Урок-игра по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шеуджен Фатима Чемалевна

Планируемые результаты:

Предметные: уметь находить в тексте имена существительные, выявлять грамматические признаки имен существительных. Закрепить умение определять род, склонение, число, падеж имен существительных. Совершенствовать умения писать падежные окончания имен существительных и существительных, оканчивающихся на шипящий.

 

Познавательные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok-4kl.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

4 класс

                 

               

               Урок-игра по теме:hello_html_b585de8.gif

"Обобщение знаний об имени существительном"



Учитель начальных классов

Шеуджен Ф.Ч.





Тема: Обобщений знаний учащихся об имени существительном.

Цели:

Формирование УУД

Планируемые результаты:

Предметные: уметь находить в тексте имена существительные, выявлять грамматические признаки имен существительных. Закрепить умение определять род, склонение, число, падеж имен существительных. Совершенствовать умения писать падежные окончания имен существительных и существительных, оканчивающихся на шипящий.

Познавательные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном диалоге.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, высказывать свое предположение. Уметь самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе ее анализа.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности.

Оборудование. Ноутбук, интерактивная доска,слайды,   мелодия игры "Счастливый случай";  красочно оформленный стенд с названием игры;  стенд с иллюстрацией бегущей лошади; перфокарты для всего класса;  керамическая бочка,  24 бочонка из игры "Лото".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Гейм 1. Разминка

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. А в какой форме он будет проходить, попробуйте угадать сами. (Учитель заранее знакомит детей с игрой, с историей ее появления, правилами игры.)

Учитель включает запись мелодии игры "Счастливый случай".

– Начнем нашу игру с небольшой разминки. Так как у нас урок русского языка, то первый мой вопрос: какие известные вам орфограммы есть в названии игры?

Дети. В слове счастливый в корне написали безударную гласную а, так как проверочное слово счастье и сочетание ча пишем с буквой а.

– В слове счастливый окончание -ый, так как это имя прилагательное мужского рода, случай (какой?) счастливый.

– В слове случай написали безударную гласную а, так как проверочное слово случайно.

У.   А теперь я буду загадывать загадки каждой команде, вы будете записывать отгадки, комментируя их по очереди.

Рыжий молокозавод                        
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!
hello_html_5923948.jpg

Д.  Корова.

У.  В этой узенькой коробке
    Ты найдешь карандаши,
    Ручки, перья, скрепки, кнопки,
    Что угодно для души.

Д.   Пенал.

У.   Он признался ножу:
    – Без работы я лежу.
     Построгай меня, дружок,
    Чтобы я работать мог.

Д.    Карандаш.

У.    Я землю копала –
      Ничуть не устала.
     А кто мной копал,
     Тот и устал.

Д.    Лопата.

У. Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.

Д. Язык.

У. Загадки для второй команды.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

Д. Яблоко.

У. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост – колечком.

Д. Собака.

У. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.

Д. Помидор.

У. В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые.
Ходят без завода,
Они птичьего рода.

Д. Петух.

У. Богатырь идет железный.
На работе он полезный.
Тащит плуг за собой,
Разговор ведет с весной.

Д. Трактор.

Учитель объявляет счет.

III. Гейм 2. "Темная лошадка"

У. Следующий гейм – "Темная лошадка". Вот что могла бы сказать о себе наша героиня:

Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я.
Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.
Я – ведущая часть речи и в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.
Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, я появилось в речи в числе самых первых слов.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
О какой части речи можно так сказать?

Д. Эта часть речи – имя существительное.

У. Молодцы, конечно, это имя существительное. Сформулируйте тему урока.
Д. Тема нашего урока – "Обобщение знаний об имени существительном".

У. Сформулируйте цель урока.

Д.  Цель урока – вспомнить все, что мы знаем об имени существительном.

У.  "Темная лошадка" задает вопросы игрокам. Вот какие вопросы могло бы задать имя существительное.
Вопросы задаются сразу двум командам. Кто быстро и правильно ответит, получает очко.
У. Что называется именем существительным?

Д. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? Например, ложка, стол, слон.

У. Какие еще части речи вы знаете?

Д. Мы знаем имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.

У. Какими частями речи являются слова в словосочетании "счастливый случай"?

Д. Счастливый – прилагательное, случай – имя существительное.

У. Как изменяется имя существительное?

