Конспект урока по русскому языку "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

В материале содержится технологисеская карта урока и сценарий урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.docx112.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Сариева Елена Викторовна, учитель  начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

Части речи

Цель

Создание условий для усвоения умения различать слова, относящиеся к разным частям речи

Основные термины, понятия

Введение понятия «части речи», имя существительное, имя прилагательное, глагол, служебные части речи

Планируемые  результаты

Предметные умения:

Уметь оперировать следующими понятиями: «части речи», имя существительное, имя прилагательное, глагол, служебные части речи

Уметь делать проверку написанного текста;

Уметь:  находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как часть речи;

классифицировать слова по значению: слова, отвечающие  на вопросы:  кто?  что?  какой? что делать?

Познавательные: определять круг своего незнания; активизировать мыслительную деятельность.

Регулятивные: уметь слышать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

Личностные: восприятие  речи учителя (одноклассников); развитие регуляторов морального поведения; адекватное понимание причин успешности/неуспешности  учебной деятельности.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  (работа с иллюстративным материалом, с книгой), индивидуальная (самостоятельная работа с источниками информации), работа в группах, в парах

Учебник, справочный материал

ЭОР (Интернет-ресурсы, таблицы, презентация), использование мультимедиа

Технология изучения

Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(этап актуализации)

1-3 мин.

Создание условий для активизации

учащихся.

Слайд 1

Настрой  на работу.

-Ребята, давайте протянем правую руку и достанем удачу, протянем левую руку и достанем успех.

Сегодня урок покажет вам,  насколько вы успешны при изучении темы.

Пусть на уроке вам сопутствует успех!

-Запишите «число», «классная работа».

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

Отвечают на вопросы

Постановка  учебной проблемы, планирование

3-5  мин.

Создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение темы через проблемную задачу.

Актуализация знаний, мотивация к изучению новой темы.

Проблемная ситуация в рубрике «Согласны ли вы».

Игра: «Согласны ли выПроверка в парах.

У вас на столах лежат карточки с высказываниями.

Каждое высказывание начинается со слов  «Согласны ли вы что …»

Вы должны посоветоваться друг с другом и  написать «да», если согласны,  написать «нет», если  не согласны с высказыванием.

1.Речь – это средство общения.

2. Речь бывает только устная.

3.Речь состоит из слов.

4.Предложение не выражает законченную мысль.

5.Предложение состоит из слов.

Связь  с  …

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

Отвечают на вопросы


Активизация мыслительных процессов (умозаключение).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения одноклассников.

Выполнение.

Открытие нового знания

15-20  мин.

Физминутка.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Слайд 5

-Я думаю, что вы сами сможете назвать тему урока, прослушав сказку.

Организует деятельность  по достижению цели и задач.  Создает

проблемную ситуацию (предлагает  восстановить правильный алгоритм разбора).

1.Чтение сказки:

(презентация)

Отправились слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам  (слайд 1) и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….».(слайд 2)

А как назывался город, вы должны мне сказать после сказки. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, (слайд3)а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и  спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?». Одни слова растерялись, другие ответили. Кто смог ответить на вопросы  «кто» «что» те и остались, а остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом.  Идут- идут по дороге, видят другой домик. (слайд4) А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают. - Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи  даром  не нужны. Некоторые смогли ответить  на вопросы стражи, их пустили в дом , а другие побрели дальше.

Вот шли они, шли,  смотрят домик красивый стоит. (слайд5) Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут охрана. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают. «Какая необходимость здесь гулять»?  Обрадовались те  слова, которые  смогли ответить на все вопросы, их  расселили в самые красивые дома.

2. Работа по тексту:

Догадались, о каких словах идёт речь? Кто поселился в 1 дом? Во 2? В 3?

3. Повторение определений о существительном,  прилагательном, глаголе.

4.Работа в тетрадях цветными карандашами.

В написанном тексте подчеркнуть существительные – жёлтым. Прилагательные – красным, глаголы - синим карандашом.

Наступила холодная и голодная зима.  
Большие  и  маленькие зверьки попрятались  в норки. Птицы сбились  в стайки.  Животным не хватало корма.

-Не остались ли какие-нибудь слова.

-Интересно, как эти слова называются и для чего они служат?  Хотите узнать?

Тогда дослушайте сказку.

Остались за воротами совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. (Слайд 6)

И стражников  никаких нет. Заглянули они в окошко - а там такие же, как они, маленькие слова  сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели такие же слова, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!» Будем вместе связывать.

-А вы кто? – спросили наши слова.

-А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко.

Работа по сказке.

-А сейчас вы сможете сказать, как называются эти маленькие слова?

-А для чего они нужны?

Сможете ли вы вспомнить, какой вопрос я задавала в самом начале сказки?

-А как назывался город, в который вошли слова?

Формулируют тему урока, цель и задачи с помощью учителя.

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Дети под руководством учителя формулируют цель урока, задачи, планируют деятельность по достижению цели урока.

Работают с предложенными источниками информации.

Отвечают на вопросы.

Выполнение.

Применение нового знания.

3-5 мин.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Назовите  все части речи, которые вы знаете.

1.Работа по учебнику стр.123 упр.2.

Прочитайте слова.

–Назовите только служебные части речи. Можно ли их назвать словами?

2.Составьте и запишите предложения.

А смогли бы вы составить предложение

без маленьких частичек?

 –Почему? Для чего они служат?

Чтение рубрики «Тайны русского языка»

О каких частях речи мы будем ещё говорить?

Молодцы! Я дарю вам торт

Слайд на ИА доске

2012-11-25 14.09.18.jpg

Рассмотрите рисунок торта (учебник) и доска.

-Большие куски торта, у каких частей? Потому, что они самостоятельные.

-Давайте их посчитаем (6)

-А  маленькие кусочки, каким частям речи отдали?

- Сколько служебных частей речи?(4)

– Сколько всего частей речи в русском языке?(10)

– Какие части речи вам уже знакомы?

Анализ, обсуждение, фиксация результатов.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания и оценивают друг друга.

Рефлексия учебной деятельности

1-3 мин.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.

Слайд

Подводит итог урока (проблема, цель, задачи)

Организует рефлексию.

-Какая тема  сегодняшнего урока?

-Какие цели ставили на урок?

-Что нового узнали на уроке?

  • с улыбкой, если понял тему.
  • без улыбки, если остались вопросы по теме.
  • грустный смайлик, если не понял тему.

Умение осознанно строить выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Осуществление итогового контроля.          

Домашнее  задание (дифференцированное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1.     Образовательные:- повторить, что такое прямая ...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...