Этимологические справки на уроках русского языка
статья по русскому языку

Алевтина Николаевна Сугибина

Многие знают, что русский язык, на котором мы говорим, состоит из огромного количества слов, большинство из которых заимствованы из других языков. Для учащихся начальных классов, значение многих слов непонятно.

Этимология – это наука, которая объясняет происхождение слов и является, наверное, наиболее интересной, нежели другие науки о русском языке. Этимология помогает прояснить исторический состав слова. Формирует представление о связи языка с историей страны, о взаимодействии языков мира, способствует повышению орфографической грамотности.

В русском языке одни слова по происхождению являются исконно-русскими, другие – заимствованными.

Из исторических источников мы знаем ,что

  1. Большинство слов русской лексики берёт начало из старославянского языка. Много слов появилось в русском языке после принятия христианства в 988г. – в Киевской Руси. Это такие слова как восторг, истина, победа, погода.

Этимология слова «погода». Слово образовалось с помощью приставки  по- от слова год – «благоприятное время, праздник». Первоначально словом погода называли только благоприятное состояние погоды, а словом непогода – ненастье. Сейчас значение слова погода расширилось: хорошая погода, плохая погода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etimologicheskie_spravki_na_urokah_russkogo_yazyka.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Этимологические справки на    уроках русского языка

Многие знают, что русский язык, на котором мы говорим, состоит из огромного количества слов, большинство из которых заимствованы из других языков. Для учащихся начальных классов, значение многих слов непонятно.

Этимология – это наука, которая объясняет происхождение слов и является, наверное, наиболее интересной, нежели другие науки о русском языке. Этимология помогает прояснить исторический состав слова. Формирует представление о связи языка с историей страны, о взаимодействии языков мира, способствует повышению орфографической грамотности.

В русском языке одни слова по происхождению являются исконно-русскими, другие – заимствованными.

Из исторических источников мы знаем ,что

  1. Большинство слов русской лексики берёт начало из старославянского языка. Много слов появилось в русском языке после принятия христианства в 988г. – в Киевской Руси. Это такие слова как восторг, истина, победа, погода.

Этимология слова «погода». Слово образовалось с помощью приставки  по- от слова год – «благоприятное время, праздник». Первоначально словом погода называли только благоприятное состояние погоды, а словом непогода – ненастье. Сейчас значение слова погода расширилось: хорошая погода, плохая погода.

  1. Большая часть тюркских заимствований проникла рано (т.е. до XII века). Этому способствовали ранние контакты (торговые и военные) были у Древней Руси и с половцами, печенегами. Это такие слова как карман, утюг, деньги, товарищ.

В тюркских языках иш значит «друг», а товар – «имущество», «товар».  Товарищ имело значение «совладелец», «компаньон», ведь раньше в России «товариществами» называли торговые компании. В современном русском языке слово товарищ наполнилось совершенно новым смыслом.

  1. Наибольшая часть английских слов вошла в русский язык в Петровскую эпоху (XIX век). Но особенно много слов проникло в XX веке.

Например, спортивная терминология: бокс, волейбол, футбол, кросс, хоккей.

Хоккей – спортивная командная игра на ледяном поле, в которой мяч или шайба забиваются в ворота противника. В один из морозных дней группа солдат гарнизона вздумала погонять палками по льду пустую консервную банку. Так родился хоккей.

Хоккей – хокет (пастуший посох с крюком или палка).

  1. Много слов заимствовано из французского языка в Петровскую и послепетровскую эпоху. Это такие слова как кофе, салат, эскимо, автомобиль.

При моей работе соблюдается модель: словарное слово-этимологическая справка.

Моя методика запоминания словарных слов:

          ЦЕЛЬ:    Научить  правильно   писать  словарные  слова.

  

СРЕДСТВО:   Использования  метода  ярких  ассоциаций  и  этимологических  справок.

СУТЬ   МЕТОДА:   Трудная  орфограмма  словарного  слова   связывается  с  ярким  ассоциативным  образом,  дается  этимологическая  справка,  которая  вспоминается  при  написании  данного  словарного  слова,  помогая  правильно  написать  орфограмму.

               Практическое применение при работе:

Этапы работы

                                 Виды работы

1

Знакомство  с  несколькими  словарными  словами,  объединенными  по  какому – либо  признаку.

2

Работа в словариках

3

Выполнение  творческого  задания  (составление  кроссвордов, загадок,  сказок).

4

Анализ и оценивание творческих работ детей

5

Диагностический  словарный  диктант.

6

Итоговый  контроль.

1 этап Предъявление слова

Знакомство с несколькими словарными словами, объединенными по какому-нибудь признаку:

телефон

телеграф

телевизор                  

телескоп

2 этап. Работа в словариках

Запись словарного слова, используя рисунки, стрелки и т.д.

3 этап. Творческие работы детей.

1. Кроссворды.

2. Сказки.

3. 3агадки.

4. Рассказы.

5. Рисунки.

Выполняется обучающимися, один из видов работы, используя как можно больше записанных словарных слов.

4 этап. Анализ и оценивание творческих работ детей.

        

5 Диагностический словарный диктант

1.Зрительный  диктант.

2. Картинный  диктант.        

3. Выборочный  диктант.

4. Диктант с использованием загадок.

 5. Творческие диктанты.

 На данном этапе можно использовать хорошие работы учеников, что является важным стимулом для дальнейшей работы с детьми.

6 этап Итоговый контроль.

 Дети с удовольствием исследуют слова, используя этимологические справки.

  Знакомство младших школьников с этимологией вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.

Этимология способствует повышению грамотности. В результате использования этимологических справок послужило прочному запоминанию словарных слов.

Уровень орфографической грамотности при использовании этимологии слов намного превышает традиционное механическое запоминание слов.

  В жизни мы узнаём всё больше и больше новых слов, правописание которые нам нужно запомнить. Именно этимология развивает орфографическую зоркость, потому что правописание происходит с опорой на историю слов, а это всегда очень интересно. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности. Думаю, что буду продолжать свои работу в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

Приёмы оригинальной педагогической техники. Использование этимологического прогнозирования на уроках русского языка в работе над непроверяемыми написаниями

В данной  статье  представлен материал из опыта работы. В ней раскрывается эффективный приём этимологического прогнозирования в работе над непроверяемыми написаниями на уроках русского языка...

Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе

Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас,...

Применение этимологического прогнозирования с элементами исследовательского метода на уроках русского языка

Используется на уроках русского языка при введение нового словарного слова....

Справка анализ урока русского языка в 3классе

Справка была написана при посещении урока русского языка по программе «Школа России» в 3 классе по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными», у учителя Филипповой ...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа...

Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.

      Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...