Д. Имя существительное изменяется по числам и падежам. Например, час – часы, час, часа, часу, час, часом, о часе.

У. Какого рода могут быть имена существительные?

Д. Имена существительные могут быть мужского, женского и среднего рода. Например, медведь, лисица, облако.hello_html_m6dd0ac47.png

У. А теперь посмотрите на доску и скажите: можно ли, не убирая кляксы, определить род этих слов?

Д. Это слова среднего рода, так как имена существительные среднего рода имеют окончание .

У. Скажите, какие слова были написаны до того, как упала клякса? Ваши версии.

Д. Село, крыло, сало, стекло, шило, зло...
За правильное слово команда получает очко.

У. Какое еще окончание имеют имена существительные среднего рода?

Д. Имена существительные среднего рода имеют еще окончание , например поле.

У. Назовите имена существительные: первая команда – женского рода, вторая команда – мужского рода. Дети отвечают.
– Как можно узнать род имени существительного?

Д. Чтобы узнать род имени существительного, надо поставить его в именительный падеж единственного числа, а затем подставить слова он, мой, она, моя, оно, мое.

У. Определите род у слов-отгадок.

У. Как различаются имена существительные единственного числа и множественного числа?

Д. Имена существительные единственного числа обозначают один предмет, а имена существительные множественного числа обозначают два или несколько предметов. Например: конь – кониромашка – ромашки.

У. Следующее задание для каждой команды: к именам существительным множественного числа допишите имена существительные единственного числа.
На доске.

– Как сказать другими словами "изменение по вопросам"?

Д. Изменение по вопросам называется склонением.

У. Какая часть имени существительного изменяется при склонении?

Д. При склонении изменяется окончание.

У. Сколько падежей в русском языке?

Д. В русском языке шесть падежей.

У. Назовите падежи и их вопросы.

Д.  И.п. кто? что?
Р.п. 
кого? чего?
Д.п. 
кому? чему?
В.п. 
кого? что?
Т.п.
 кем? чем?
П.п. 
о ком? о чем?

У. В каком падеже имя существительное в предложении является подлежащим?

Д. Существительное является в предложении подлежащим в именительном падеже.

У. На доске написано стихотворение, прочитайте его, выпишите существительное "дорожка" в столбик.

На доске.

ДОРОЖКА

Дорожка домой
Мне мила с детских лет,
Дорожки знакомей,
Красивее нет!
И если б зашел я
Не знаю куда,
Дорожку домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.

(К.Райс)

– В каких падежах употреблено слово дорожка?

Д. Слово дорожка употреблено в И.п., Р.п., В.п. и П.п.

У. Так куда же ведет дорожка?

Д. Дорожка ведет домой, а дом – самое лучшее место на земле.

У. Сколько типов склонения имен существительных вы знаете?

Д. Мы знаем три типа склонения: первое, второе, третье.

У. Какие имена существительные относятся к первому, второму, третьему склонению?

Д. К первому склонению относятся имена существительные мужского рода и женского рода с , например воеводалипа.
– К второму склонению относятся имена существительные среднего рода с 
 и мужского рода с нулевым окончанием, например, помидорокно.
– К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с 
ь на конце, например лошадь.

У. На доске записано окончание сказки Чуковского "Мойдодыр".
На доске.

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушат... , в корыт... , в лохан... ,
В реке, в ручейке, в океан... ,
И в ванн... , и в бан... .

– Спишите, вставляя пропущенные окончания, определите склонение и падеж.
Учитель подводит итог гейму 2.

  Физминутка

IV. Гейм 3. "Заморочки из бочки"

У. Каждый из вас вытащит бочонок с номером. Номер бочонка – это номер задания, которое надо выполнить и за которое я всем после урока поставлю оценки.
Номер бочонка обозначает номер перфокарты, их 24. Из них 23-я и 24-я – "Счастливый случай" с оценкой "5".

V. Гейм 4. "Гонка за лидером"

У. Я буду каждой команде называть слова. Вы должны определить склонение, падеж и окончание.

Учитель подводит итоги.

VI. Итог (рефлексия) игры

VII. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык (4 класс) Тема. Обобщение сведений о падежах имен существительных.

обобщить знания учащихся об особенностях падежей; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддер...

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"

17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»

Цели: обобщение знаний учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); развитие сообразительности, логического мышления; обогащение словарного запаса; воспитани...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...