Конспект урока по русскому языку "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
В материале содержится технологисеская карта урока и сценарий урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Сариева Елена Викторовна, учитель начальных классов
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Тема | Части речи |
Цель | Создание условий для усвоения умения различать слова, относящиеся к разным частям речи |
Основные термины, понятия | Введение понятия «части речи», имя существительное, имя прилагательное, глагол, служебные части речи |
Планируемые результаты | |
Предметные умения: Уметь оперировать следующими понятиями: «части речи», имя существительное, имя прилагательное, глагол, служебные части речи Уметь делать проверку написанного текста; Уметь: находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как часть речи; классифицировать слова по значению: слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? что делать? | Познавательные: определять круг своего незнания; активизировать мыслительную деятельность. Регулятивные: уметь слышать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; Личностные: восприятие речи учителя (одноклассников); развитие регуляторов морального поведения; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная (работа с иллюстративным материалом, с книгой), индивидуальная (самостоятельная работа с источниками информации), работа в группах, в парах | Учебник, справочный материал ЭОР (Интернет-ресурсы, таблицы, презентация), использование мультимедиа |
Технология изучения
Этапы урока, время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Организационный (этап актуализации) 1-3 мин. | Создание условий для активизации учащихся. Слайд 1 | Настрой на работу. -Ребята, давайте протянем правую руку и достанем удачу, протянем левую руку и достанем успех. Сегодня урок покажет вам, насколько вы успешны при изучении темы. Пусть на уроке вам сопутствует успех! -Запишите «число», «классная работа». | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
Активизация познавательных процессов (внимание, память). | Умение вступать в диалог. | Управление своей познавательной деятельностью. | ||||||
Отвечают на вопросы | ||||||||
Постановка учебной проблемы, планирование 3-5 мин. | Создание условий для постановки цели и задач урока. Определение темы через проблемную задачу. | |||||||
Актуализация знаний, мотивация к изучению новой темы. Проблемная ситуация в рубрике «Согласны ли вы». Игра: «Согласны ли вы?» Проверка в парах. У вас на столах лежат карточки с высказываниями. Каждое высказывание начинается со слов «Согласны ли вы что …» Вы должны посоветоваться друг с другом и написать «да», если согласны, написать «нет», если не согласны с высказыванием. 1.Речь – это средство общения. 2. Речь бывает только устная. 3.Речь состоит из слов. 4.Предложение не выражает законченную мысль. 5.Предложение состоит из слов. Связь с … | Активизация мыслительных процессов (анализ). | Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции. | Управление своей познавательной деятельностью. Оценивание мнения одноклассников. | |||||
Отвечают на вопросы | ||||||||
Активизация мыслительных процессов (умозаключение). | Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции. | Управление своей познавательной деятельностью: ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения одноклассников. | ||||||
Выполнение. Открытие нового знания 15-20 мин. Физминутка. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Слайд 5 | -Я думаю, что вы сами сможете назвать тему урока, прослушав сказку. Организует деятельность по достижению цели и задач. Создает проблемную ситуацию (предлагает восстановить правильный алгоритм разбора). 1.Чтение сказки: (презентация) Отправились слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам (слайд 1) и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….».(слайд 2) А как назывался город, вы должны мне сказать после сказки. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, (слайд3)а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?». Одни слова растерялись, другие ответили. Кто смог ответить на вопросы «кто» «что» те и остались, а остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. (слайд4) А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают. - Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны. Некоторые смогли ответить на вопросы стражи, их пустили в дом , а другие побрели дальше. Вот шли они, шли, смотрят домик красивый стоит. (слайд5) Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут охрана. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают. «Какая необходимость здесь гулять»? Обрадовались те слова, которые смогли ответить на все вопросы, их расселили в самые красивые дома. 2. Работа по тексту: Догадались, о каких словах идёт речь? Кто поселился в 1 дом? Во 2? В 3? 3. Повторение определений о существительном, прилагательном, глаголе. 4.Работа в тетрадях цветными карандашами. В написанном тексте подчеркнуть существительные – жёлтым. Прилагательные – красным, глаголы - синим карандашом. Наступила холодная и голодная зима. -Не остались ли какие-нибудь слова. -Интересно, как эти слова называются и для чего они служат? Хотите узнать? Тогда дослушайте сказку. Остались за воротами совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. (Слайд 6) И стражников никаких нет. Заглянули они в окошко - а там такие же, как они, маленькие слова сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели такие же слова, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!» Будем вместе связывать. -А вы кто? – спросили наши слова. -А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Работа по сказке. -А сейчас вы сможете сказать, как называются эти маленькие слова? -А для чего они нужны? Сможете ли вы вспомнить, какой вопрос я задавала в самом начале сказки? -А как назывался город, в который вошли слова? Формулируют тему урока, цель и задачи с помощью учителя. | Работа с информацией. Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты. Осознанно строят выводы. | Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. | Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий. | |||
Дети под руководством учителя формулируют цель урока, задачи, планируют деятельность по достижению цели урока. Работают с предложенными источниками информации. Отвечают на вопросы. | ||||||||
Выполнение. Применение нового знания. 3-5 мин. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Назовите все части речи, которые вы знаете. 1.Работа по учебнику стр.123 упр.2. Прочитайте слова. –Назовите только служебные части речи. Можно ли их назвать словами? 2.Составьте и запишите предложения. А смогли бы вы составить предложение без маленьких частичек? –Почему? Для чего они служат? Чтение рубрики «Тайны русского языка» О каких частях речи мы будем ещё говорить? Молодцы! Я дарю вам торт Слайд на ИА доске Рассмотрите рисунок торта (учебник) и доска. -Большие куски торта, у каких частей? Потому, что они самостоятельные. -Давайте их посчитаем (6) -А маленькие кусочки, каким частям речи отдали? - Сколько служебных частей речи?(4) – Сколько всего частей речи в русском языке?(10) – Какие части речи вам уже знакомы? | Анализ, обсуждение, фиксация результатов. | Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. | Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий. | |||
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания и оценивают друг друга. | ||||||||
Рефлексия учебной деятельности 1-3 мин. | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями. Слайд | Подводит итог урока (проблема, цель, задачи) Организует рефлексию. -Какая тема сегодняшнего урока? -Какие цели ставили на урок? -Что нового узнали на уроке?
| Умение осознанно строить выводы. | Умение аргументировать свою позицию. | Осуществление итогового контроля. |
Домашнее задание (дифференцированное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/10/picture-834251-1560158966.jpg)
Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1. Образовательные:- повторить, что такое прямая ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-1011025-1518445854.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"
Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749630-1454592201.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749630-1454592201.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...