьти снигирь , тетрать ,, чюлок , жыраф , ирочька , косьти , щюка

Слайд 12

Кроссворд «Узнайте героев русских народных сказок». к о л о б о к р е п к а Кто из героев был хлебным изделием? Б у р а т и н о Назовите героиню, которая была сельскохозяйственным продуктом в о л к Непослушный герой сказки, жестоко поплатившийся за это Кто ловил рыбу очень оригинальным способом, произнося при этом слова

Слайд 13

Переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово. КУЛОН – КОРШУН – МАЯК –

Слайд 15

по названному корню подобрать однокоренные слова: - ход -, - нёс-

Слайд 17

Знатоки Спасибо за игру! Успехов в учёбе, дорогие ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - игра по русскому языку для 1кл. "Турнир знатоков русского языка"

Урок проводился в форме игры. Каждому ребенку выдаётся поле, расчерченное на 9 квадратов. Всем детям по очереди задаются вопросы, ответив на вопрос ученик ставит плюс, не ответит минус.Выигрывает тот,...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Викторина по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятие способствует развитию интереса к изучению русского языка, развитию логического мышления школьников....

Турнир знатоков русского языка "Мой верный друг, язык мой русский"

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выра...

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" 2 класс

Класс делится на 3 команды, каждой команде даются задания в различной форме:загадки, ребусы, кроссворды. На каждое задание отводится определённое время. После каждой номинации подводится итог и выстав...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-4 классах «Турнир знатоков русского языка»

Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков русского языка» направлено на сохранение культуры русского языка.  Проводится в форме словесного турнира по предмету в рамках ФГОС НОО. Предла...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"...